Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 10:06, реферат
Описание работы
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи 1.1. Понятие, цели и принципы финансовой политики государства 1.2. Классификация видов финансовой политики 1.3. Финансовая стратегия и финансовая тактика 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации в современных условиях 2.1. Особенности финансовой политики в России 2.2.Оценка финансовой политики в России в 2011-2012 годах Заключение Список использованных источников
Денежно-кредитная политика
имеет значительный временной лаг – время
от принятия решения до его результата.
Влияние ее на размер валового внутреннего
продукта в значительной степени связано
с изменением инвестиционной активности
в экономике, что само по себе является
довольно длительным процессом.
Операции в сфере кредитных
отношений требуют определенного страхования.
Нередко банки, увлекаясь кредитной экспансией,
попадают в тяжелую ситуацию. Крах одного
неизбежно сказывается на положении других
из-за денежной взаимосвязанности внутри
банковской системы. Это послужило поводом
к изданию законов о защите интересов
вкладчиков. Так практически реализовалась
идея о создании системы минимальных резервов,
т.е. определенных денежных сумм, которые
коммерческим банкам предписывается держать
на счетах ЦБ РФ. Эти резервы хранятся
в ЦБ РФ на бессрочных вкладах.
Ценовая политика государства сводится к регулированию
цен и тарифов на монопольные товары и
услуги. Государство монопольно владеет
недрами, землей, водными пространствами,
железными дорогами, электропередающими
сетями, нефте- и газопроводами. Цены во
всех остальных отраслях и сферах напрямую
зависят от динамики цен на товары и услуги
названных отраслей.
Таможенная политика – это органическая часть налоговой
и ценовой политики, так как таможенные
сборы и пошлины оказывают прямое воздействие
на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная
политика в значительной мере самостоятельна,
поскольку она имеет особенности влияния
на народное хозяйство, ограничивая или
расширяя доступ на внутренний рынок импортных
товаров и услуг и сдерживая или поощряя
экспорт товаров и услуг из страны.
Социальная политика государства тесно связана
с его действиями в финансовой сфере и
сводится к следующим мероприятиям:
согласованию между объемами
финансовой помощи (трансфертов) субъектам
РФ и выполнением ими обязательств по
финансированию бюджетной сферы за счет
собственных доходов;
разработке механизмов компенсации
доходов наименее обеспеченных слоев
населения, в том числе дифференцированной
индексации пенсий и поэтапной индексации
ставок и окладов работников бюджетной
сферы;
реализации пенсионной реформы,
обеспечивающей формирование многоуровневой
пенсионной системы с устойчивым финансированием;
упорядочению системы социальных
льгот и выплат с перенесением основной
части государственной помощи на малообеспеченные
слои населения;
регулированию вынужденной
миграции.
Важнейшим компонентом финансовой
политики является инвестиционная политика,
которая предполагает:
повышение роли бюджета развития
РФ как источника финансового обеспечения
государственной инвестиционной политики;
создание условий для организованного
накопления и инвестирования сбережений
населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных
инвестиций.
Все большее значение
приобретает международная финансовая
политика. В ее основе лежит управление
валютно-финансовыми и кредитными отношениями
в сфере международных отношений, связанных
как с международным разделением труда,
с формированием и погашением государственного
долга, так и с участием в деятельности
международных организаций, в том числе
и в международных финансовых организациях
[3, c. 315].
Российская Федерация придерживается
следующих приоритетов при проведении политики в области
международных финансов:
интеграция в мировую финансовую
систему;
усилия по признанию РФ страной
с рыночной экономикой;
вступление в международные
организации (в частности, во Всемирную
торговую организацию);
урегулирование внешней задолженности
РФ (прежде всего с участниками Парижского
и Лондонского клубов кредиторов);
укрепление позиций РФ в Международном
валютном фонде и Мировом банке реконструкции
и развития;
повышение устойчивости курса
рубля по отношению к иностранным валютам;
полномасштабное участие РФ
в группе восьми ведущих стран мира.
