Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:39, реферат
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто
приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в
экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто
бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе
же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики
рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы,
выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу.
В первой части моего реферата я ввожу некоторые обозначения, используемые
впоследствии для более краткой записи решений; во второй части я рассматриваю
наиболее стандартный аналитический способ решения задач, а в третьей –
графический метод.
Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19
Реферат: Уравнения с параметрами
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 55
Образовательная область: математика
РЕФЕРАТ
на тему:
Решение задач с параметрами
Исполнитель:
Научный руководитель:
Рецензент областного тура:
Нижний Тагил
Оглавление
Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто
приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в
экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто
бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе
же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики
рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы,
выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу.
В первой части моего реферата я ввожу некоторые обозначения, используемые
впоследствии для более
наиболее стандартный
графический метод.
Я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при
сдаче школьных экзаменов и при поступлении в ВУЗ.
1. Основные определения
Задачи с параметрами
математики, когда начинают оперировать с буквами, как с числами. Они связаны
с решением уравнений и неравенств или исследованием функций, в запись которых
наряду с переменными входят буквы, называемые параметрами.
Введём следующие обозначения и термины:
N={1, 2, .} – множество всех натуральных чисел;
w={0, 1, 2, .} – множество всех натуральных чисел с нулём;
Z={-N, 0, N} – множество всех целых чисел;
Q={Z, , где pÎZ, qÎN} – множество всех рациональных чисел;
R={Q, иррациональные числа} – множество всех действительных чисел;
Æ – пустое множество – множество, не имеющие ни одного элемента;
Î – знак принадлежности;
Þ – знак следствия;
Û – знак равносилия;
ОДЗ – область допустимых значений;
D – дискриминант.
2. Аналитический способ решения задач
2. 1. Линейные уравнения
Пример 1. Решить относительно х:
(1) |
По смыслу задачи (m-1)(x+3) ¹ 0, то есть m ¹ 1, x ¹ –3.
Умножив обе части уравнения на (m-1)(x+3), получим уравнение
, получаем
.
Отсюда при m ¹ 2,25 .
Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений m, при которых
найденное значение x равно –3.
,
решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.
Ответ: при т ¹ 1, т ¹ 2,25,
т ¹ –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение
; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т
= 1 уравнение (1) не имеет смысла.
Пример 2. Решить относительно х:
(1) |
ОДЗ: х ³ –а, х ³ 0;
Поскольку уравнение (1)Û Û |
(2) |
и левая часть уравнения (2) неотрицательна, дополнительно к условиям
ОДЗ налагаем условие а ³ 0;
Þ
(3) |
при этих условиях
;
теперь к условиям (3) добавляем ещё условие
в условиях (3), (4) имеем |
(4) |
при а = 0 х = 0 в силу условий (3), (4); при
а > 0 х
; отсюда, добиваясь выполнения условия (4), получаем
Ответ: при а = 0 х = 0; при а ³
1 уравнение (1) имеет единственное решение х
; при а < 0, 0 < а < 1
уравнение (1) не имеет решений.
Пример 3. Решить относительно х:
(1) |
а). Х ³ 0,
;
по условию х ³ 0, то есть параметр должен удовлетворять условию
б). Х < 0,
по условию х < 0, то есть
< 0 < 1;
.
Ответ: при
уравнение (1) имеет два решения
при > 1
уравнение (1) не имеет решений.
2. 2. Квадратные уравнения
Пример 1. Решить относительно х:
(1) |
а). Пусть а = 0, тогда –2х+4 = 0 Û х = 2;
б). Пусть а ¹ 0, тогда D = 1– 4а; при 1– 4а < 0 Þ а > х Î Æ;
при 1– 4а ³ 0 Þ а £ .
Ответ: при а = 0 х = 2; при а ¹
0 и а £
уравнение (1) имеет два решения
; при а ¹ 0 и а >
уравнение (1) не имеет решений.
При исследование квадратичной функции мы используем теоремы, которые также
помогают при решение задач с параметрами.
Т1. Если приведённое квадратное уравнение имеет два корня и b > 0,
c > 0, то оба корня этого уравнения отрицательные; b
< 0, c > 0, то оба корня этого уравнения
неотрицательны.
Т2. Необходимые и достаточные условия, чтобы корни квадратного
уравнения были больше заданного числа d:
Пример 2. При каких значениях параметра а, корни уравнения неотрицательны:
(1) |
Разделим уравнение (1) на а, но поставим условие а ¹ 0, тогда получим
(2) |
По Т1:
1). D = ; приводим к общему знаменателю а2, получаем
; .
|
|
|
2). > 0;
корень уравнения :
а = –2 и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на
координатную прямую (Рис. 1).
Получаем а < –2, а > 0
|
3). ; корень уравнения : а = –3
|
|
и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 2).
|
Получаем –3 < а < 0.
|
4). Объединим полученные
(Рис. 3) |
Получаем
|
Ответ: при уравнение (1) имеет неотрицательные корни.
Пример 3. При каких значениях параметра а, корни уравнения больше 1:
(1) |
По Т2:
1).
> 0, разделим получившееся неравенство на –8, получаем
|
|
корни данного
уравнения: .
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 4).
|
|
Получаем
< а <
2). , помножим обе части данного неравенства на 2а, при этом а ¹ 0;
2а + 1 > 2а Þ 2а – 2а > –1 Þ 0 > –1 Þ а Î R.
3). Y(1) = 2а –2;
корни уравнения 2а(а-1) > 0: а1 = 0; а2 = 1.
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 5).
|
| ||||
|
|
|
Получаем а < 0, а > 1
4). Объединим полученные
(Рис.6) |
|
|
|
Получаем
Ответ: при корни уравнения (1) больше 1.
Пример 4. При каком наибольшем целом а оба корня уравнения заключены
строго между –2 и 4:
Способ 1: |
(1) |
; тогда корни уравнения (1): . Они должны быть заключены строго между –2 и 4:
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 7).
|
Получаем
|
Способ 2:
По Т2:
1). D = 1> 0;
2). ;
3). Y(–2) = а2+4а+3
|
|