Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:10, реферат
Описание работы
ТЕОРИЯ ИГР - раздел математики, предметом которого является анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Возникнув из задач классической теории вероятностей, теория игр превратилась в самостоятельный раздел в 1945-1955. Таким образом, теория игр - один из новейших разделов математики.
Различия в представлении параллельных
и последовательных игр рассматривались
выше. Первые обычно представляют в нормальной
форме, а вторые — в экстенсивной.
С полной или неполной информацией
Важное подмножество последовательных
игр составляют игры с полной информацией.
В такой игре участники знают все ходы,
сделанные до текущего момента, равно
как и возможные стратегии противников,
что позволяет им в некоторой степени
предсказать последующее развитие игры.
Полная информация не доступна в параллельных
играх, так как в них неизвестны текущие
ходы противников. Большинство изучаемых
в математике игр — с неполной информацией.
Например, вся «соль» Дилеммы заключённого
или Сравнения монеток заключается в их
неполноте.
В то же время есть интересные
примеры игр с полной информацией: «Ультиматум»,
«Многоножка». Сюда же относятся шахматы,
шашки, го, манкала и другие.
Часто понятие полной информации
путают с похожим — совершенной информации.
Для последнего достаточно лишь знание
всех доступных противникам стратегий,
знание всех их ходов необязательно.
Игры с бесконечным числом шагов
Игры в реальном мире или изучаемые
в экономике игры, как правило, длятся
конечное число ходов. Математика не так
ограничена, и в частности, в теории множеств
рассматриваются игры, способные продолжаться
бесконечно долго. Причём победитель и
его выигрыш не определены до окончания
всех ходов.
Задача, которая обычно ставится
в этом случае, состоит не в поиске оптимального
решения, а в поиске хотя бы выигрышной
стратегии. Используя аксиому выбора,
можно доказать, что иногда даже для игр
с полной информацией и двумя исходами
— «выиграл» или «проиграл» — ни один
из игроков не имеет такой стратегии. Существование
выигрышных стратегий для некоторых особенным
образом сконструированных игр имеет
важную роль в дескриптивной теории множеств.
Дискретные и непрерывные игры
Большинство изучаемых игр
дискретны: в них конечное число игроков,
ходов, событий, исходов и т. п. Однако эти
составляющие могут быть расширены на
множество вещественных чисел. Игры, включающие
такие элементы, часто называются дифференциальными.
Они связаны с какой-то вещественной шкалой
(обычно — шкалой времени), хотя происходящие
в них события могут быть дискретными
по природе. Дифференциальные игры также
рассматриваются в теории оптимизации,
находят своё применение в технике и технологиях,
физике.
Кооперативные игры
В России при построении математической
модели конфликта делают различия между
коалицией действия и коалицией интересов.
Коалицией действия называются те или
иные коллективы, участвующие в игре и
принимающие решения. Коалицией интересов
называются коллективы, участвующие в
игре и отстаивающие некоторые общие интересы.
Кроме того, вводится понятие ситуации
- результат выбора всеми коалициями действия
своих стратегий.
Игра называется кооперативной,
или коалиционной, если игроки могут объединяться
в группы, беря на себя некоторые обязательства
перед другими игроками и координируя
свои действия. Этим она отличается от
некооперативных игр, в которых каждый
обязан играть за себя. Развлекательные
игры редко являются кооперативными, однако
такие механизмы нередки в повседневной
жизни.
Часто предполагают, что кооперативные
игры отличаются именно возможностью
общения игроков друг с другом. В общем
случае это неверно. Существуют игры, где
коммуникация разрешена, но игроки преследуют
личные цели, и наоборот.
Из двух типов игр, некооперативные
описывают ситуации в мельчайших деталях
и выдают более точные результаты. Кооперативные
рассматривают процесс игры в целом. Попытки
объединить два подхода дали немалые результаты.
Так называемая программа Нэша уже нашла
решения некоторых кооперативных игр
как ситуации равновесия некооперативных
игр.
Гибридные игры включают в себя
элементы кооперативных и некооперативных
игр. Например, игроки могут образовывать
группы, но игра будет вестись в некооперативном
стиле. Это значит, что каждый игрок будет
преследовать интересы своей группы, вместе
с тем стараясь достичь личной выгоды.
Кооперативные игры получаются
в тех случаях, когда, в игре n игроков разрешается
образовывать определённые коалиции.
Обозначим через N множество всех игроков,
N ={1, 2,..., n}, а через K - любое его подмножество.
Пусть игроки из K договариваются между
собой о совместных действиях и, таким
образом, образуют одну коалицию. Очевидно,
что число таких коалиций, состоящих из
r игроков, равно числу сочетаний из n по
r, то есть , а число всевозможных коалиций
равно
= 2n - 1.
Из этой формулы видно, что число
всевозможных коалиций значительно растёт
в зависимости от числа всех игроков в
данной игре. Для исследования этих игр
необходимо учитывать все возможные коалиции,
и поэтому трудности исследований возрастают
с ростом n. Образовав коалицию, множество
игроков K действует как один игрок против
остальных игроков, и выигрыш этой коалиции
зависит от применяемых стратегий каждым
из n игроков.
Функция u, ставящая в соответствие
каждой коалиции K наибольший, уверенно
получаемый его выигрыш u (K), называется
характеристической функцией игры. Так,
например, для бескоалиционной игры n игроков
u (K) может получиться, когда игроки из
множества K оптимально действуют как
один игрок против остальных N\K игроков,
образующих другую коалицию (второй игрок).
Характеристическая функция
u называется простой, если она принимает
только два значения: 0 и 1. Если характеристическая
функция u простая, то коалиции K, для которых
u (K) =1, называются выигрывающими, а коалиции
K, для которых u (K) = 0, - проигрывающими.
Если в простой характеристической
функции u выигрывающими являются те и
только те коалиции, которые содержат
фиксированную непустую коалицию R, то
характеристическая функция u, обозначаемая
в этом случае через uR, называется простейшей.
Содержательно простые характеристические
функции возникают, например, в условиях
голосования, когда коалиция является
выигрывающей, если она собирает более
половины голосов (простое большинство)
или не менее двух третей голосов (квалифицированное
большинство).
Более сложным является пример
оценки результатов голосования в Совете
безопасности ООН, где выигрывающими коалициями
являются все коалиции, состоящие из всех
пяти постоянных членов Совета плюс ещё
хотя бы один непостоянный член, и только
они.
Простейшая характеристическая
функция появляется, когда в голосующем
коллективе имеется некоторое “ядро",
голосующее с соблюдением правила “вето",
а голоса остальных участников оказываются
несущественными.
Обозначим через uG характеристическую
функцию бескоалиционной игры. Эта функция
обладает следующими свойствами:
персональность
uG (Æ) = 0,т.е. коалиция, не содержащая
ни одного игрока, ничего не выигрывает;
супераддитивность
uG (KÈL) ³ uG (K) + uG (L), если K, L Ì N,
KÇL ¹ Æ,
т.е. общий выигрыш коалиции
не меньше суммарного выигрыша всех участников
коалиции;
дополнительность
uG (K) + u (N\K) = u (N)
т.е. для бескоалиционной игры
с постоянной суммой сумма выигрышей коалиции
и остальных игроков должна равняться
общей сумме выигрышей всех игроков.
Распределение выигрышей (делёж)
игроков должно удовлетворять следующим
естественным условиям: если обозначить
через xi выигрыш i-го игрока, то, во-первых,
должно удовлетворяться условие индивидуальной
рациональности
xi ³ u (i), для i ÎN
т.е. любой игрок должен получить
выигрыш в коалиции не меньше, чем он получил
бы, не участвуя в ней (в противном случае
он не будет участвовать в коалиции); во-вторых,
должно удовлетворяться условие коллективной
рациональности
= u (N)
т.е. сумма выигрышей игроков
должна соответствовать возможностям
(если сумма выигрышей всех игроков меньше,
чем u (N), то игрокам незачем вступать в
коалицию; если же потребовать, чтобы сумма
выигрышей была больше, чем u (N), то это
значит, что игроки должны делить между
собой сумму большую, чем у них есть).
Таким образом, вектор x = (x1,...,
xn), удовлетворяющий условиям индивидуальной
и коллективной рациональности, называется
дележём в условиях характеристической
функции u.
Система {N, u}, состоящая из множества
игроков, характеристической функции
над этим множеством и множеством дележей,
удовлетворяющих соотношениям (2) и (3) в
условиях характеристической функции,
называется классической кооперативной
игрой.
Кооперативная игра с множеством
игроков N и характеристической функцией
u называется стратегически эквивалентной
игрой с тем же множеством игроков и характеристической
функцией u1, если найдутся такие к > 0
и произвольные вещественные Ci (iÎN), что
для любой коалиции К Ì N имеет место равенство:
u1 (K) = k u (K) +
Смысл определения стратегической
эквивалентности кооперативных игр (с.
э. к. и) состоит в том что характеристические
функции с. э. к. и. отличаются только масштабом
измерения выигрышей k и начальным капиталом
Ci. Стратегическая эквивалентность кооперативных
игр с характеристическими функциями
u и u1 обозначается так u~u1. Часто вместо
стратегической эквивалентности кооперативных
игр говорят о стратегической эквивалентности
их характеристических функций.
Справедливы следующие свойства
для стратегических эквивалентных игр:
1. Рефлексивность, т.е. каждая
характеристическая функция эквивалентна
себе u~u.
