Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 20:07, реферат
Цель работы: знакомство с биографией Пифагора.
Задачами данной работы являются:
изучение литературы, посвященной биографии Пифагора;
рассмотрение различных легенд, связанных с рождением и смертью Пифагора;
воссоздание образа великого мыслителя..
Во-первых, стремиться к прекрасному и славному,
во-вторых, быть полезными,
в-третьих, стремиться к высокому наслаждению.
Система морально-этических правил, завещанная Пифагором своим ученикам, была собрана в своеобразный моральный кодекс пифагорейцев — «Золотые стихи», которые пользовались большой популярностью в эпоху античности, эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. В восемнадцатом и девятнадцатом веках они были популярны в России (Приложение 1).
Пифагорейская система знаний состояла из трех разделов: учения о числах — арифметики, учения о фигурах — геометрии и учения о строении Вселенной — астрономии. Изучение геометрии, астрономии и музыки считалось существенным для понимания Бога, человека, природы и никто не мог полагать себя учеником Пифагора до тех пор, пока не овладеет в достаточной степени этими науками.
Одной из особенностей школы было почти священное почитание учителя. Только тех, кто прошел многие ступени знаний, Пифагор называет своими ближайшими учениками и допускает во двор своего дома, где беседует с ними. Отсюда пошло понятие «эзотерический», то есть находящийся внутри
Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями), а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики).
Система образования, заложенная Пифагором, просуществовала много веков.
Членами пифагорейского союза были жителями не только Кротона, но и многих других городов Великой Греции. В свое общество пифагорейцы принимали и женщин. Союз процветал более двадцати лет, а потом начались гонения на его членов, многие из учеников были убиты.
Но учение Пифагора и его учеников продолжало жить. Великий философ Платон был горячим поклонником Пифагора, Порфирий, Ямвлих, Прокл, Гипатия проповедовали его религию - философию. В дальнейшем идеи Пифагора развивали Николай Кузанский (1401—1464), Джероламо Кардано (1501—1576), Томмазо Кампанелла (1568— 1639), Джордано Бруно (1548—1600), Владимир Соловьев (1853—1900) и другие.
1.4 Семья Пифагора.
Среди женщин, обучавшихся у Пифагора, находилась молодая девушка большой красоты. Её отец, Кротонец, носил имя Бронтинос, её звали Феано. Пифагору было около 60 лет. Но полная власть над страстями и чистая жизнь, всецело посвященная идее, сохранили весь огонь его сердца нетронутым. Молодость души, то бессмертное пламя, которое великий посвященный черпал в своей духовной жизни, светилось в нем и подчиняло ему всех окружающих. Он находился в это время в апогее своего могущества.
Феано была привлечена к Пифагору тем светом, который исходил из всей его личности. Природа её была глубокая и сдержанная, и ее тянула к учителю возможность получить объяснение всех мучительных загадок жизни. Пифагор не делал ничего, чтобы привлечь ее. Он любил всех своих учеников. Все внимание его было сосредоточено на школе, на Греции и на будущем земного мира.
Но однажды, когда он остался один в пещере Прозерпины, погруженный в глубокие размышления, он увидал приближающуюся к нему молодую красавицу, с которой до этих пор он никогда не беседовал наедине. Она преклонила перед ним колени и, не поднимая глубоко склоненной головы, начала умолять учителя – ведь его власть безгранична! – освободить ее от невозможной любви, которая сжигала её тело и душу. Пифагор спросил имя того, кого она любила. После тяжелой борьбы Феано призналась, что любила его, но была готова подчиниться беспрекословно его воле. Пифагор не отвечал ничего. Ободренная его молчанием, она подняла голову, бросая на него молящий взгляд, который предлагал ему весь цвет молодой жизни и весь аромат любящей женской души.
