Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами – разработке симулятора (английский термин – simulation, modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕТОДЕ 7
1.3. Две особенности метода Монте-Карло. 8
1.4. Задачи, решаемые методом Монте-Карло. 9
2. ОБЫЧНЫЙ АЛГОРИТМ МОНТЕ-КАРЛО ИНТЕГРИРОВАНИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Факультет Математики и информатики
Кафедра Общей математики и информатики
Специальность 160802 - Космические летательные аппараты и разгонные блоки
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Вычисление площади сложной фигуры методом имитационного моделирования
по дисциплине «Математический анализ»
Исполнитель
студент группы 911 к _____________________________ В.В. Шевелев
Руководитель
доцент, к.п.н. _____________________________ Н.Н. Двоерядкина
Нормоконтроль
доцент, к.п.н. _____________________________ Т.А. Макарчук
Благовещенск 2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Факультет_____________________
Кафедра ______________________________
З А Д А Н И Е
К курсовой работе (проекту)
студента ______________________________
______________________________
1. Тема курсовой работы
(проекта):____________________
______________________________
2. Срок сдачи студентом
законченной работы (проекта)_____________________
3. Исходные данные к
курсовой работе (проекту):____________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
4. Содержание курсовой работы (проекта) (перечень подлежащих разработке вопросов):
______________________________
______________________________
5. Перечень материалов приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.) ________________________
______________________________
______________________________
6 Дата выдачи
задания_______________________
Руководитель курсовой работы
(проекта)_____________________
______________________________
Задание принял к исполнению
(дата):_______________________
СОДЕРЖАНИЕ
Принял к
исполнению____________________
Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте). К имитационному моделированию прибегают, когда:
· Дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте.
· Невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные.
· Необходимо сымитировать поведение системы во времени.
Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами – разработке симулятора (английский термин – simulation, modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.
Имитационное
моделирование позволяет
1.1. Происхождение метода Монте-Карло.
Датой рождения метода Монте-
Любопытно, что теоретическая основа метода была известна уже давно. Более того, некоторые задачи статистики рассчитывались иногда с помощью случайных выборок, то есть фактически методом Монте-Карло. Однако до появления электронных вычислительных машин (ЭВМ) этот метод не мог найти сколько-нибудь широкого применения, ибо моделировать случайные величины вручную - очень трудоемкая работа. Таким образом, возникновение метода Монте-Карло как весьма универсального численного метода стало возможным только благодаря появлению ЭВМ. Само название «Монте-Карло» происходит от города Монте-Карло в княжестве Монако, знаменитого своим игорным домом. Дело в том, что одним из простейших механических приборов для получения случайных величин является... рулетка. Стоит ответить на часто задаваемый вопрос: «Помогает ли метод Монте-Карло выигрывать в рулетку?» Нет, не помогает. И даже не занимается этим.
1.2. Пример.
Для начала рассмотрим весьма простой пример. Предположим, что нам нужно вычислить площадь плоской фигуры S. Это может быть совсем произвольная фигура с криволинейной границей, заданная графически или аналитически, связная или состоящая из нескольких кусков. Пусть это будет фигура, изображенная на рис. 1, и предположим, что она вся расположена внутри единичного квадрата. Выберем в квадрате N случайных точек. Обозначим через N' число точек, попавших при этом внутрь S. Геометрически очевидно, что площадь S приближенно равна отношению N'/N. Чем больше будет N, тем больше будет точность этой оценки. В примере, изображенном на рис. 1, выбраны N = 40 точек. Из них N' = 12 точек оказались внутри S. Отношение N'/N = 12/40=0,30, в то время как истинная площадь S равна 0,35 1.
Рисунок 1-пример случайных координат.
Однако указанный в нашем
примере метод Монте-Карло
Первая особенность метода - простая
структура вычислительного
Вторая особенность метода: ошибка вычислений, как правило, пропорциональна , где D - некоторая постоянная, а N - число испытаний. Из этой формулы видно, что для того, чтобы уменьшить ошибку в 10 раз (иначе говоря, чтобы получить в ответе еще один верный десятичный знак), нужно увеличить N (то есть объем работы) в 100 раз. Ясно, что добиться высокой точности на таком пути невозможно. Поэтому обычно говорят, что метод Монте-Карло особенно эффективен при решении тех задач, в которых результат нужен с небольшой точностью (5-10 %).
