Взаимообучение на уроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 17:54, реферат

Описание работы

Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный или «тихий» опрос) не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило лаборатории математики НИИ ШОТСО АПН СССР разработать методику так называемых уроков общения.

Файлы: 1 файл

_vzaimoobuchenie_na_urokakh_matematiki_kak_vazhnejs.docx

— 18.38 Кб (Скачать файл)

Взаимообучение на уроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников

 

Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный или «тихий» опрос) не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило лаборатории математики НИИ ШОТСО АПН СССР разработать методику так называемых уроков общения.

На таком уроке каждый ученик изучает материал вместе с соседом по парте. Ребята читают учебник, сами отвечают на вопросы, решают задачи, проверяя друг друга. Первые подготовившиеся пары опрашивает учитель. Из их числа он назначает помощников, которые участвуют в опросе остальных.

Начинается урок общения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы. Затем учитель сообщает, как будет организовано занятие, а также предъявляет (на доске или через графопроектор) вопросы по изучаемому материалу и дополнительные задания. Инструкция для учеников (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке выглядит так:

· Прочти заданный пункт учебника;

· Подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;

· Помоги подготовиться своему соседу;

· Ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на них, исправляя ошибки;

· Сообщи учителю о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;

· Говори при этом очень тихо.

Ученики приступают к работе. Учитель обходит класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал учителю. Учеников, хорошо ответивших материал, учитель назначает ассистентами и указывает, кого они будут опрашивать. При этом нежелательно, чтобы кто-либо (учитель или ассистент) беседовал более, чем с двумя парами учащихся за один урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ответившие на двойку готовятся снова и пересдают материал тут же, на уроке или на дополнительном занятии. Опрос отставших можно осуществлять и во внеурочное время по договоренности между учащимися (должниками и ассистентами). Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Если же они не успели выполнить задание на уроке, то обязаны сделать это дома.

Уроки взаимообучения по теоретическому материалу мы рекомендуем проводить с VI класса, но не по всем пунктам учебника, а лишь по тем которые представляют сравнительную трудность для учащихся из-за принципиальной новизны или большого объема. Начиная с VII класса, уроки общения целесообразно проводить по всему курсу.

Приведем в качестве примера вопросы по двум пунктам учебника математики для VI класса, на которые должны ответить учащиеся во время уроков общения.

Координатная плоскость

1. Расскажите о координатных прямых Ох и Оу.

2. Расскажите о координатах точки на плоскости. Как называется каждая из них?

3. Что называется координатной плоскостью?

4. Решите задачи №186, 187, 197.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

1. Решите задачу, с которой начинается п.29 на с.118 учебника, изменив данные (72 конфеты «Ласточка» и 54 конфеты «Чебурашка»).

2. Что называется наибольшим общим делителем нескольких натуральных чисел? Приведите пример.

3. Какие числа называются взаимно простыми? Приведите пример.

4. Объясните, как используется разложение на простые множители для нахождения наибольшего общего делителя чисел 3600 и 250.

5. Сформулируйте правило нахождения наибольшего общего делителя. Объясните, как нужно найти наибольший общий делитель чисел 42, 60 и 75.

6. Решите задачи №632 и 643.

Уроки общения можно проводить и по геометрии. Действующий учебник геометрии для VII-XI классов содержит все необходимые вопросы по теоретическому материалу. Поэтому на уроках общения достаточно указать лишь номера этих вопросов. Например, для изучения темы «Перпендикулярные прямые» учитель указывает № 9-12 из вопросов для повторения на с. 27 этого учебника.

Для уроков общения, проводимых по материалу алгебры, учителю придется самому составить список вопросов, руководствуясь следующим соображением: каждая теорема, определение или правило излагаемой темы должно быть включено в состав вопросов.

Взаимообучение школьников можно организовать и при решении задач, начиная уже с V класса. На доске вместо вопросов по теории учитель выписывает номера задач из учебника, их нужно разобрать в течение урока. При этом учитель подчеркивает номера обязательных задач, т.е. тех, которые необходимо решить, чтобы получить тройку. Каждый ученик делает необходимые записи в своей тетради, советуясь с соседом по столу. Опрашиваемому достаточно убедиться, что в тетради отвечающего записаны решения всех задач, и он может подробно прокомментировать одно из них. При опросе учитывается ответ не только данного ученика, но и его соседа по столу.

Анкетирование учителей и беседы с ними показывают, что на первых порах они испытывали известные трудности: не успевали опросить весь класс, не могли добиться, чтобы все ученики сразу включались в работу, привыкнуть к рабочему шуму на уроке. Но, несмотря на отмеченные трудности, учителя единодушно считают, что уроки общения полезны. Приведем два характерных высказывания: «Уроки общения нахожу очень нужными. Они развивают математическую речь школьников, приучают их работать с учебником математики, воспитывают уважение к книге, к своим товарищам, помогают лучше усваивать материал»; «Уроки общения воспитывают чувство взаимопомощи. Это настоящая ориентация на профессию педагога для многих учащихся».

Учителя творчески применяют предложенную методику и вносят в нее усовершенствования: ужесточают требования к результатам опроса учащихся ассистентами; если ученик после урока общения написал письменную работу на ту же тему плохо, то оценка за урок общения ему снижается. Она не должна отличаться от оценки за письменную работу более, чем на один балл.

Другие предлагают свой способ проверки результатов на уроке решения задач: проверяются работы 10 – 12 лучших учащихся в классе, а затем, за 5 – 10 минут до окончания урока эти ученики сверяют тетради остальных со своими.

Многие учителя разработали инструкции для ассистентов, например:

· Задавайте вопросы четко, точно по порядку.

· Если ответ неправилен, постарайтесь дослушать его до конца и только затем исправьте (при необходимости укажите, в каких местах книги даны ответы на вопросы).

· Проверьте, все ли задания выполнены. Правильны ли ответы? При необходимости поправьте.

· Опрашивая пару учеников, отметьте, кто помогал в подготовке другого, какие вопросы вызвали затруднения.

· Обсудите оценку сообща, обосновав свое мнение.

· Сообщите учителю результаты опроса.

· Будьте предельно внимательными, тактичными и взаимно вежливыми!

В заключение отметим, что традиционная методика преподавания математики не способствует формированию общественно значимых черт личности. На уроке6 пресекаются всякие попытки оказать помощь товарищу, работать сообща. Не формируется чувство ответственности за работу коллектива, способность к объективной само- и взаимооценке.

Причина этого в том, что из трех основных форм учебной работы – фронтальной, индивидуальной и коллективной – в основном используются только первые две. В результате школьники учатся каждый по отдельности. Но если учитель систематически устраивает уроки самообучения, то, тем самым, он приводит в действие межличностные контакты. Теперь ученик учится у другого и учит его, опрашивает товарища и отвечает ему же, несет ответственность за соседа.

Из всех вариантов коллективной деятельности работа в парах наиболее элементарна, Но, в отличие от других, она может быть использована в любом классе и любым учителем.

 


Информация о работе Взаимообучение на уроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников