Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:51, курсовая работа
Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проварки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ин один творческий процесс.
ВЕДЕНИЕ. ………………………1-2
1.История уравнения…………………………………3
2. Содержание и роль линии уравнений в современном школьном курсе математики………………………..8
3.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ…………………28
3.1.У равнения в начальных классах…………..28
3.2. Методика работы над уравнением …..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………39
Понятно, что под аналитической записью и понимается запись равенства, левая или правая части которого содержат неизвестную (неизвестные) букву (или число). Именно буквенное выражение определяет функцию от входящих в него букв, заданную на допустимых числовых значениях.
Введение
записи задачи (о нахождении неизвестной
величины) с помощью уравнения
начинается с конкретной
Для того чтобы найти способ решения уравнение, достаточно определить сначала по схеме, а позже и сразу по формуле, чем является неизвестная величина: частью или целым. Если известная величина является целым, то для ее нахождения нужно сложить, а если она часть, то из целого нужно вычесть известные части. Таким образом, ребенку ненужно запоминать правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.
Успешность ребенка, его навык при решении уравнений будут зависеть от того, может ли ребенок переходить от описания отношения между величинами с помощью схемы к описанию с помощью формулы и наоборот. Именно этот переход oт решаем как одного из вида формул к схеме и определения с помощью схемы характера (часть или целое) неизвестной величины являются темы основными умениями, которые дают возможность решать любые уравнения, содержащие действия сложения и вычитания.
Другими словами, дети должны понять, что для правильного выбора способа решения уравнения, а значит и задачи нужно уметь видеть отношение целого и частей, а чем и поможет схема. Схема здесь выступает в качества средства решения уравнения, а уравнение, в свою очередь, как средство решения задачи. Поэтому большинство заданий ориентировано на составление уравнений по заданной схеме и на решение текстовых задач путем составления схемы и с ее помощью составления уравнения, позволяющего найти решения задачи.
Изучение
уравнений в начальных классах
происходит в несколько этапов.
Программой школы
4+ =5, 4- =2, -7=3 и т.п.
В процессе выполнения таких упражнений дети привыкают к мысли, что неизвестным может быть не только сумма или разность, но и одно из слагаемых (уменьшаемое или вычитаемое).
До 2 класса неизвестное число обозначается, как правило, так : , ?, *. Теперь же для обозначения неизвестного числа используют буквы латинского алфавита. Равенство 4+х=5 с называют уравнением. Равенство, где есть буквы называют уравнением (Приложение А)
На первом этапе уравнения решают на основе состава числа. Учитель знакомит с понятием неизвестного, понятием уравнение, показывает разные формы чтения, учит записывать уравнения по диктовку, разбирает понятия «решить уравнения» «что называется корнем», « что есть решение уравнения», учит проверять решенные уравнения.
На втором этапе решения уравнения происходит с использованием зависимости между компонентами. В этом случае при нахождении неизвестного числа можно пользоваться приемом замены данного уравнения равнозначным ему уравнением. Опорой перехода может быть граф (Истомина 2008:161).
Приведу примеры уравнений в замены их равнозначными уравнениями с опорой на графы.
а)Х * 4= 16
Х=16 :4
Х=4
4 * 4= 16
Б) х : 5=7
Х= 7 * 5
Х=35
35:5=7
После того как учащиеся научатся решать простейшие уравнения, включаются более сложные уравнения видов:
а - (6о -14) = 27
51-(х +15) = 20,
решение, которых выполняется также на основе взаимосвязи между результатами и компонентами арифметических действий, ведется подготовка к решению задач способом составления уравнений
Для решения таких уравнений необходимы знания порядка действий в выражении, а также умения выполнять простейшие преобразования выражений. Уравнения указанных видов вводятся постепенно. Сначала простейшие уравнения усложняются тем, что их правая часть задается не числом, а выражением.
Далее включаются уравнения, в которых известный компонент задан выражением. Полезно учить читать эти уравнения с названием компонентов. Наконец, приступают к решению таких уравнений, где один из компонентов является выражением, включающим неизвестное число, например:
6o-(x-7) = 25
(12-х) + 10 = 18.
При решении уравнений такого вида приходится использовать дважды правила нахождения неизвестных компонентов. Рассмотрим:
Обучение решению таким уравнений требует длительных упражнений в анализе выражений и хорошего знания правил нахождения неизвестных компонентов. На первых порах полезны упражнения в пояснении решенных уравнений.
Кроме того, следует чаще решать такие уравнения с предварительным выяснением, что неизвестно и какие правила надо вспомнить, чтобы решить данное уравнение.
Такая работа предупреждает ошибки и способствует овладению умением решать уравнения.
Особое внимание следует удалять проверке решения уравнения. Учащиеся должны четко знать, усвоить последовательность и смысл действий, выполняемых при проверке: найденное число представляют вместо буквы в выражение, затем вычисляют значение этого выражения и, наконец, сравнивают его с заданным значением или с вычисленным значением выражения, стоящего в другой части уравнения.
