Автоматизированная система мониторинга оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

К задачам курсовой работы можно отнести следующее:
a) изучение предметной области;
b) разработка функциональных моделей;
c) разработка базы данных в СУБД Firebird;
d) создание приложения, основанного на клиент-серверной технологии;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические сведения 5
1.1 Анализ предметной области 5
1.2 Используемые при проектировании программные средства 6
1.3 Используемые инструментальные средства для создания Windows-приложения 9
2. Разработка технического задания к программе 11
2.1 Основание для разработки 11
2.2 Назначение разработки 11
2.3 Требования к программе 11
2.3.1 Требования к функциональным характеристикам и надежности 11
2.3.2 Условия эксплуатации 14
2.3.3 Требования к составу и параметрам технических средств 14
2.3.4 Требования к информационной и программной совместимости 14
2.4 Требования к маркировке и упаковке 15
2.5 Требования к транспортированию и хранению 15
2.6 Требования к программной документации 15
2.7 Технико-экономические показатели 15
2.8 Стадии и этапы разработки 16
2.9 Порядок контроля и приемки 16
3. Разработка функциональных моделей автоматизированной системы 18
4. Разработка информационной модели автоматизированной системы 24
5. Разработка пользовательского интерфейса 26
5.1 Интерфейс клиентского Windows-приложения 26
5.2 Руководство пользователя 37
Заключение 37
Список использованных источников 41
Приложение 1. Листинг БД 42
Приложение 2. Листинг клиентского Web-приложения 54

Файлы: 1 файл

Kursovaya моя.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

      

       Декомпозируем  функциональный блок «Вести наличие  компьютерной техники» на шесть  действий (Рисунок 6):

  • «Выбор образовательного учреждения»;
  • «Выбор типа компьютерной техники»;
  • «Выдать перечень наименований компьютерной техники»;
  • «Выдача компьютерной техники в соответствии выбранному типу»;
  • «Выбрать наименование компьютерной техники»;
  • «Ввод количества компьютерной техники».

 

Рисунок 6 - Декомпозиция функционального блока «Вести наличие компьютерной техники» (IDEF3)

             Моделирование потоков данных (DFD), часто используемое при разработке программного обеспечения, сосредоточено вокруг потоков данных, передающихся между различными операциями, включая их хранение, для достижения максимальной доступности и минимального времени ответа. Такое моделирование позволяет рассмотреть конкретный процесс, проанализировать операции, из которых он состоит, а также точки принятия решений, влияющих на его ход. Диаграммы потоков данных (DFD) являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. С их помощью эти требования представляются в виде функциональных компонент (действий), связанных потоками данных.

Декомпозируем функциональный блок «Составление графика проверок» на три действия (Рисунок 7):

  • «Выбор проверяемого объекта»;
  • «Назначение ответственного лица»;
  • «Определение времени проведения проверки».

Рисунок 7 - Декомпозиция блока «Составление графика проверок» (DFD)

 

Главная цель такого представления - продемонстрировать, как каждый компонент преобразует свои входные данные в выходные, а также выявит отношения между этими процессами. Стрелки в DFD показывают, как объекты (данные) перемещаются от одного действия к другому. Это представление потока вместе с хранилищами данных и внешними сущностями обеспечивает отражение в DFD-моделях таких физических характеристик системы, как движение объектов (потоки данных), хранение объектов (хранилища данных), источники и потребители объектов (внешние сущности).

4. Разработка информационной модели автоматизированной системы

 

 

Цель моделирования данных (информационного моделирования) состоит в обеспечении разработчика информационной системы концептуальной схемой базы данных в форме одной модели или нескольких локальных моделей.

Наиболее распространенным средством моделирования данных являются диаграммы ERD (диаграммы «сущность-связь»).

Сущность (Entity) - реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области.

Атрибут (Attribute) - любая характеристика сущности.

Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями модели.

Связь (Relationship) - поименованная ассоциация между двумя сущностями, при которой каждый экземпляр одной сущности (сущности-родителя) ассоциирован с произвольным количеством экземпляров второй сущности (сущности-потомка)[4].

В ERwin существуют два уровня представления и моделирования - логический и физический. Логический уровень означает прямое отображение фактов из реальной жизни. Например, люди, столы, отделы, компьютеры являются реальными объектами. Они именуются на естественном языке, с любыми разделителями слов. На логическом уровне не рассматривается использование конкретной СУБД, не определяются типы данных (например, целое или вещественное число) и не определяются индексы для таблиц. 

 

 

 

Диаграмма уровня сущностей и атрибутов, в нотации IDEF1X логического уровня модели ERwin: (Рисунок 4.1)

Рисунок 8 - ERD-диаграмма в нотации IDEF1X логический уровень.

 

ERD-диаграмма физического уровня модели ERwin: (Рисунок 9)

 

Рисунок 9 - ERD- диаграмма в нотации IDEF1X физический уровень

 

Целевая СУБД, имена объектов и типы данных, индексы составляют второй (физический) уровень модели ERwin.

ERwin предоставляет возможности  создавать и управлять этими  двумя различными уровнями представления одной диаграммы (модели), равно как и иметь много вариантов отображения на каждом уровне.

 

5. Разработка пользовательского интерфейса

 

 

Программа «Автоматизированная система мониторинга оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой» позволяет пользователю вводить и просматривать, хранить информацию в базе данных, изменять и удалять ее, осуществлять сортировку, фильтрацию и поиск информации по всей базе.

 

5.1 Интерфейс клиентского Windows-приложения

Созданное приложение «Автоматизированная система мониторинга оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой» имеет удобный интерфейс для работы пользователей и позволяет:

  • осуществлять добавление, изменение и удаление данных из созданных таблиц;
  • просматривать данные;
  • осуществлять поиск, фильтрацию и сортировку данных для более удобного представления их пользователю;
  • создавать и просматривать отчеты в печатной форме.

 

В результате разработки, приложение будет иметь следующий вид: (Рисунок 10).

Рисунок 10 - Пользовательский интерфейс программы

 

Осуществим поиск данных по фамилии сотрудника: (Рисунок 11)

Рисунок 11 - Поиск данных

Поиск осуществляется так же по первой букве, либо части фамилии, а не только по полной фамилии.

 

Сортировка информации осуществляется при нажатии на заголовок любого столбца (Рисунок 12) .

 

Рисунок 12 - Сортировка по столбцу «Должность».

 

Фильтрацию данных осуществим по полю «Город» в таблице «Образовательные учреждения» (Рисунок 13).

Рисунок 13 - Фильтрация данных

 

Фильтрация осуществляется так же по первой букве, либо части названия города, а не только по полному наименованию.

 

Добавление записи (Рисунок 14). Поле «Код сотрудника» заполняется автоматически при помощи триггера.

Рисунок 14 - Добавление записи

 

Проверим правильность выполнения процедуры на добавление данных (Рисунок 15).

Рисунок 15 - Результат добавления

 

Данная процедура добавления записи аналогично выполняется по любой таблице данного приложения. 
Изменим ранее добавленную запись (Рисунок 16).

 

Рисунок 16 - Изменение записи

 

Проверим правильность работы хранимой процедуры на ранее добавленной записи (Рисунок 17).

Рисунок 17 - Результат изменение записи

 

Данная процедура изменения записи аналогично выполняется по любой таблице данного приложения.

 

Удалим ранее добавленную запись при помощи хранимой процедуры на удаления данных (Рисунок 18).

Рисунок 18 - Удаление записи

 

Проверим, удалилась ли запись (Рисунок 19).

 

Рисунок 19 - Результат удаления

 

Данная процедура удаления записи аналогично выполняется по любой таблице данного приложения.

 

Сформированный отчет по таблице «График проверок»: (Рисунок 20)

Рисунок 20 - Форма отчёта

Так же в данном приложении имеются и другие таблицы, по которым можно осуществить действия описанные выше. Таблица «График проверок» будет иметь следующий вид: (Рисунок 21).

