Автоматизированная деятельность в налоговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:17, реферат

Описание работы

С образованием в Минфине Информационно-технического департамента работа по внедрению достижений информационных технологий во все сферы деятельности финансовых органов кардинально улучшилась, стала более системной. Были определены стратегические направления деятельности, разработаны нормативные документы по информатизации, концепция развития и внедрения ИТ в Минфине, создан ведомственный фонд алгоритмов и программ. Особое внимание было уделено автоматизации работ центрального аппарата и территориальных органов Министерства, обновлению технических средств и внедрению перспективных направлений информационных технологий. Комплексное решение задачи межуровневого обмена информацией повысить оперативность, достоверность и качество отчетных и аналитических материалов, передаваемых с мест в федеральные органы Минфина.

Файлы: 1 файл

реферат по инфор.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Научно-технический  прогресс объективно определяет необходимость использования современных информационных технологий (ИТ) в автоматизации деятельности финансовой системы. При увеличивающихся масштабах рыночных отношений в государстве возрастают объем, ценность и взаимосвязанность информации,  имеющейся в  структурах Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Полноценное применение достижений ИТ невозможно без эффективной обработки практически всего объема информации, имеющейся в финансовых и налоговых органах. Только с использованием средств информационных технологий можно достичь приемлемой скорости обработки информации и корректности результатов и выводов. Успехи, достигнутые в области информационных технологий, позволяют рассчитывать, что производительность и качество работы автоматизированных информационных систем будут, заметно повышаться при незначительном росте стоимости и затрат на их создание.

Массовое  внедрение достижений информационных технологий во все сферы хозяйственной деятельности приводит к тому, что сейчас ни одна организация не может обойтись без компьютерных средств общения с выходом на внешние каналы обмена информацией. Мировой опыт показывает, что внедрение ИТ является наиболее прогрессивным и экономически эффективным направлением во всех сферах деятельности, в том числе и в органах финансовой системы.

Уже в настоящее  время основной внутриведомственный  документооборот в Минфине и ИФНС (от районных органов к региональным и далее в федеральные органы) осуществляется по электронным каналам. Интенсивный обмен данными между Минфином, ИФНС, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом и др. невозможен без применения средств компьютерной техники.

Широкое использование  информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с огромными массивами финансовых данных. В повседневной деятельности сотрудники финансовых и налоговых органов нуждаются в разнообразной информации о бюджетном процессе и отдельных его стадиях, о финансовом состоянии различных отраслей хозяйства, об экономической деятельности налогоплательщиков, поступающей из различных министерств и ведомств, о состоянии международных экономических рынков, о новых законодательных и правовых актах.

Комплексная автоматизация рабочих процессов в финансовых органах позволяет снизить и в конечном счете вовсе исключить субъективное влияние их сотрудников. Профессиональный подход к внедрению средств ИТ повышает конфиденциальность информации за счет использования специальных средств защиты и доступа. Такие средства имеются как на аппаратном, так и на общесистемном и прикладном программных уровнях.

Современные ИТ — системы управления базами данных, аппаратно-технические  средства,  специализированное  прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников финансовых и налоговых органов, занимающихся повышением собираемости доходной части бюджета, качества его исполнения и выявлением неплательщиков, на новый, аналитический уровень. Только информационные технологии способны обеспечить полноту охвата и контроля массивов информации, необходимых для аналитической и прогнозной работы.

С образованием в Минфине Информационно-технического департамента работа по внедрению достижений информационных технологий во все сферы деятельности финансовых органов кардинально улучшилась, стала более системной. Были определены стратегические направления деятельности, разработаны нормативные документы по информатизации, концепция развития и внедрения ИТ в Минфине, создан ведомственный фонд алгоритмов и программ. Особое внимание было уделено автоматизации работ центрального аппарата и территориальных органов Министерства, обновлению технических средств и внедрению перспективных направлений информационных технологий. Комплексное решение задачи межуровневого обмена информацией повысить оперативность, достоверность и качество отчетных и аналитических материалов, передаваемых с мест в федеральные органы Минфина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Автоматизированная  деятельность в налоговой сфере

 

В настоящее  время в инспекции ФНС отлажена и функционирует специализированная автоматизированная информационная система «Налог», являющаяся основой информатизации налоговой системы России. Компоненты АИС «Налог» применяются в налоговых инспекциях в широком спектре их деятельности — от делопроизводства до принятия стратегических решений на основе анализа экономических и статистических данных, имеющихся во многих государственных организациях и ведомствах. Одна из наиболее весомых частей АИС «Налог» создана для эксплуатации в инспекциях местного уровня — районных и городских. Эти инспекции проводят повседневную работу с налогоплательщиками и государственными организациями по сбору налогов; через них проходит основной поток самых разнообразных документов — отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др. Налоговые инспекции местного уровня структуры обработки документооборота в налоговой системе являются основными потребителями информационных технологий — в настоящее время практически все местные налоговые инспекции (более 2700) эксплуатируют в промышленном режиме различные программные комплексы АИС «Налог».

 

1.1. Общесистемные и прикладные модули АИС «Налог»

 

В налоговой  инспекции с использованием информационных технологий выполняются следующие функции:

  • ввод, обработка и хранение всех налоговых документов, поступающих в инспекцию на бумажных или электронных носителях;
  • обеспечение автоматизированного обмена с внешними ин 
    формационными системами;
  • функционирование в единой среде нормативно-справочной 
    информации;
  • стандартизированное  кодирование данных,  предназначенных для обмена информацией между объектами ИФНС;
  • идентификация информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних 
    машинных имен реквизитов;
  • общесистемная (на уровне операционной системы или системы управления базами данных) и специальная (на уровне прикладных функций) защита данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;
  • обеспечение сохранности информации;
  • архивация данных по налогообложению и последующий их 
    анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;
  • ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения 
    и обработки результатов запросов к информационной базе, выход- 
    лих отчетных форм и любых других документов;
  • возможность ограниченной модификации структуры информационной базы привилегированными пользователями;

• генерирование и  возможность модификации входных  интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных баз данных пользователей;

• накопление и обработка статистической информации о работе пользователей, об интенсивности анализа различных частей ин 
формационной базы и активности входа в различные подсистемы 
АИС «Налог», о сеансах работы с телекоммуникационной системой АИС «Налог».

Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов (приложение 2), из которых наиболее важными для обеспечения полноценного функционирования являются два — «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» и «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс  «Налогообложение, обеспечение сбора  налогов и Других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:

  • учета налогоплательщиков и банковских счетов;
  • оперативно-бухгалтерского учета налогообложения;
  • камеральных проверок налоговых расчетов;
  • налоговой статистики и отчетности;
  • учета контрольно-кассовых машин;

• обработки информации от внешних автоматизированных систем других организаций (Федерального казначейства, Госкомстата, Государственного таможенного комитета и др.).

Комплекс  «Обеспечение и контроль соблюдения налогового Законодательства» решает следующие основные задачи:

• составление, анализ и корректировка графиков проведения 
документальных проверок и их типов;

сбор и  анализ информации, необходимой при  проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «налог» с использованием запросной системы; сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;

составление и хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений; получение и передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат штрафных санкций и пеней;

модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов; учет административных мер, наложенных на физических лиц.

 

 

 

 

 

 

1.2. Межуровневое информационное взаимодействие и характеристики баз данных АИС «Налог»

 

В АИС «Налог» реализовано  межуровневое (местный — региональный — федеральный уровни) информационное взаимодействие для создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и сводятся данные по Единому государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из федеральных органов ИФНС по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.

Для полноценного использования средств информационных технологий необходима информация практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых инспекций. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей из внешних организаций, или созданы постоянные информационные связи с ними. Приведена краткая характеристика основных баз данных, имеющихся в АИС «Налог» (приложение 1).

Единый  государственный реестр налогоплательщиков — интегрированная многоуровневая база данных, включающая идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики:

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) — уникальные коды, официально присваиваемые каждому налогоплательщику — организации или физическому лицу;
  • наименования, адреса и телефоны налогоплательщиков, фамилии руководителей;

• данные об учредителях, вышестоящей организации, государственной регистрации, подразделениях (филиалах, представительствах, дочерних и зависимых обществах) и др.

Дополнительно к этой информации в Едином государственном реестре налогоплательщиков могут хранится и накапливаться обобщенные сведения экономического характера (размер уставного капитала, реквизиты субъектов малого предпринимательства, форма уплаты налогов, форма учетной политики, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов и общая задолженность).

Отдельно  выделяются сведения о крупнейших налогоплательщиках, их связях со своими структурными подразделениями.

Интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков содержит сведения о различных типах банковских счетов, о банках, в которых открыты счета.

В комплексной базе данных лицевых  счетов каждого налогоплательщика находится информация о составе уплачиваемых налогов, налоговых льготах, начисленных и уплаченных суммах налогов, штрафов, пеней, имеющихся недоимках, переплатах, возвратах из бюджета, предоставленных отсрочках и рассрочках налоговых сумм.

База  данных обязательных отчетных документов содержит документы, установленные действующим законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком — бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), а также расчеты по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

В банке данных нарушений налогового законодательства находится информация о характеристиках проведенных контрольных проверок налогоплательщиков (идентификационные реквизиты налогоплательщика, вид проверки, органы и лица, ее проводившие), их результатах и решениях по ним (состав налоговых нарушений, сведения о до начисленных налогах и других обязательных платежах, финансовых санкциях, нарушениях, повлекших административную или уголовную ответственность). Банк данных имеет большое значение для анализа эффективности контрольных проверок и пресечения налоговых преступлений. Между ИФНС и органами налоговой полиции осуществляется автоматизированный обмен информацией, содержащейся в этом банке данных.

Информация о работе Автоматизированная деятельность в налоговой сфере