Виды банковских ссуд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть тему «Виды банковских ссуд: лизинг, факторинг, форфейтинг». Задачи:
1. Рассмотреть понятие лизинг
2. Рассмотреть понятие факторинг
3. Рассмотреть понятие форфейтинг
4. Проанализировать финансовую деятельность предприятия ООО «Орбита»
Объект исследования: ООО «Орбита»
Предмет исследования: Финансовая деятельность предприятия ООО «Орбита»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЛИЗИНГ 5
1.1. Понятие лизинга 5
1.2. Виды лизинга 8
2. ФАКТОРИНГ 16
2.1. Понятие факторинга 16
2.2. Виды факторинга 20
2.3. Плюсы и минусы 22
3. ФОРФЕЙТИНГ 25
3.1. Понятие форфейтинга 25
3.2. Технология и этапы осуществления форфейтинговой сделки 28
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

работа__практика.docx

— 274.64 Кб (Скачать файл)

Другими видами факторинга являются открытый факторинг, когда плательщик (должник) клиента осведомлен о факторинговой сделке между поставщиком и банком, указанным в расчетных документах как получатель денег, и закрытый (конфиденциальный) факторинг, когда контрагенты клиента не осведомлены о кредитовании его продаж фактором[4]

В зависимости от кредитного риска выделяют факторинг с правом регресса и без права регресса, Вообще регресс - это право фактора (банка), который финансирует поставщика в рамках факторингового обслуживания, на осуществление обратной переуступки денежного требования поставщику по данной поставке и востребования с него суммы оказанного по этой поставке платежа при неоплате последней покупателем по истечении определенного срока.

Тем самым различия этих двух видов  факторинга связаны с тем, в какой мере фактор берет на себя риск возможного неплатежа должника, причинами которого могут быть ухудшение его экономического положения, возникновение непредвиденных затруднений в его хозяйственной деятельности, равно как и его недобросовестность и нераспорядительность.

По сути дела, при регрессном факторинге финансовый агент (банк) приобретает право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника клиент, переуступивший долг, обязан возместить финансовому агенту недостающие денежные средства.

Практика показывает, что большая  часть сделок заключается по регрессному факторингу, в то время как в безрегрессном заинтересованы лишь 3-5% клиентов.

Еще одна классификация факторинга связана со способом выплаты суммы клиенту. Здесь возможны варианты с дроблением суммы или без дробления. Обычно применяется факторинг с немедленной оплатой значительной части (до 60-90%) дебиторской задолженности клиента, т.е. причитающихся ему средств от должника. Оставшаяся часть суммы требований клиента за вычетом процентов за кредит и комиссионных может уплачиваться двояким образом:

- либо в определенный срок независимо от времени поступления средств от должника;

- либо после перечисления им этих средств, т.е. когда оплата за поставленный товар будет реально произведена. Период отсрочки платежа обычно невелик - в пределах 1-2 месяцев, но не более 90 дней.

Это так называемый факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring).

Есть и другая разновидность  факторинга - факторинг с уплатой (with service factoring), часто называемая еще административным управлением дебиторской задолженностью. Такое управление задолженностью включает не только получение самого долга, но и принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем-должником

Наиболее распространенным пока является неполный факторинг в варианте финансирования под уступку денежного требования с регрессом, т.е. с условием, что риски принимает сам клиент факторской компании.

 

2.3. Плюсы и минусы

Таким образом, положительные стороны факторинга как инструмента финансирования деятельности российских предприятий заключаются в следующем:

- обеспечивает решение проблемы пополнения оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;

- активно способствует «расшивке» неплатежей и ускорению расчетов;

- эффективно способствует расширению экспортных операций и увеличению товарооборота;

- выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;

- существенно усиливает взаимную ответственность сторон сделки;

- выступает в качестве перспективной области использования для малых и средних предприятий, испытывающих нехватку денежных средств не только из-за несвоевременности расчетов с дебиторами, но и из-за проблем, обусловленных особенностями производственного цикла;

- во многих случаях может служить единственным средством пополнения денежных средств предприятий, укрепления их финансового благосостояния;

- способствует упрощению планирования денежного оборота, росту доходов и пр.[2]

Однако при этом факторинг не лишен и серьезных недостатков, как то:

- высокий уровень риска факторинговых операций;

- как следствие, высокая стоимость факторинга;

- зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами;

- ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и т.п.;

- факторинг выгоден далеко не всем предприятиям, а лишь тем из них, бизнес которых способен быстро расти; и др.

Наиболее часто к факторингу прибегают предприятия, работающие в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, горючесмазочными материалами, автозапчастями.

Факторинговые операции не проводятся в отношении:

- долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;

- долговых обязательств физических лиц;

- требований к бюджетным организациям.[2]

Договор двустороннего факторингового обслуживания предприятия-поставщика обычно включает следующие данные:

- процент от суммы платежного требования, выплачиваемый фактором в пользу поставщика на следующий рабочий день после даты его переуступки;

- срок выплаты определенного процента от суммы платежного требования, отсчитываемый с даты его переуступки;

- остаток суммы платежного требования, выплачиваемый поставщику после получения средств от плательщика;

- срок кредитования (с даты перевода банком средств поставщику до даты их фактического возмещения банку плательщиком включительно);

- процентная ставка за сумму, выплачиваемую поставщику досрочно;

- размер пени за просрочку (несвоевременную оплату фактором переуступленных ему платежных требований);

- лимит кредитования (ежемесячный или на сумму конкретной сделки).[6]

Стоимость факторинговой услуги складывается из двух элементов: комиссионного вознаграждения и процентов за кредит.

При этом комиссионное вознаграждение состоит:

а) из фиксированного сбора за обработку каждого документа;

б) комиссии за факторинговое обслуживание (взимается в процентах от суммы уступленной задолженности).

На стоимость факторингового обслуживания влияют:

- объем уступаемой задолженности;

- количество дебиторов;

- срок отсрочки платежа;

- вид соглашения (регрессное или безрегрессное);

- местонахождение дебитора.[1]

Факторинг дороже кредита, и это вполне объяснимо.

Во-первых, фактор освобождает предприятие от учетных операций, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию средств.

Во-вторых, факторинг не требует  оформления залога.

В-третьих, факторинг можно использовать при поставках на любую, даже самую  незначительную сумму.

Принципиальная формула для  определения платы за факторинговый кредит (Ц) такова:

Ц = С х (Д х П х Г + К),

где С - сумма платежного документа (уступленного денежного требования); Д - величина кредита по отношению к сумме счетов, доли единицы; П - ставка банковского процента, доли единицы; Т- средний срок оборачиваемости средств в расчетах; К - размер комиссионных за услуги, доли единицы по отношению к сумме счетов-фактур.

Практически все банки в качестве дополнительной услуги устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций, с помощью которой клиент может наблюдать за деятельностью банка и контролировать состояние своей дебиторской задолженности.

 

 

3. ФОРФЕЙТИНГ

3.1. Понятие  форфейтинга

 

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. [3]

Выкупаемое  долговое обязательство импортера  обычно оформляется в тех видах  обязательств, которые регулируются международными нормативными документами, и которые несут в себе полное, безусловное, безотзывное и полностью переводимое обязательство с подтверждением банка или государственной структуры в стране импортера. Обязательство является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки - страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.

Форфейтинг  интересен всем, но ориентирован в  основном на импортера. Экспортер заинтересован сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с поставщиком, предлагающим более простую и удобную для импортера схему финансирования. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее вознаграждение, в чем и состоит его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

Форфейтинг  интересен тем российским предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее  привлекательные в плане торгового  финансирования отрасли – это  медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера информационных технологий. То есть в первую очередь те отрасли, которые требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные предпосылки для практической реализации. Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования, работ, услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтера, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов.

Таким образом, механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

- в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

- в экспортно-импортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит российскому импортеру.

К числу  инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня. [5]

Наиболее  удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается  вексель: для банка импортера  нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки совершаются с векселями, и аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

Сложность валютного и таможенного регулирования  трансграничного оборота внешних  ценных бумаг в Российской Федерации (да привычка отнесения векселя к ценным бумагам, не смотря на то, что он используется и как расчетное средство) не позволяет российским экспортерам в настоящее время широко использовать традиционные финансовые инструменты, такие, как тратты и простые векселя.

Также при  использовании векселей у экспортеров  могут возникнуть проблемы с налоговым  законодательством, ведь если следовать  ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтеру, что увеличивает издержки на перечисление средств.

Информация о работе Виды банковских ссуд