Если получается равные числа, значит, уравнение решено, верно.
Дети могут выполнять проверку устно или письменно, но при этом всегда должны быть четко
выделены основные ее звенья: подставляем..., вычисляем..., сравниваем...
Уравнения используются также для решения задач. Существует правило составления уравнения:
1.Выясняется, что известно, что неизвестно.
2.Обозиачепе неизвестного за х.
3.Составление уравнения.
4.Решение уравнения
5.Полученное
число истолковывается в
Необходимым требованием для формирования умения решать задачи с помощью уравнений является умение составлять выражения по их условиям.
Поэтому вводится запись решения задач в виде выражения. Учащиеся упражняются в объяснения смысла выражений, составленных по условию задачи; сами составляют выражения по заданному условию задачи, а также составляют задачи по их решению, записанному в виде выражений.
Одним из самых трудных моментов является запись задачи в виде уравнения, поэтому, вначале при составлении уравнения широко используются средства наглядности: рисунки, схемы, чертежи.
Для формирования у учащихся умения решать задачи алгебраическим способом необходимо, чтобы они могли решать уравнения, составлять выражения по задаче и осознавать сущность процесса «уравнивания неравенств», т е преобразования неравенства в уравнение.
Уже на первых уроках дети, сравнивая два множества, устанавливают, в каком из них содержится больше элементов и что нужно сделать, чтобы в обоих множествах было одинаковое их количество.
Вместе с тем возможности
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение уравнений продолжается и на протяжении всех трех лет начального обучения в школе.
3.2.Методика работы над уравнением.
Ч1 + Ч2 =Ц
Теперь разберем дом. Можно снять крышу и останется стена, а можно убрать стену и останется крыша. Если от целого отнять часть, то получится другая его часть Ц – Ч1 = Ч2. Зная это, ребенок может теперь сам определить неизвестную часть, имея целое и известную часть. Это уже уравнение. В нем появляется мистер Икс. - х=
Что же случилось е карандашом? Что спрятал мистер Икс? Ну, конечно, у него сломался грифель, х=
Строчка 2 - решение уравнения, х в одной стороне равенства, а остальное - а другой.
3+5=8
То, что сложили, и есть сумма. Подбирают слагаемые и сумму: б + 4 = 10. Когда число уменьшают, его называют уменьшаемое. От него можно что-то отнять. Число, которое вычитают, называют вычитаемое. Ищем их разницу или разность. Подбирают числа:
7-6=1
**=
Болтушка №1. Чтобы найти уменьшаемое, к разности прибавили вычитаемое.
Х-в = р
X = р + в
Х = у
Решаем уравнения:
У в р у в р
Болтушка №2. Чтобы найти вычитаемое, на разность уменьшаем уменьшаемое.
у –х =рР
х=у-р
х=в
Решают уравнения:
У в р у в р
8-х=3 7-х=4
Болтушка №3. Чтобы найти любое слагаемое, от суммы отнимаем все остальные. Х+с2=сумма
х = сумма – с2
х=С1
Решают уравнения:
С1 с2 сум. С1 с2 сум.
3+х=9
После этого решаются уравнения, основанные на знания состава чисел (Моро М.П.. Пышкалова АЛ. 2006:178).
Записывают состав чисел без повторов, так как при перемене мест слагаемых сумма меняется.
Поиграем в занимательные игры «Клоуны» и «Вертушки», где вместо х нужно вписать число.
Вставляют х в состав числа и узнают его. 6х 43 76x4
0 1 2 3 0 1 2 3
И решают уравнения: 6 – х=1 2+х=7
Запиши состав чисел 8 и 9.
8 7 6 5 4
*****
Найди х, в квадрате напиши отгадку.
Реши уравнения: 8 - х =2; 8+х=8 ; х-7=2 ; 9-х=6
Далее переходят к решению задач при помощи у равнений. Задачи в схемах.
Схема №1
II-
Задача: Десять селедок разложили на две тарелки с учетом схемы.
I-Х 10 с I-7c 10c
II-3c
Составляют и решают уравнения по схемам 7 +х=10; х+3=10.
Схема № 2.
Было – 10птиц
Исчезли - 5 птиц
Осталось –х птиц
Задача: сидели на дереве 10 птиц. Пять птиц улетели. Сколько птиц осталось?
Решение: 10 - х =5
Добавили - 5 ягод
Стало - 10 ягод
Дети самостоятельно придумывают условии задачи и решают ее
Х+5=10
Так же детей знакомят с самым легким способом решения уравнений - аналогия
Надо решить уравнение, а ребенок забыл как. Что же делать? Давайте рассмотрим уравнения И ребенок всегда будет помнить, как они решаются.
2+3=5
Это синее это зеленое это красное