Однако одну и ту же задачу можно решать различными вариантами метода Монте-Карло2, которым отвечают различные значения D. Во многих задачах удается значительно увеличить точность, выбрав способ расчета, которому соответствует значительно меньшее значение D.
Во-первых, метод Монте-Карло позволяет моделировать любой процесс, на протекание которого влияют случайные факторы.
Во-вторых, для многих математических задач, не связанных с какими-либо случайностями, можно искусственно придумать вероятностную модель (и даже не одну), позволяющую решать эти задачи. Собственно говоря, это и было сделано в примере из п. 1.2. Таким образом, можно говорить о методе Монте-Карло как об универсальном методе решении математических задач. Особенно интересно, что в некоторых случаях выгодно отказаться от моделирования истинного случайного процесса и вместо этого использовать искусственную модель.
Вернемся к примеру из п. 1.2. Для расчета нам нужно было выбирать случайные точки в единичном квадрате. Как это сделать физически? Представим такой эксперимент. Рис. 1 (в увеличенном масштабе) с фигурой S и квадратом повешен на стену в качестве мишени. Стрелок, находящийся на некотором расстоянии от стены, стреляет N раз, целясь в центр квадрата. Конечно, все пули не будут ложиться точно в центр: они пробьют на мишени N случайных точек3. Можно ли по этим точкам оценить площадь S? Результат такого опыта изображен на рис. 2. В этом опыте N=40, N' = 24 и отношение N'/N=0,60, что превышает истинное значение площади (0,35) почти в два раза. Впрочем, и так ясно, что при очень высокой квалификации стрелка результат опыта будет очень плохим, так как почти все пули будут ложиться вблизи центра и попадут в S.
Рисунок 2-пример физического вычисления.
Нетрудно сообразить, что наш
метод вычисления площади будет
справедлив только тогда, когда случайные
точки будут не «просто случайными»,
а еще и «равномерно
Рисунок 3-численное интегрирование функции методом Монте-Карло.
Предположим, необходимо взять интеграл от некоторой функции. Воспользуемся неформальным геометрическим описанием интеграла и будем понимать его как площадь под графиком этой функции.
Обычный алгоритм Монте-Карло интегрирования
Для определения площади под графиком функции можно использовать следующий стохастический алгоритм:
ограничим функцию прямоугольником (n-мерным параллелепипедом в случае многих измерений), площадь которого Spar можно легко вычислить;
«набросаем» в этот прямоугольник (параллелепипед) некоторое количество точек (N штук), координаты которых будем выбирать случайным образом;
определим число точек (K штук), которые попадут под график функции;
площадь области, ограниченной функцией и осями координат, S даётся выражением
Использование выборки по значимости.
Очевидно, что точность вычислений можно увеличить, если область, ограничивающая искомую функцию, будет максимально к ней приближена. Для этого необходимо использовать случайные величины с распределением, форма которого максимально близка к форме интегрируемой функции.
Метод Монте-Карло не используют на практике для вычисления площади плоской фигуры, так как есть более удобные, хотя и более сложные, но обеспечивающие гораздо большую точность. Метод Монте-Карло менее точен, но может быть единственным методом для вычисления объёма тела и решения задачи. Для более точных расчётов, ограничивающие фигуру линии должны быть как можно ближе к ней.
1 На практике для вычисления площади плоской фигуры метод Монте-Карло не используют: для этого есть другие методы, хотя и более сложные, но зато обеспечивающие гораздо большую точность.
2 В иностранной литературе теперь чаще пишут о методах Монте-Карло (во множественном числе), имея в виду, что одну и ту же задачу можно считать при помощи моделирования различных случайных величин.
3 Мы предполагаем, что стрелок не является чемпионом мира и удалён на достаточно большое расстояние от мишени.
Информация о работе Вычисление площади сложной фигуры методом имитационного моделирования