Мудрец был потрясен, он умел побеждать свои чувства, он владел вполне своим воображением, но молния этой души проникла в его душу. В этом девственном сердце, созревшем в огне страсти, в этой женщине преображенной безграничной преданностью, он нашел достойную подругу, которая могла содействовать еще более полному осуществление дела его жизни. Пифагор поднял молодую девушку и Феано могла прочесть в глазах учителя, что отныне их две судьбы слились в одну.
Браком своим с Феано Пифагор наложил печать осуществления на свое дело. Слияние этих двух жизней оказалось совершенным.
У Пифагора и Феано были дети: сыновья Телавг, Мнемарх и Аримнест, а также дочери Мия, Аригнота и Дамо.
В литературе также встречается, что во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самописца Пифагора. Он женился на критянке Теано, от которой у него были дети: сыновья Телавг, Мнемарх , Аримнест, а также дочери Мия, Аригнота и Дамо.
Где здесь истина? Остается только догадываться.
Вот что известно одетях Пифагора.
Мнемарх, один из сыновей Пифагора, умер раньше отца, а Телавг стал преемником отца.
«Телавг, славное чадо Теано и Пифагора», как полагают некоторые, стал учителем Эмпедокла. Пифагор оставил записки «Священного Слова Орфея» сыну Телавгу, малолетнему, и Битале, дочери Дамо. Так как Мнемарх к тому времени уже умер, Телавг стал главою школы пифагорейцев и преемником отца.
Сын Аримнест был в изгнании, вернувшись, он посвятил храму Геры бронзовый дар, на котором была высечена следующая эпиграмма: «Меня посвятил любимый сын Пифагора Аримнест».
Мия, дочь Пифагора, выданная впоследствии замуж за Менона-кротонца (другие говорят Милона), так держала себя, что, будучи незамужней, была первой в хороводе кротонских девиц, а став женой — обладала правом первой подходить к алтарям и предводительствовать кротонскими женами.
Феано прониклась идеями своего мужа с такой полнотой, что после его смерти она стала центром пифагорейского ордена и один из греческих авторов приводит, как авторитет, её мнение относительно учения Чисел. Она дала Пифагору двух сыновей: Аримнеста и Телаугеса и дочь Дамо. Телаугес стал впоследствии учителем Эмпедокла и передал ему тайны пифагорейской доктрины.
Семья Пифагора представляла собой истинный образец для всего ордена, его дом называли храмом Цереры, а двор – храмом Муз. Во время домашних и религиозных празднеств мать руководила хором женщин, а Дамо – хором молодых девушек. Дамо была во всех отношениях достойна своих отца и матери. Пифагор доверил ей свои манускрипты с запрещением передавать их кому бы то ни было вне своей семьи. После того, как пифагорейцы рассеялись, дочери Пифагора пришлось жить в величайшей бедности. Ей предлагали большие суммы за манускрипты, но, верная воле отца, она отказалась отдать их посторонним.
1.5 Легенды смерти Пифагора.
Пифагор прожил около 100 лет.
Относительно того, как умер Пифагор, общего мнения нет.
Вот одно из мнений.
Был в Кротоне человек по имени Килон, который обладал тяжелым и властным нравом, пользовался силой друзей и обилием богатства не для добрых дел. Захотел он приблизиться к Пифагоровой философии, но Пифагор ему отказал. Килон стал обличать Пифагора и готовить против него заговор.
Однажды во время собрания пифагорейцев в доме шестикратного олимпийского победителя Милона Килон вместе со своими сообщниками поджег дом со всех сторон. Но мнения здесь то же расходятся: одни утверждают, что Милон спас своих друзей, по другой, что все погибли, кроме Архипа и Лисинда.
Что было с самим Пифагором во время пожара, также не вполне понятно. По одной из версий, Пифагора в Кротоне не было. Другие источники говорят, что в горящем доме ученики образовали мост из тел, живыми войдя в огонь, для того, чтобы их учитель прошел по нему и спасся, и только впоследствии Пифагор умер от разрыва сердца, скорбя по поводу кажущейся тщетности своих усилий по просвещению и служению человечеству.
По другому мнению, пифагорейцы пришли к политической власти в Кротоне, но политическая власть предполагает и политических противников. Килон и его сторонники начинают борьбу против Пифагора и его братства. Но немолодой Пифагор не выдерживает этой борьбы и удаляется в Метапонт, где проводит остаток своих дней и умирает на рубеже VI и V вв. до н.э. (Приложение 2) Пифагорейцы терпят одно поражение за другим, и в конце концов, ища спасения рассеиваются по всей Элладе.
Некоторые говорят, что он был убит собственными учениками; другие говорят, что он бежал из Кротона с небольшой группой последователей.
1.6 После смерти Пифагора.
Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам, которым удалось бежать из Южной Италии в Грецию.
Выжившие его ученики пытались продолжать его учение, но они всякий раз подвергались гонениям, и к сегодняшнему дню мало, что осталось от свидетельств величия этого философа. Говорят, что его ученики никогда не произносили его имени, а использовали слова «Мастер» или «Этот Человек». Это происходило, возможно, потому, что по преданию имя Пифагора состояло из специальных образом упорядоченных букв и имело огромное священное значение.
Журнал “Word” опубликовал статью Т. Пратера, в которой показывается, что Пифагор посвящал своих учеников-кандидатов посредством определенной формулы, скрытой в буквах его имени. Это может объяснить то, почему имя Пифагора столь высоко почиталось.
Прошло время, и Пифагор стал считаться уже не человеком, а богом, и его рассеянные по свету ученики были объединены общим восхищением все превосходящим гением своего учителя.
Слава Пифагора еще и при жизни перелетала через моря. Однако понят он был позже.
В 430—420-х гг. до н. э. (т. е. менее чем через 100 лет после смерти Пифагора) произошло невиданное событие: в Абдерах были выпущены монеты с изображением Пифагора и подписью ПУӨАГОРНΣ (Приложение 3). Абдерские монеты — это не только первый в истории чеканный портрет философа вообще (изображения выдающихся философов на монетах появятся значительно позже, и только в родных городах), но это и первое на греческих монетах подписанное изображение человека. И таким человеком оказался не царь, не тиран, не полководец, а мудрец! Что касается Пифагора-математика, то он, видимо, навсегда останется первым и последним математиком в истории человечества, чей профиль удостоился столь высокой чести!
И чем дальше неумолимое время уносит нас от времени Пифагора, тем острее видится поразительная прозорливость мудреца, объявившего два с половиной тысячелетия назад, что «Все есть число». Современное звучание пифагорейского тезиса означает, что математика есть ключ к познанию всех тайн природы.
Заключение.
О жизни Пифагора ходит много легенд. Каждая несет в себе крупицу правды.
Французский просветитель Жан Жак Руссо говорил: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один».
Но даже если нет истинного пути, и Пифагора вообще не существовало, даже если он целиком был легендарной фигурой, и в этом случае за ней стоит нечто реальное, ибо Пифагор стал образом раннеантичной эпохи. Без Пифагора и пифагорейцев невозможно представить всю античную культуру.
В данной работе мы попытались проследить жизненный путь великого мыслителя Пифагора, мы познакомились с легендами его рождения и смерти, узнали, что для удовлетворения тяги к знаниям ему пришлось много путешествовать, терпеть лишения и невзгоды. Но этого человека любили, поддерживали его близкие люди, жена и дети, его ученики и последователи.
Личность Пифагора может быть примером для молодежи наших дней. У него можно поучиться преодолению невзгод, твердости духа, умению получать знания, стремлению познать окружающий мир.
Выполняя данную работу, мы подробнее узнали о биографии Пифагора, о том времени, когда он жил.
Данная работа имеет практическую значимость для учащихся:
расширит их кругозор,
познакомит более подробно с ученым, имя которого будет часто произноситься на уроках в школе,
можно применять данную работу на уроках для развития интереса к математике.
В дальнейшем планируется продолжить работу по данной теме и познакомиться с достижениями Пифагора и его учеников в арифметике, геометрии, музыке, астрономии и медицине.