Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель нашей работы изучить возможности создания ИС, создать АИС Специальность «Прикладная информатика».
Для осуществления поставленной цели следует решить следующие задачи:
изучить и описать в чем заключается анализ предметной области;
изучить и рассмотреть вопрос проектирования БД;
с помощью СУБД MS Access создать БД Специальность «Прикладная информатика»;
с помощью среды Delphi подготовить приложение для работы с БД;
описать технологию создания БД и приложения;
описать возможности работы с БД и приложением.
Введение 4
1 Анализ предметной области 7
1.1 Определение предметной области 7
1.2 Функциональная модель предметной области базы данных 10
1.3 Анализ предметной области 10
1.4 Построение модели предметной области 12
2 Проектирование БД 14
2.1 Структура БД 16
2.2 Реализация БД 19
3 Автоматизированные информационные системы 20
3.1 Преимущества введения АИС в учебном заведении 21
4 Практическая часть 23
4.1 Описание программы 23
4.2 Руководство пользователя 28
Заключение 29
Список литературы 30
Интеллектуальная
3.1 Преимущества
введения АИС в учебном
Автоматизированная
Главное назначение системы – поднять на новый качественный уровень процессы управления за счет использования новейших технологий хранения и обработки данных.
4 Практическая часть
4.1 Описание программы
При создании автоматизированной информационной системы сначала необходимо описать предметную область.
Предметной областью является описание работы с информацией о нагрузке студентов по семестрам.
В наличие имеется план учебной работы по семестрам для преподавателей. Для каждую группы формируется таблица, где находятся данные студента.
После описания предметной области мы можем создать базу данных на основе полученных данных. База данных будет состоять из двух таблиц: Семестр и Группа.
«Семестр» - служит для хранения данных о определенном семестре, предметах, которые будут вестись в данном семестре, преподавателях, виде аттестации. Состоит из следующих столбцов: № Ключа, Семестр, Дисциплина, Преподаватели, Часы, Вид аттестации.
В MS Access таблицы выглядят следующим образом:
Рисунок 3 - Таблица «Семестр»
Рисунок 4 - Таблица «Группа»
Следующим этапом создания автоматизированной информационной системы является разработка приложения в Delphi.
Для удобного хранения компонентов доступа к базе данных будем использовать Data Module.
Для начала необходимо создать новый проект и при помощи компонента ADOConnection связать базу данных, созданную в MS Access, с проектом.
Для доступа к созданным таблицам «Семестр» и «Группа» необходимо использовать компонент ADOTable. В свойстве TableName нужно выбрать имя необходимой таблицы. Для подключения к таблице нужно выставить свойство Active в true. Для отображения данных из таблицы надо установить на форму компонент DataSource с закладки Data Access палитры компонентов. Этому компоненту надо указать в свойстве DataSet, какую именно таблицу он должен отображать. Для реального отображения данных таблицы необходимо использовать компонент DBGrid. Теперь необходимо связать компонент сетки с компонентом отображения таблицы. Для этого в свойстве DataSuorce компонента DBGrid нужно указать созданный нами компонент DataSource1. Все, таблица готова к отображению. После запуска проекта таблица будет выглядеть как на рисунке 5.
Рисунок 5 - Таблица «Семестр» » в Delphi
Теперь необходимо добавить команды управления таблицей на главной форме. Для этого создадим новую форму для добавления данных в таблицу «Семестр». На этой форме должны располагаться те же поля, что есть в таблице «Семестр». Для добавления полей Семестр, Преподаватель, Часы, Вид аттестации будем использовать компонент DBEdit с закладки Data Controls. Для каждого компонента в свойстве DataSource таблицу, а в свойстве DataField указать поле, которое надо редактировать. После этого добавит кнопку Сохранить. Форма для добавления данных в таблицу «Семестр» готова.
Рисунок 6 - Форма для добавления данных в таблицу «Семестр»
Теперь необходимо создать меню на главной форме. Для этого будем использовать компонент MainMenu. Этот редактор можно вызвать, если дважды щёлкнуть по компоненту MainMenu1. В объектном инспекторе в свойстве Caption написать слово «Редактирование». После нажатия кнопки Enter, будет создано меню «Редактирование». Таким же образом создать остальные пункты меню. В нашем случае – это редактирование с подпунктами добавить, сохранить, удалить; сортировка с подпунктами по фамилии, по дисциплине, по семестру, по часам; о программе и выход. При выборе пункта «о Программе» будет открываться дочернее окно «О программе», которое создано на новой форме простыми компонентами Label c закладки Standart.
