Уравнения с параметрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:39, реферат

Описание работы

Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто
приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в
экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто
бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе
же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики
рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы,
выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу.
В первой части моего реферата я ввожу некоторые обозначения, используемые
впоследствии для более краткой записи решений; во второй части я рассматриваю
наиболее стандартный аналитический способ решения задач, а в третьей –
графический метод.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)

Реферат: Уравнения с параметрами   

Министерство общего и профессионального  образования

                              Свердловской области                             

            Управление образования Администрации  города Нижний Тагил           

    

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 55

    

Образовательная область: математика

 

                                Предмет: алгебра                               

    

РЕФЕРАТ

 

на тему:

    

Решение задач  с параметрами

   

Исполнитель:

 

Научный руководитель:

 

Рецензент областного тура:

    

Нижний  Тагил

 

                                      2004                                     

     Оглавление

     Введение   3

     1. Основные определения   4

     2. Аналитический способ решения задач   5

     2. 1. Линейные уравнения   5

     2. 2. Квадратные уравнения   8

     2. 3. Системы уравнений   13

     3. Графический метод решения задач   16

     4. Заключение   18

     Список литературы    19

    

 

     Введение

 

Изучение многих физических процессов  и геометрических закономерностей  часто

приводит к решению задач  с параметрами. Некоторые Вузы также  включают в

экзаменационные билеты уравнения, неравенства  и их  системы, которые часто

бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе

же этот один из наиболее трудных  разделов школьного курса математики

рассматривается  только на немногочисленных факультативных занятиях.

Готовя данную работу, я ставила  цель более глубокого изучения этой темы,

выявления наиболее рационального  решения, быстро приводящего к ответу.

В первой части моего реферата я  ввожу некоторые обозначения, используемые

впоследствии для более краткой  записи решений; во второй части я  рассматриваю

наиболее стандартный аналитический  способ решения задач, а в третьей  –

графический метод.

Я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут  мне при

сдаче школьных экзаменов и при  поступлении в ВУЗ.

      

1. Основные  определения

      

Задачи с параметрами встречаются  фактически с самого начала изучения

математики, когда начинают оперировать  с буквами, как с числами. Они  связаны

с решением уравнений и неравенств или исследованием функций, в  запись которых

наряду с переменными входят буквы, называемые параметрами.

Введём следующие обозначения  и термины:

     N={1, 2, .} – множество всех натуральных чисел;

     w={0, 1, 2, .} – множество всех натуральных чисел с нулём;

     Z={-N, 0, N} – множество всех целых чисел;

     Q={Z, , где pÎZ, qÎN} – множество всех рациональных чисел;

     R={Q, иррациональные числа} – множество всех действительных чисел;

     Æ – пустое множество – множество, не имеющие ни одного элемента;

     Î – знак принадлежности;

     Þ – знак следствия;

     Û – знак равносилия;

     ОДЗ – область допустимых значений;

     D – дискриминант.

    

2. Аналитический  способ решения задач

 

2. 1. Линейные уравнения

 

Пример 1. Решить относительно х:

    

.

(1)


 

По смыслу задачи (m-1)(x+3) ¹ 0, то есть m ¹ 1,  x ¹ –3.

Умножив обе части уравнения  на (m-1)(x+3), получим уравнение

     , получаем    

          .         

Отсюда при m ¹ 2,25 .

Теперь необходимо проверить, нет  ли таких значений m, при которых

найденное значение x равно –3.

          ,         

решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.

     Ответ: при т ¹ 1, т ¹ 2,25,

т ¹ –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение

; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т

= 1 уравнение (1) не имеет смысла.

Пример 2. Решить относительно х:

    

(1)


 

     ОДЗ: х ³ –а, х ³ 0;

    

Поскольку уравнение (1)Û

Û

(2)


 

и левая часть уравнения (2) неотрицательна, дополнительно к условиям

ОДЗ  налагаем условие а ³ 0;

    Þ   

    

;

(3)


 

при этих условиях

          ;         

теперь к условиям (3) добавляем ещё условие

    

;

в условиях (3), (4) имеем

(4)


 

при а = 0 х = 0 в силу условий (3), (4); при

а > 0 х

; отсюда, добиваясь выполнения  условия (4), получаем

                   

     Ответ: при а = 0 х = 0; при а ³

1 уравнение (1) имеет единственное решение х

; при а < 0, 0 < а < 1

уравнение (1) не имеет решений.

Пример 3. Решить относительно х:

    

(1)


 

                          а). Х ³ 0,                         

      ;     

по условию х ³ 0, то есть параметр должен удовлетворять условию

                   

б). Х < 0,

                   

по условию х < 0, то есть

     < 0 < 1;

          .         

     Ответ: при

уравнение (1) имеет два решения

при > 1

уравнение (1) не имеет решений.

    

2. 2. Квадратные  уравнения

 

Пример 1. Решить относительно х:

    

(1)


 

а). Пусть а = 0, тогда –2х+4 = 0 Û х = 2;

б). Пусть а ¹ 0, тогда D = 1– 4а; при 1– 4а < 0 Þ а > х Î Æ;

при 1– 4а ³ 0 Þ а £   .

     Ответ: при а = 0 х = 2; при а ¹

0 и а £

уравнение (1) имеет два решения

; при а ¹ 0 и а >

уравнение (1) не имеет решений.

При исследование квадратичной функции  мы используем теоремы, которые также

помогают при решение задач  с параметрами.

     Т1. Если приведённое квадратное уравнение имеет два корня и b > 0,

     c > 0, то оба корня этого уравнения отрицательные; b

< 0, c > 0, то оба корня этого уравнения

неотрицательны.

     Т2. Необходимые и достаточные условия, чтобы корни квадратного

уравнения были больше заданного числа d:

                     

Пример 2. При каких значениях  параметра а, корни уравнения неотрицательны:

    

(1)


 

Разделим уравнение (1) на а, но поставим условие а ¹ 0, тогда получим

    

(2)


 

По Т1:                                     ;

1). D = ; приводим к общему знаменателю а2, получаем

     .

    

 


 

    

 


 

    

 


 

2). > 0;

корень уравнения  :

а = –2 и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на

координатную прямую (Рис. 1).

Получаем а < –2, а > 0

    

Рис. 1



 

3). ; корень уравнения : а = –3

    

 


 

    

 


 

и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 2).

    

 


 

Получаем –3 < а < 0.

    

Рис. 2



 

4). Объединим полученные результаты:

    

(Рис. 3)


 

Получаем 

    

 
 

Рис. 3



 

     Ответ: при уравнение (1) имеет неотрицательные корни.

Пример 3. При каких значениях  параметра а, корни уравнения больше 1:

    

(1)


 

По Т2:                                     .

1).

     > 0, разделим получившееся неравенство на –8, получаем

    

 


 

    

 


 

     корни данного

уравнения: .

Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 4).

    

 

    

Рис. 4



 

    

 


 

Получаем  < а <                                      

 

2). , помножим обе части данного неравенства на 2а, при этом а ¹ 0;

     2а + 1 > 2а Þ 2а – 2а > –1 Þ 0 > –1 Þ а Î R.

3). Y(1) = 2а –2;

     корни уравнения 2а(а-1) > 0: а1 = 0; а2 = 1.

Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 5).

    

       
 
 

 
 

     

 

    

 


 

    

 


 

    

Рис. 5



 

Получаем а < 0, а > 1

4). Объединим полученные результаты:

    

(Рис.6)


 

    

 


 

    

 


 

    

Рис. 6



 

Получаем 

     Ответ: при корни уравнения (1) больше 1.

Пример 4. При каком наибольшем целом а оба корня уравнения заключены

строго между –2 и 4:

    

Способ 1:

(1)


 

     ; тогда корни уравнения (1): . Они должны быть заключены строго между –2 и 4:

    

Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 7).

    

 


 

Получаем 

    

 
 

Рис. 7



 

     Способ 2:

По Т2:

                   

1). D = 1> 0;

2). ;

3). Y(–2) = а2+4а+3

    

 


 

    

 

Информация о работе Уравнения с параметрами