2. Симметрия, т.е. если u~u1, то
u1~u.
3. Транзитивность, т.е. если
u~u1 и u1~u2, то u~u2.
Одними из наиболее интересных
способов решения коалиционных игр являются
решения с применением аксиом Шелли.
Решение
кооперативной игры при помощи вектора
шепли
Аксиомы Шепли:
1. Аксиома эффективности.
Если S - любой носитель игры с
характеристической функцией u, то
= u (S)
Иными словами, “справедливость
требует", что при разделении общего
выигрыша носителя игры ничего не выделять
на долю посторонних, не принадлежащих
этому носителю, равно как и ничего не
взимать с них.
2. Аксиома симметрии. Для
любой перестановки p и iÎN должно
выполняться (pu) = ji (u), т.е. игроки, одинаково
входящие в игру, должны “по справедливости”
получать одинаковые выигрыши.
3. Аксиома агрегации. Если
есть две игры с характеристическими
функциями u¢ и u¢¢, то
j i (u¢ + u¢¢) = j i (u¢) + j i (u¢¢),
т.е. ради “справедливости"
необходимо считать, что при участии игроков
в двух играх их выигрыши в отдельных играх
должны складываться.
Определение. Вектором цен (вектором
Шепли) игры с характеристической функцией
u называется n-мерный вектор
j (u) = (j1 (u), j2 (u),..., jn (u)),
удовлетворяющий аксиомам Шепли.
Существование вектора Шепли
вытекает из следующей теоремы
Теорема. Существует единственная
функция j, определённая для всех игр и
удовлетворяющая аксиомам Шепли.
Определение. Характеристическая
функция wS (T), определённая для любой коалиции
S, называется простейшей, если
wS (T) =
Содержательно простейшая характеристическая
функция описывает такое положение дел,
при котором множество игроков S выигрывает
единицу тогда и только тогда, когда оно
содержит некоторую основную минимальную
выигрывающую коалицию S.
Вектор Шепли содержательно
можно интерпретировать следующим образом:
предельная величина, которую вносит i-й
игрок в коалицию T, выражается как u (T)
- u (T \{i}) и считается выигрышем i-го игрока;
gi (T) - это вероятность того, что i-й игрок
вступит в коалицию T \{i}; ji (u) - средний выигрыш
i-го игрока в такой схеме интерпретации.
В том случае, когда u - простейшая,
Следовательно
,
где суммирование по T распространяется
на все такие выигрывающие коалиции T,
что коалиция T \{i}не является выигрывающей.
Пример. Рассматривается корпорация
из четырёх акционеров, имеющих акции
соответственно в следующих размерах
a1 = 10, a2 = 20, a3 = 30, a4 = 40.
Любое решение утверждается
акционерами, имеющими в сумме большинство
акций. Это решение считается выигрышем,
равным 1. Поэтому данная ситуация может
рассматриваться как простая игра четырёх
игроков, в которой выигрывающими коалициями
являются следующие:
{2; 4}, {3; 4},
{1; 2; 3}, {1; 2; 4}, {2; 3; 4}, {1; 3; 4},
{1; 2; 3; 4}.
Найдём вектор Шепли для этой
игры.
При нахождении j1 необходимо
учитывать, что имеется только одна коалиция
T = {1; 2; 3}, которая выигрывает, а коалиция
T \{1} = {2; 3} не выигрывает. В коалиции T имеется
t = 3 игрока, поэтому
.
Далее, определяем все выигрывающие
коалиции, но не выигрывающие без 2-го игрока:
{2; 4}, {1; 2; 3}, {2; 3; 4}. Поэтому
.
Аналогично получаем, что , .
В результате получаем, что
вектор Шепли равен . При этом, если считать,
что вес голоса акционера пропорционален
количеству имеющихся у него акций, то
получим следующий вектор голосования
, который, очевидно, отличается от вектора
Шепли.
Анализ игры показывает, что
компоненты 2-го и 3-го игроков равны, хотя
третий игрок имеет больше акций. Это получается
вследствие того, что возможности образования
коалиций у 2-го и 3-го игрока одинаковые.
Для 1-го и 4-го игрока ситуация естественная,
отвечающая силе их капитала.
Заключение
Теория игр - наука, изучающая
поведение многих участников, когда достигаемые
каждым результаты зависят от действий
остальных.
"Есть в современной
математике одна область, она
носит безобидное название теории
игр, но ей, несомненно, суждено сыграть
очень важную роль в человековедении
самого ближайшего будущего, - говорил
Джон фон Нейман, один из основоположников
кибернетики. - Она занимается вопросами
оптимального поведения людей при наличии
противодействующего противника. Для
ученого противник - это природа со всеми
ее явлениями; экспериментатор борется
со средой; математик - с загадками математического
мира; инженер - с сопротивлением материалов".