Еще добавим SQL-запрос на поиск данных. Для этого будем использовать компоненты DataSource для отображения результатов поиска и ADOQuery для осуществления самого запроса. Компонент ADOQuery предназначен для отправки SQL запросов базе данных. Результат запросов возвращается в виде таблиц и для отображения результата нам будет необходим компонент DataSource. Именно поэтому мы их установили на форму и связали между собой, чтобы компонент отображения видел данные, которые надо отображать.
Теперь реализуем
Чтобы окно видело таблицы, к нему надо подключить модуль данных – DataModuleUnit. Для реального отображения данных будем использовать сетку DBGrid c закладки Data Controls, можно растянуть ее по всей форме. В объектном инспекторе нужно изменить свойство DataSource на DataSource, чтобы увидеть в сетке результат запроса. На главной форме необходимо добавить надпись, строку ввода для поиска и кнопку, по нажатию которой будет осуществляться поиск.
Таким же образом будет осуществляться поиск на форме «Группа». Поисковым полем будет Название. При нажатии кнопки Найти откроется новая форма с результатом запроса.
Для вывода отчета с данными из БД используется отдельная форма. Форма должна быть связана с главной формой и модулем при помощи раздела Uses Unet.
Данные БД выводятся в отчет с помощью компонентов, расположенных на странице QReport. Основной компонент для создания отчета - QuickRep. Этот компонент – основа любого отчёта. Поместив компонент на форму, надо выровнять края компонента по форме - появится белый лист, на котором можно будет размещать будущий документ. Отчет состоит из отдельных полос - QRBand, на которых размещаются другие компоненты отчета.
Этот компонент может иметь следующие значения
Для удобства работы с таблицей «Читатели» на форме можно расположить панель с кнопками. Для начала нужно поместить на форму компонент ControlBar с закладки Additional. Потом внутрь компонента ControlBar поместить одну панель ToolBar с закладки Win32. Теперь создадим кнопки на панели. Для этого щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши и выберать из появившегося меню пункт New Button. Пункт New Separator этого же меню создаёт разделитель между кнопками. На эти кнопки можно поместить рисунки и соответствующие надписи.
Все, приложение для работы с базой данных «Прикладная информатика» готово.
Данная автоматизированная информационная система предназначена для автоматизации работы с информацией о нагрузке студентов по семестрам.
Работать в ней очень удобно и просто.
Главная форма «Семестр» предназначена для организации работы по семестрам. Она позволяет редактировать данные о преподавателях, предметах, добавлять новые, удалять ненужные записи. На этой же форме есть переход к форме с группами. Меню расположенное на верхней части формы позволяет переходить на другие формы, например, на форму для добавления новых предметов. Также в нем имеется пункт сортировки данных: по фамилии и по дисциплине, по семестру, по часам. Еще на форме имеются кнопки поиска для удобства работы с таблицей.
Форма «Группа» хранит список студентов, определенной группы. При поступлении новых студентов их можно добавить в список при помощи кнопки Добавить. Если студент выбыл его можно убрать из списка кнопкой Удалить. При завершении работы с формой «Группа» можно сохранить изменения и при помощи кнопки «Отмена» перейти на главную форму «Семестр».
При нажатии на главной форме на кнопку «Добавить» откроется форма «Добавление». Нужно просто записать данные семестра, предметов и преподавателей а затем сохранить. Новые данные появятся в списке на главной форме.
Пункт меню Отчет имеет два подпункта Просмотр и Печать. При просмотре отчет просто выводится на экран. При выборе меню Печать отчет сначала выводится на просмотр, а затем происходит печать отчета.
Заключение
Цель курсовой работы - создать автоматизированную информационную систему Специальность «Прикладная информатика».
Для достижения этих целей я реализовал задачи:
В процессе исследований, проводимых для написания данной курсовой работы, мною были изучены возможности программы Delphi в создании приложений, работающих с базами данных. Теперь я могу применить эти знания на практике и создавать приложения для работы с различными базами данных. Я считаю, этот опыт пригодится мне и в процессе обучения и на работе.
Список литературы
Информация о работе Автоматизированная информационная система