Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, реферат
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего
профессионального
образования педагогический колледж
N 1 им. Н.А. Некрасова
«Современные подходы в обучении детей
Работа по методике математического
развития.
Санкт-Петербург,
2011
В дошкольном возрасте
закладываются основы знаний, необходимых
ребенку в школе. Математика представляет
собой сложную науку, которая
может вызвать определенные трудности
во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют
склонности и обладают математическим
складом ума, поэтому при подготовке
к школе важно познакомить
ребенка с основами счета.
В современных
школах программы довольно
При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счет до десяти
в возрастающем и убывающем
порядке, умение узнавать
- предыдущие и
последующие числа в пределах
одного десятка, умение
- узнавать и изображать
основные геометрические фигуры
(треугольник, четырехугольник,
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;
- основы информатики, которые пока являются факультативными и включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций - "не", "и", "или" и др.
Основу из основ
математики составляет понятие
числа. Однако число, как,
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно "между делом". Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.
Известно, что
выполнение мелкой домашней
Когда ребенок
видит, ощущает, щупает
Хорошо, если вы
сделаете для занятий
Школьный курс
математики вовсе не прост.
Зачастую дети испытывают
Следовательно,
одной из наиболее важных
Формированию
у ребенка математических
При использовании
дидактических игр широко применяются
различные предметы и наглядный
материал, который способствует тому,
что занятия проходят в веселой,
занимательной и доступной
Если у ребенка
возникают трудности при счете,
Приобретению
навыков устного счета
Однако давать
в руки термометр дошкольнику
не следует, поскольку это
Термометр изготавливается
из тонкой дощечки или картона.
Верхняя часть
учебного термометра содержит
температуру свыше ста
Такой наглядный
материал открывает простор
Таким образом происходит не только совершенствование навыков счета, ребенок также знакомится с понятиями положительных и отрицательных чисел, узнает некоторые закономерности физических явлений, учится рисовать оси координат, строить графики.
Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.
Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.
Положите перед
ребенком кубики разного цвета. Пусть
зеленых кубиков будет семь, а
красных - пять. Спросите, каких кубиков
больше, каких меньше. Добавьте еще
два красных кубика. Что теперь
можно сказать о красных
Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
Пусть ваш ребенок
сам придумывает сказки с числительными.
Пусть он скажет, сколько в них
героев, какие они (кто больше - меньше,
выше - ниже), попросите его во время
повествования откладывать
Очень полезно сравнивать
картинки, в которых есть и общее,
и отличное. Особенно хорошо, если на
картинках будет разное количество
предметов. Спросите малыша, чем отличаются
рисунки. Просите его самого рисовать
разное количество предметов, вещей, животных
и т. д.
Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.
Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.
Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Составляйте также
фигуры разного размера и фигуры
с разным количеством палочек. Попросите
малыша сравнить фигуры. Другим вариантом
будут комбинированные фигуры, у
которых некоторые стороны
Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях ("число", "больше", "меньше", "столько же", "фигура", "треугольник" и т. д.).
С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.
Очень важно привить
ребенку навыки, необходимые для
написания цифр. Для этого рекомендуется
провести с ним большую подготовительную
работу, направленную на уяснение разлиновки
тетради. Возьмите тетрадь в клетку.
Покажите клетку, ее стороны и углы.
Попросите ребенка поставить
точку, например, в нижнем левом углу
клетки, в правом верхнем углу и
т. п. Покажите середину клетки и середины
сторон клетки.
Информация о работе Современные подходы в обучении детей математике