Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть тему «Виды банковских ссуд: лизинг, факторинг, форфейтинг». Задачи:
1. Рассмотреть понятие лизинг
2. Рассмотреть понятие факторинг
3. Рассмотреть понятие форфейтинг
4. Проанализировать финансовую деятельность предприятия ООО «Орбита»
Объект исследования: ООО «Орбита»
Предмет исследования: Финансовая деятельность предприятия ООО «Орбита»
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЛИЗИНГ 5
1.1. Понятие лизинга 5
1.2. Виды лизинга 8
2. ФАКТОРИНГ 16
2.1. Понятие факторинга 16
2.2. Виды факторинга 20
2.3. Плюсы и минусы 22
3. ФОРФЕЙТИНГ 25
3.1. Понятие форфейтинга 25
3.2. Технология и этапы осуществления форфейтинговой сделки 28
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Другими видами факторинга являются открытый факторинг, когда плательщик (должник) клиента осведомлен о факторинговой сделке между поставщиком и банком, указанным в расчетных документах как получатель денег, и закрытый (конфиденциальный) факторинг, когда контрагенты клиента не осведомлены о кредитовании его продаж фактором[4]
В зависимости от кредитного риска выделяют факторинг с правом регресса и без права регресса, Вообще регресс - это право фактора (банка), который финансирует поставщика в рамках факторингового обслуживания, на осуществление обратной переуступки денежного требования поставщику по данной поставке и востребования с него суммы оказанного по этой поставке платежа при неоплате последней покупателем по истечении определенного срока.
Тем самым различия этих двух видов факторинга связаны с тем, в какой мере фактор берет на себя риск возможного неплатежа должника, причинами которого могут быть ухудшение его экономического положения, возникновение непредвиденных затруднений в его хозяйственной деятельности, равно как и его недобросовестность и нераспорядительность.
По сути дела, при регрессном факторинге финансовый агент (банк) приобретает право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника клиент, переуступивший долг, обязан возместить финансовому агенту недостающие денежные средства.
Практика показывает, что большая часть сделок заключается по регрессному факторингу, в то время как в безрегрессном заинтересованы лишь 3-5% клиентов.
Еще одна классификация факторинга связана со способом выплаты суммы клиенту. Здесь возможны варианты с дроблением суммы или без дробления. Обычно применяется факторинг с немедленной оплатой значительной части (до 60-90%) дебиторской задолженности клиента, т.е. причитающихся ему средств от должника. Оставшаяся часть суммы требований клиента за вычетом процентов за кредит и комиссионных может уплачиваться двояким образом:
- либо в определенный срок независимо от времени поступления средств от должника;
- либо после перечисления им этих средств, т.е. когда оплата за поставленный товар будет реально произведена. Период отсрочки платежа обычно невелик - в пределах 1-2 месяцев, но не более 90 дней.
Это так называемый факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring).
Есть и другая разновидность факторинга - факторинг с уплатой (with service factoring), часто называемая еще административным управлением дебиторской задолженностью. Такое управление задолженностью включает не только получение самого долга, но и принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем-должником
Наиболее распространенным пока является неполный факторинг в варианте финансирования под уступку денежного требования с регрессом, т.е. с условием, что риски принимает сам клиент факторской компании.
2.3. Плюсы и минусы
Таким образом, положительные стороны факторинга как инструмента финансирования деятельности российских предприятий заключаются в следующем:
- обеспечивает решение проблемы пополнения оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;
- активно способствует «расшивке» неплатежей и ускорению расчетов;
- эффективно способствует расширению экспортных операций и увеличению товарооборота;
- выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;
- существенно усиливает взаимную ответственность сторон сделки;
- выступает в качестве перспективной области использования для малых и средних предприятий, испытывающих нехватку денежных средств не только из-за несвоевременности расчетов с дебиторами, но и из-за проблем, обусловленных особенностями производственного цикла;
- во многих случаях может служить единственным средством пополнения денежных средств предприятий, укрепления их финансового благосостояния;
- способствует упрощению планирования денежного оборота, росту доходов и пр.[2]
Однако при этом факторинг не лишен и серьезных недостатков, как то:
- высокий уровень риска факторинговых операций;
- как следствие, высокая стоимость факторинга;
- зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами;
- ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и т.п.;
- факторинг выгоден далеко не всем предприятиям, а лишь тем из них, бизнес которых способен быстро расти; и др.
Наиболее часто к факторингу прибегают предприятия, работающие в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, горючесмазочными материалами, автозапчастями.
Факторинговые операции не проводятся в отношении:
- долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;
- долговых обязательств физических лиц;
- требований к бюджетным организациям.[2]
Договор двустороннего факторингового обслуживания предприятия-поставщика обычно включает следующие данные:
- процент от суммы платежного требования, выплачиваемый фактором в пользу поставщика на следующий рабочий день после даты его переуступки;
- срок выплаты определенного процента от суммы платежного требования, отсчитываемый с даты его переуступки;
- остаток суммы платежного требования, выплачиваемый поставщику после получения средств от плательщика;
- срок кредитования (с даты перевода банком средств поставщику до даты их фактического возмещения банку плательщиком включительно);
- процентная ставка за сумму, выплачиваемую поставщику досрочно;
- размер пени за просрочку (несвоевременную оплату фактором переуступленных ему платежных требований);
- лимит кредитования (ежемесячный или на сумму конкретной сделки).[6]
Стоимость факторинговой услуги складывается из двух элементов: комиссионного вознаграждения и процентов за кредит.
При этом комиссионное вознаграждение состоит:
а) из фиксированного сбора за обработку каждого документа;
б) комиссии за факторинговое обслуживание (взимается в процентах от суммы уступленной задолженности).
На стоимость факторингового обслуживания влияют:
- объем уступаемой задолженности;
- количество дебиторов;
- срок отсрочки платежа;
- вид соглашения (регрессное или безрегрессное);
- местонахождение дебитора.[1]
Факторинг дороже кредита, и это вполне объяснимо.
Во-первых, фактор освобождает предприятие от учетных операций, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию средств.
Во-вторых, факторинг не требует оформления залога.
В-третьих, факторинг можно использовать при поставках на любую, даже самую незначительную сумму.
Принципиальная формула для определения платы за факторинговый кредит (Ц) такова:
Ц = С х (Д х П х Г + К),
где С - сумма платежного документа (уступленного денежного требования); Д - величина кредита по отношению к сумме счетов, доли единицы; П - ставка банковского процента, доли единицы; Т- средний срок оборачиваемости средств в расчетах; К - размер комиссионных за услуги, доли единицы по отношению к сумме счетов-фактур.
Практически все банки в качестве дополнительной услуги устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций, с помощью которой клиент может наблюдать за деятельностью банка и контролировать состояние своей дебиторской задолженности.
3. ФОРФЕЙТИНГ
Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. [3]
Выкупаемое долговое обязательство импортера обычно оформляется в тех видах обязательств, которые регулируются международными нормативными документами, и которые несут в себе полное, безусловное, безотзывное и полностью переводимое обязательство с подтверждением банка или государственной структуры в стране импортера. Обязательство является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки - страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.
Форфейтинг интересен всем, но ориентирован в основном на импортера. Экспортер заинтересован сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с поставщиком, предлагающим более простую и удобную для импортера схему финансирования. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее вознаграждение, в чем и состоит его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.
Форфейтинг интересен тем российским предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.
Наиболее
привлекательные в плане
Таким образом, механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
- в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
- в экспортно-импортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит российскому импортеру.
К числу инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня. [5]
Наиболее
удобным и эффективным
В России же сделки совершаются с векселями, и аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.
Сложность
валютного и таможенного
Также при использовании векселей у экспортеров могут возникнуть проблемы с налоговым законодательством, ведь если следовать ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтеру, что увеличивает издержки на перечисление средств.