1.3 Финансовая стратегия
и финансовая тактика
Главным субъектом финансовой
политики является государство. Оно разрабатывает
стратегию основных направлений финансового
развития общества на отдаленную перспективу
и определяет задачи на предстоящий период,
средства и пути их достижения. В зависимости
от характера поставленных задач финансовая
политика подразделяется на финансовую
стратегию и финансовую тактику.
Долгосрочная финансовая стратегия
государства носит долговременный и часто
скрытый характер. Она охватывает фундаментальные
проблемы функционирования и управления
не только государственными финансами,
но финансами предприятий негосударственного
хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит,
прежде всего, от двух факторов: политический
и личный. Первый, - выражается в невозможности
проведения долгосрочной финансовой политики
вне рамок общего политического курса.
Второй фактор в решающей мере определяет
содержание долгосрочной финансовой стратегии
в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной
финансовой стратегии государства являются
:
система финансово-кредитных
органов управления;
бюджетная система и бюджетное
устройство страны;
кредитная система страны и
ее сеть;
пропорции распределения вновь
созданной стоимости и замена источников
народно-хозяйственного развития;
укрепление безопасности национальной
валюты и подготовка реформ;
политика в области национальной
валюты и валютных резервов, золота, драгоценных
металлов и камней;
выбор и корректировка соотношения
размеров государственного хозяйства
с народным хозяйством;
выбор и корректировка политики
в области государственного кредита.
Долгосрочная государственная
финансовая стратегия призвана обеспечить
в перспективе непрерывное расширение
экономической базы денежного распределения
в стране.
Краткосрочная финансовая тактика
государства направлена, прежде всего,
на обеспечение текущей внутригодовой
сбалансированности централизованных
финансов .
Производится оценка и управление
текущими параметрами и оборотами в бюджетной
системе;
изыскиваются дополнительных
финансовые ресурсы и выполнение возможностей
обращения неиспользованных лимитов финансирования
на финансирование плановых и сверхплановых
расходов;
уточняются взаимоотношения
бюджета, пополнение его доходов на условиях
инвестиционного оформления привлечения
ресурсов, обслуживанию других разновидностей
государственного внутреннего долга;
реструктурированию внешней задолженности
государства по текущим платежам кредиторам;
текущее поддержание курса валюты к основным
мировым валютам.
Цель государственной краткосрочной
финансовой тактики - поддержание, повышение
ликвидности квартальных и годового бюджетного
и кредитного балансов.
Финансовая стратегия и тактика
тесно связаны между собой. В качестве
финансовой стратегии следует рассматривать
финансовое оздоровление экономики и
динамичный рост валового внутреннего
продукта, повышение конкурентоспособности
продукции. Такие цели можно достигнуть
через сокращение дефицита бюджета, уменьшение
инфляции, укреплении курса национальной
валюты, т.е. финансовую тактику.
Таким образом, финансовая стратегия
- долговременный план. Финансовая тактика
направлена на решение задач конкретного
этапа развития общества, отличающаяся
гибкостью, динамичностью, и обычно задачи
финансовой тактики ограничены годом
или несколько большим промежутком времени.
Финансовая стратегия и тактика должны
быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется
стратегии.
2. Анализ финансовой политики
РФ в современных условиях
2.1 Особенности финансовой
политики в России
Главными целями финансовой
политики на 2012 год и среднесрочную перспективу
стали: повышение качества жизни населения,
обеспечение безопасности и правопорядка,
развитие институтов гражданского общества
и повышение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в Российской
федерации решается ряд важнейших задач
в рамках финансовой политики.
Критерием эффективности
финансовой политики должна стать степень
реализации целей и задач, обозначенных
в президентском послании Федеральному
Собранию РФ: создание современной
сильной российской экономики и эффективного
государства; преодоление бедности. Эти
цели преломляются в системе настройки
финансовых инструментов, направленности
и росте потенциала бюджетных потоков,
возрастающем использовании ресурсов
страны в решении задач развития социально-трудовой
сферы. Социальные критерии эффективности
финансовой политики так же важны, как
и обеспечение эффективного баланса финансовых
потоков от сферы производства товаров
и услуг к бюджетной системе (налоги) и
от бюджетной системы к отраслям национальной
экономики. Бюджетная система - это посреднический
механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой
сферы, социальной сферы и сектора домашних
хозяйств (населения) [10, c. 36].
Задачи:
1. Создание необходимых
условий для концентрации значительного
по объему потока финансовых
ресурсов. Это одна из приоритетных
задач, которую решают в настоящее
время правительственные структуры,
а также Министерство финансов.
Связано это главным образом
с негативными тенденциями, которые наблюдается
в экономической сфере в мире. Их влияние
отразилось и на экономических процессах,
происходящих в России, поэтому грамотная
политика на современном этапе имеет большее
значение. Её роль заметна возросла.
2. Еще одним из важнейших
направлений является поддержка
учреждений социально - экономической
сферы страны. Именно предприятия
данной сферы в условиях кризисных
явлений наблюдающихся в стране
заметны наиболее остро. Отсутствие
источников финансирования своей
деятельности делает предприятия
и учреждения данного сектора
незащищенными в условиях кризиса.
Нужно отметить , что их роль значительна,
поскольку они определяют качество жителей
страны. В этой связи во многом по данной
причине государственные структуры обеспечивают
необходимое финансирование для поддержания
эффективного функционирования предприятий
данной сферы.
3. Еще одной задачей, которая
на данный момент имеет для
страны приоритетное значение, является
поддержка малого бизнеса. В настоящее
время он переживает не самые
лучшие времена. Именно потому
финансовые вливания на стадии
становления имеют большое значение,
во многом определяющее его
дальнейшее развитие и становление
как класса в нашей стране.
Также необходимо отметить, что
экономический блок правительства
осуществляет поддержку предприятий,
которые не слабо конкурентные
с зарубежными предприятиями. Для
поддержки отечественного автопрома были
принято решение об увеличении пошлин
на ввозимые на поддержанные иномарки.
4. Кроме этого финансовая
политика в настоящая время
стало более ориентированной
на привлечение инвестиций. Многие
предприятия в условиях финансового
кризиса уходят с российского
рынка, что наносит значительный
ущерб экономике страны, затормаживая
её развитие. Именно поэтому государство
активно работало в этом направлении,
создавая необходимые условия
для инвесторов, делая их более
привлекательными.
Таким образом, роль финансовой
политики в современных условиях значительно
повышается. Она обеспечивает развитие
экономики государства, а также уровень
активизации и дальнейшего роста экономических
процессов в стране.
2.2 Оценка финансовой политики
в России в 2011-2012 гг
Для того чтобы оценить эффективность
финансовой политики в 2011-2012 гг., рассмотрим
ее в разрезе основных направлений.
В Бюджетном послании поставлены
приоритетные задачи бюджетной политики,
определяющие стратегию развития страны,
в том числе :
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс формирования
и реализации долгосрочной стратегии
развития страны, в том числе
и прежде всего - путем полномасштабного
внедрения программно-целевого принципа
организации деятельности органов
исполнительной власти и, соответственно,
программных бюджетов;
2) создание в рамках
переходного периода предпосылок
для введения, начиная с 2015 года,
правил использования нефтегазовых
доходов и ограничений на размер
дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни
человека, адресное решение социальных
проблем, повышение качества государственных
и муниципальных услуг, стимулирование
инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от
использования государственных
расходов, в том числе за счет
формирования рациональной сети
государственных учреждений, совершенствования
перечня и улучшения качества оказываемых
ими услуг;