Автоматизация оптимизации управления ресурсами предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть понятие, виды и особенности систем управления ресурсами предприятия по теме курсовой «Автоматизация оптимизации управления ресурсами предприятий» и разработка АИС «Сервисный центр».
Задачи теоретической части курсовой работы:
рассмотреть понятие систем управления ресурсами предприятия и их классификацию;
изучить оценку эффективности внедрения систем управления ресурсами предприятия;
рассмотреть опыт внедрения систем управления ресурсами на предприятиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая ИСУПК Автоматизация оптимизации управления ресурсами предприятий.docx

— 3.66 Мб (Скачать файл)

Из чего складывается стоимость типичного проекта внедрения?

Прежде всего это стоимость самого программного продукта для реализации (ПО СУР), которая рассчитывается обычно как (стоимость лицензии на рабочее место)х(к-во рабочих мест), так же существует вариант «серверной лицензии», в этом случае: (к-во серверов на которых будет работать продукт)х(стоимость лицензии на сервер).

Второй обязательной компонентой стоимости является цена программного обеспечения СУБД, на базе которой работает система управления.

И, наконец, последняя и нередко самая весомая компонента - стоимость внедрения. Наиболее просто вычисляемым и удобным для покупателя является вариант «внедрения под ключ», но чаще встречается вариант оплаты по часам и по работам, перечень которых определяется по мере необходимости или предварительно, исходя из некоторого типового плана внедрения. Из практики работы на российском рынке можно оценить стоимость внедрения любого ПО СУР не менее чем стоимость всех перечисленных выше компонент ПО (стоимость которого принята за 1), то есть 1:1. Окончательная стоимость обычно бывает больше и достигает уровня 1:3-5.

Такой проект весьма длителен и дорогостоящ, а главное, крайне субъективен. По параметрам длительности и стоимости он сравним, если не превышает, сам проект внедрения. Типичными параметрами длительности такого проекта являются 6-9-12 месяцев по данным западной прессы, а в Российской практике еще больше, к тому же оценка результатов внедрения вещь весьма зыбкая. Опять же требуются очень высококвалифицированные специалисты по ИС и управлению бизнес-процессами для оценки возможных последствий внедрения, так что провести подобный проект «своими силами» практически невозможно. Как к тому же хорошо известно, далеко не всегда проект внедрения приводит к положительному результату, и уж точно трудно однозначно предсказать и оценить результаты внедрения до его полного завершения[14].

Поэтому затраты на оценку эффективности внедрения путем проведения детального анализа последствий реинжиниринга при внедрении ИС, оказываются в своем большинстве непроизводительным расходом средств.

Таким образом, можно выделить основные проблемы и задачи, требующие особого внимания при внедрении СУР (систем управления ресурсами): отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии; необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия; необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах; сопротивление сотрудников предприятия; временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения информационной системы управления предприятием; необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы [1].

Поэтому, первое, что необходимо сделать для того, чтобы проект внедрения информационной системы управления предприятием оказался удачным - максимально формализовать все те контуры управления, которые собственно Вы планируете автоматизировать. В большинстве случаев, для осуществления этого не обойтись без привлечения профессиональных консультантов, но по опыту, затраты на консультантов просто не сопоставимы с убытками от проваленного проекта автоматизации [12].

Прежде чем приступать к внедрению системы управления ресурсами на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших этапов проекта внедрения, является полное и достоверное обследование предприятия во всех аспектах его деятельности.

На основе заключения, полученного в результате обследования, строится вся дальнейшая схема построения корпоративной информационной системы. Реорганизация может быть проведена в ряде локальных точек, где она объективно необходима, что не повлечет за собой ощутимый спад активности текущей коммерческой деятельности.

Эффективно построенная система управления ресурсами не может не внести изменений в существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами.

При наличии системы управления ресурсами предприятием, руководитель способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности компании, без временных задержек и излишних передаточных звеньев.

Внедрение системы управления ресурсами предприятием вносит существенные изменения в управление бизнес-процессами.

Каждый документ, отображающий в информационном поле течение или завершение того или иного сквозного бизнес-процесса, в интегрированной системе создается автоматически, на основании первичного документа, открывшего процесс.

Сотрудники, ответственные за этот бизнес-процесс лишь контролируют и, при необходимости, вносят изменения в позиции построенных системой документов.

Основные сложности на этапе внедрения ERP- систем возникают по следующим причинам:

Недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, в итоге — слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым [10].

Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.

Ограничения:

  • Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.
  • Внедрение является достаточно дорогим.
  • Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.
  • Проблема совместимости с прежними системами.

Существует заблуждение, что иногда ERP сложно или невозможно адаптировать под документооборот компании и её специфические бизнес-процессы. В действительности, любому внедрению ERP-системы предшествует этап описания бизнес-процессов компании. По сути ERP-система являет собой виртуальную проекцию компании.

 

Глава 3. Проектирование АИС «Сервисный центр»

3.1. Анализ предметной области

Разрабатываемая АИС предназначена для обеспечения эффективной работы предприятия на основе новых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам, техническим требованиям.

  Объект автоматизации – «Сервисный центр».

  Автоматизация работы «Сервисный центр» производится для решения двух основных задач: минимизация работы сотрудников бухгалтерии и обеспечивающего отдела; координация их действий и, как следствие, минимизация ошибок в их работе.

Целями внедрения ИС является совершенствование технического управления, повышение уровня информационной обеспеченностью процесса управления, качества принимаемых решений.

Цель  практической части курсовой работы - проектирование информационной системы, которая будет содействовать потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия.

При проектировании информационной системы поставлены следующие задачи:

    • построить функциональные модели IDEF0;
    • построить DFD-диаграмму;
    • разработать ER-диаграмму;
    • разработать АИС.

 

3.2. Разработка функциональной модели IDEF0 АИС «Сервисный центр»

IDEF0 - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического  языка IDEF0, изучаемая система предстает  перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы.

В разрабатываемой АИС  качестве входных данных будут использоваться «Клиент», «Поставщики», «Данные о ранке». Выходными данными будут «Оказанная услуга» и «Бракованные материалы».  Процесс обработки запросов клиентов будет выполняться монитором системы под контролем администратора (Рисунок 3).

 

Рис.3. Контекстная диаграмма деятельности предприятия

 

Проведем декомпозицию контекстной диаграммы, описав последовательность деятельности предприятия (Рисунок 4): 

  • Управление предприятием
  • Основная деятельность
  • Вспомогательная деятельность

Рис. 4. Декомпозиция работы «Деятельность предприятия»

Декомпозируем последовательно все блоки полученной диаграммы.

«Управление предприятием» разбиваем на три блока (Рисунок 5):

    • Деятельность отдела маркетинга
    • Бухгалтерский учет
    • Принятие управленческих решений

Рис.5.  Декомпозиция работы «Управление предприятием»

Блок «Основная деятельность» так же разбивается на три блока (Рисунок 6):

    • Прием заказа клиента
    • Оказание услуги по ремонту компьютеров
    • Оказание услуги по ремонту планшетов и смартфонов

Рис.6.  Декомпозиция работы «Основная деятельность»

Блок «Вспомогательная деятельность» разбивается на (Рисунок 7):

    • Работа с поставщиками
    • Транспортировка материалов
    • Деятельность склада

Рис.7.  Декомпозиция работы «Вспомогательная деятельность»

 

Декомпозиция работы «Деятельность отдела маркетинга» выглядит следующим образом (Рисунок 6). «Деятельность отдела маркетинга» состоит из блоков:

    • Анализ поставщиков и конкурентов
    • Анализ потребительской аудитории
    • Работа стратегий развития бизнеса

Рис.8.  Декомпозиция работы «Деятельность отдела маркетинга»

 

3.3. Построение DFD-диаграммы будущей АИС «Сервисный центр»

Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет моделируемую систему как сеть связанных между собой работ. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информации. DFD описывает:

    • функции обработки информации (работы);
    • документы (стрелки, arrow), объекты, сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации;
    • внешние ссылки (external references), которые обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;
    • таблицы для хранения документов (хранилище данных, data store).

В данной работе DFD–диаграммы используются как дополнение к модели IDEF0.

DFD–диаграмма процесса «Анализ поставщиков и конкурентов» (Рисунок 9).

Центральной  является работа "Анализ недостающих материалов". На ее вход поступают собранная информация о имеющихся материалах на складе от реестра накопления: остатки материалов на складе. Выходом этой работы информация о новых материалах и и информация о новом поставщике. Вся эта информация вносится в соответствующие справочники.

 

Рис.9.  DFD–диаграмма процесса «Анализ поставщиков и конкурентов»

Рассмотрим DFD-диаграмму процесса «Анализ потребительской аудитории» (Рисунок 10)

Рис.10. DFD-диаграмма процесса «Анализ потребительской аудитории»

Центральной работой является «Анализ потребительского рынка», которая работает с информацией о клиентах воспользовавшихся услугами из отчета – рейтинг клиентов и информацией о потребительском рынке из среды интернет. На выходе формируется план развития предприятия, который поступает к директору предприятия.

DFD-диаграмма процесса «Прием заказа клиента» имеет следующий вид (Рисунок 11)

Центральной работой на данной диаграмме является «Предоставление клиенту информации о предоставляемых услугах».  К ней поступает запрос на услугу от клиента, информация о предоставляемых услугах из справочника услуги и информация о ценах на услуги из реестра цен. После обработки информации осуществляется заказ и заключается договор возмездного оказания услуг. На выходе процесса получаем договор об оказании услуги, который поступает к главному бухгалтеру, и акт оказания услуги, который поступает к мастеру.

 

Рис.11. DFD-диаграмма процесса «Прием заказа клиента»

Рассмотрим DFD-диаграмму процесса «Работа с поставщиками» (Рисунок 12).

Рис.12. DFD-диаграмма процесса «Работа с поставщиками»

 

Центральным элементом на данной диаграмме является работа «Покупка материалов», на которую поступают материалы от поставщиков. Происходит процесс сортировки товара, бракованный товар возвращается к поставщику. На выходе формируется товарная накладная, которая поступает в реестр бухгалтерского учета.

 

3.4. Разработка ER-диаграммы  будущей АИС «Сервисный центр»

         При разработке ER-моделей мы должны получить следующую информацию о предметной области:

    • Список сущностей предметной области.
    • Список атрибутов сущностей.
    • Описание взаимосвязей между сущностями.

В разрабатываемой автоматизированной информационной системе «Сервисный центр» будут иметься следующие сущности:

Информация о работе Автоматизация оптимизации управления ресурсами предприятий