Рисунок 21 – Вкладка «График проверок»

В таблице «График проверок» указывается код проверки, код образовательного учреждения и дата его последней проверки

Таблица «Компьютерная техника» будет иметь следующий вид: (Рисунок 22)

Рисунок 22 – Вкладка «Компьютерная техника»

В таблице «Компьютерная техника» указывается код техники, код программного обеспечения, код вида компьютерной техники, наименование и срок эксплуатации

Таблица «Оснащенность» будет иметь следующий вид: (Рисунок 23)

Рисунок 23 – Вкладка «Оснащенность»

На вкладке «Оснащенность» указываются коды по нескольким таблицам, а именно: компьютерная техника, образовательное учреждение, ответственные лица, результат проверки и дата проверки. Это реализовано для простоты поиска нужных данных

Таблица «Ответственные лица» будет иметь следующий вид: (Рисунок 24)

Рисунок 24 – Вкладка «Ответственные лица»

На вкладке «Ответственные лица» указывается код ответственного лица, код образовательного учреждения, ФИО и должность.

Таблица «Образовательные учреждения» будет иметь следующий вид: (Рисунок 25)

Рисунок 25 – Вкладка «Образовательное учреждение»

На вкладке «Образовательные учреждения» указывается код образовательного учреждения, город, наименование и адрес.

Таблица «Потребность» будет иметь следующий вид: (Рисунок 26)

Рисунок 26– Вкладка «Потребность»

На вкладке «Потребность» указывается код потребности, код образовательного учреждения, код компьютерной техники и дата поставки.

Таблица «ПО» будет иметь следующий вид: (Рисунок 27)

Рисунок 27 – Вкладка «ПО»

На вкладке «ПО» указывается код ПО, операционная система, дата установки, срок использования лицензии и лицензионный номер.

 

Таблица «Результат проверки» будет иметь следующий вид: (Рисунок 28)

Рисунок 28 – Вкладка «Результат проверки»

На вкладке «Результат проверки» указывается код результата, код даты проверки, код образовательного учреждения, кот сотрудника, общее количество техники и количество неисправной.

Таблица «Вид КТ» будет иметь следующий вид: (Рисунок 29)

Рисунок 29 – Вкладка «Вид КТ»

 

На вкладке «Вид КТ» указывается код вида и наименование.

 

    1. Руководство пользователя

Для работы с АС необходимо следующее программное обеспечение: Borland C++ Builder 6, СУБД Firebird и IBExpert.

Перед началом работы с АС на рабочем месте пользователя необходимо скопировать с прилагающегося диска папку «Программа ПИС» в любую папку на вашем компьютере, наиболее удобную для работы.

Для дальнейшей работы необходимо изменить путь к базе данных, т.к. при копировании либо скачивании программы, исходных путь будет установлен по умолчанию. Для этого выполним следующие действия:

  1. Откроем Borland C++ Builder 6.
  2. Запустите проект с помощью команды File->Open Project и выберете файл Project.bpr из папки «Программа ПИС». При возникновении ошибки «connection rejected by interface» нажмите  «ОК», данная ошибка связана с отсутствующим подключением к БД.
  3. Далее командой View->Forms выберете DataModule2 и нажмите «ОК»
  4. Далее следует выбрать компонент Database1 двойным щелчком левой кнопкой мыши. В открывшемся окне Database Component Editor  в фрейме Connection  необходимо изменить путь к БД.
  5. Для выбора имеющейся БД поставте переключатель с Remote на Local и с помощью кнопки Browse выберите БД из папки «Программа ПИС» и нажмите «ОК».
  6. Перед завершением настройки необходимо проверить подключение, нажав кнопку Test. При сообщении об успешном подключении нажмите кнопку «ОК» в сообщении и далее в форме Database Component Editor   для сохранения данных.
  7. Закройте программу Borland C++ Builder 6, с дальнейшим нажатием «ОК» для сохранения проекта.

 Для проверки работоспособности АС с рабочего места пользователя необходимо выполнить следующие действия:

  1. Откройте папку «Программа ПИС» и запустите файл Project.exe.
  2. Проверьте, все таблицы должны быть заполнены.

В случае если приложение  не запускается, то следует обратиться к администратору.

Автоматизированная система выполняет следующие функции с данными:

  • добавление;
  • изменение;
  • удаление;
  • фильтрация;
  • поиск;
  • вывод отчетов.

Информация о работе Автоматизированная система мониторинга оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой