Гипертекстовая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Гипертекстовая технология дала возможность структурированного представления любого текста, в котором автор может выделить несколько уровней детализации сигнала. Гипертекст имеет широкое применение – он используется в обучающих системах, во всемирной сети Интернет, в системах баз данных. Есть и другие важные области его применения. Таким образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие гипертекстовой технологии 5
1.1. Общее понятие о гипертекстовой технологии 5
1.2. Преимущества гипертекста 9
1.3. Области применения гипертекстовой технологии 11
2. HTML – язык разметки гипертекста 12
2.1. Задачи, решаемые при помощи HTML 13
2.2. Гипертекстовые ссылки 14
2.3. Состав HTML-документа 14
2.4. Использование теории паттернов при разработке гипертекстовых систем 16
2.5. Современное развитие HTML 17
3. HTTP, URL, WWW, программы-клиенты и программы-серверы 18
3.1. HTTP – протокол обмена гипертекстовой информацией 18
3.2. Принцип работы протокола 18
3.3. Основные методы доступа к данным 19
3.4. URL – универсальный указатель ресурсов, форматы URL 21
3.5. WWW – WorldWideWeb 22
3.6. Понятие программ-клиентов и программ-серверов, использующих гипертекстовую модель 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ГЛОССАРИЙ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Гипертекстовая технология .doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«Гипертекстовая технология»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

Тема данной работы – «Гипертекстовая технология». В настоящей работе мною будут  рассмотрены понятия гипертекста, гипертекстовой технологии, преимущества и область применения гипертекстовой технологии, понятие WWW как всемирного хранилища информации, в котором представление информации основано на гипертекстовых ссылках, а также рассмотрены три наиболее важные для WWW технологии – HTML, HTTP и URL, и понятия программы-клиента и программы-сервера.

Целью данной работы является анализ сущности и особенностей гипертекстовой технологии и ее важного приложения – WWW.

Задача данной работы –  изучить разные информационные источники (специальная литература, интернет-ресурсы) и раскрыть в работе сущность и особенности гипертекстовой технологии и WWW.

В процессе исследования предполагается использовать метод изучения и анализа информационных источников.

Гипертекст - технология на базе средств обработки больших, глубоко вложенных, структурированных, связанных семантически, понятийно текстов, информации, которые организованы в виде фрагментов (текста), относящихся к одной и той же системе объектов, расположенных в вершинах некоторой сети и выделяемых обычно цветом. Они позволяют при машинной реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты гипертекста, "привязанные" к выделенным по цвету ключевым словам или словосочетаниям1.

Развитие средств  вычислительной техники привело  к ситуации, когда вместо традиционных параметров — производительность, пропускная способность, объем памяти, узким местом стал интерфейс с пользователем. Первым шагом на пути преодоления кризисной ситуации стала концепция гипертекста, впервые предложенная Теодором Хольмом Нельсоном.

Термин «гипертекст» был введен в обращение в 1965 году Тедом Нельсоном (Ted Nelson) для описания документов, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин «гипермедиа» близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.

«Под «гипертекстом» - писал Нельсон - я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами»2.

Информационной структурой, которую Нельсон предложил называть гипертекстом пользовались уже давно. Так, нелинейная форма представления знаний является традиционной для религиозных писаний, широко использующих многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на комментарии. Примером может служить Библия (см. Приложение 1).

Гипертекстовая  технология дала возможность структурированного представления любого текста, в котором автор может выделить несколько уровней детализации сигнала. Гипертекст имеет широкое применение – он используется в обучающих системах, во всемирной сети Интернет, в системах баз данных. Есть и другие важные области его применения. Таким образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.

 

  1. Понятие гипертекстовой технологии

1.1. Общее понятие  о гипертекстовой технологии

 

Гипертекст представляет собой новый вид информационных моделей – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной (а не последовательной) ассоциативной памятью. За счет этого он обладает положительными свойствами энциклопедии, монографии и тезауруса.

Гипертекстовая  технология — это технология преобразования текста из линейной формы в иерархическую, поэтому использование гипертекстовой технологии позволяет кардинально изменить способ просмотра и восприятия информации. Читая текст в книге, мы просматриваем его последовательно, страница за страницей. Если в процессе чтения мы встретим термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае нам придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное нам определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды

Гипертекст  содержит не только информацию, но и  аппарат ее эффективного поиска. По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и фактографическими информационными системами.

Структурно  гипертекст состоит из информационного  материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Тезаурус гипертекста  – это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей, которые имеют заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей, где указаны тип родства и заголовки тезаурусных статей. Последние совпадают с наименованием информационной статьи и являются наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье. В отличие от традиционных тезаурусов-дескрипторов тезаурус гипертекста содержит не только простые, но и составные наименования объектов. Формирование тезаурусной статьи гипертекста означает индексирование текста.

Полнота связей, отражаемых в тезаурусной статье, и точность установления этих связей, в конечном итоге определяют полноту и точность поиска при обращении к данной статье гипертекста. Существуют следующие типы родства, или отношения вид-род, род-вид, предмет-процесс, процесс-предмет, целое-часть, часть-целое, причина-следствие, следствие-причина и т.д. Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связи, а по видовому – специфическую информацию без повторения общих сведений из родовых тем. Тем самым глубина индексирования текста зависит от родовидовых отношений. Список заголовков родственных тезаурусных статей представляет собой локальный справочный аппарат, в котором указываются ссылки только на ближайших родственников. Тезаурус гипертекста можно представить в виде сети: в узлах находятся текстовые описания объекта (информационные статьи), ребра сети указывают на существование связи между объектами и на тип родства. В гипертексте весь поисковый аппарат реализуется как тезаурус гипертекста.

Список главных  тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок с отношениями ни род-вид, ни часть-целое. Желательно, чтобы список занимал не более одной панели экрана.

Алфавитный  словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.

В простейшем случае технология построения гипертекста включает следующие пять основных этапов:

1) разделение  текста на отдельные главы  или темы;

2) выбор основного  маршрута чтения гипертекста  и расстановка ссылок, ведущих пользователя по темам последовательно, в соответствии с основным маршрутом;

3) определение  дополнительных маршрутов чтения, которые могут оказаться удобными  читателю, и расстановка ссылок, позволяющих осуществить логичный  переход от основного маршрута  к дополнительным;

4) выявление  и написание недостающих частей текста, которые требуются для логичного следования по маршрутам чтения;

5) связь ссылок  с существующими темами.

Простота концепции  гипертекста обусловливает и  формальную простоту общепринятой технологии создания гипертекстов. Имея простейшую систему построения гипертекстов, можно быстро собрать из нескольких текстовых фрагментов гипертекст и формально получить самостоятельную гипертекстовую информационную систему, программный продукт или подсистему подсказки. Однако в силу видимой простоты гипертекстовой технологии легко создать гипертекстовую информационную систему с низким качеством.

   Гипертексты  обладают определенной семантической  (смысловой) сетевой структурой. При многократном просмотре, если  гипертекст используется как  учебник, эта структура будет сильно влиять на структуру знаний пользователя по изучаемому вопросу. Поэтому при построении гипертекстовых систем следует уделять внимание не только тому, как разбить исходный текст на части, но и тому, насколько пользователю будет понятно, легко и удобно работать с этими частями текста.

   К основным  элементам гипертекстовой технологии  относятся: информационный фрагмент, тема, узлы, ссылки.

   Информационный  фрагмент гипертекста может представлять  собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент.

   Тема  содержит краткое название информационного  фрагмента. Информационный фрагмент может состоять целиком из множества тем либо включать в себя одну или несколько тем наряду с прочей информацией.

   Узлом  в гипертексте называется информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста.

   Ссылка  представляет собой слово, фразу  или набор фраз, с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными.

   Референтные  ссылки — это наиболее типичный  вид ссылок в гипертекстах. Они,  как правило, имеют два конца,  обычно это направленные связи,  хотя большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке. Исходный конец референтной ссылки называется «источник». Логически это отдельная точка или область в тексте. Другой конец называется «назначением» — это определенная точка или область в гипертексте. С источником ссылки связывается некоторая пометка, указывающая наличие ссылки, — она показывает имя ссылки, обычно изображается в виде последовательности символов и высвечивается как отдельная единица текста. Например, при щелчке по термину появится информационный фрагмент, разъясняющий значение этого термина.

   Организационные  ссылки устанавливают явные связи  между двумя точками гипертекста  и отличаются от референтных  тем, что поддерживают иерархическую  структуру в гипертексте. Организационные  ссылки связывают узел-родитель  с узлами-сыновьями и, таким образом, формируют древовидный подграф в рамках общего гипертекстового сетевого подграфа. Такие ссылки часто соответствуют отношению «быть частным случаем», и по этой причине операции над этими ссылками (при построении гипертекста) отличаются от операций над референтными ссылками.

   Кроме  явных референтных и организационных  ссылок, в некоторых гипертекстовых системах имеется возможность устанавливать неявные ссылки через использование ключевых слов. Для этого гипертекстовая система должна иметь возможность сквозного поиска заданной подстроки среди всех узлов гипертекста (в некотором порядке), а в самом гипертексте должны активно использоваться ключевые слова. Примером использования неявных ссылок может служить поиск в Интернет-браузерах, таких, как Yandex, Rambler, Yahoo и т. д..

Основными принципами построения гипертекста являются принципы общезначимости, объектографии, жизненного цикла.

Принцип общезначимости предполагает включение в информационную статью лишь специфических суждений, справедливых относительно всех объектов, соответствующих заголовку статьи. При этом информация, относящаяся к нескольким темам, связанным родовидовым отношением, должна размещаться в фонде или документах, который должен определять глубину индексирования документов в фонде.

Принцип объектографии  основан на положении, что единицей хранения является информация, извлеченная из различных документов-первоисточников и относящаяся к конкретному объекту, который является предметом описания в поисковом образе.

Принцип жизненного цикла включает данные о совокупности процессов, в которых участвует объект от момента его возникновения до исчезновения. Информация о каждом этапе жизненного цикла объекта оформляется в виде отдельной статьи. Последняя должна иметь ссылку на статью об объекте.

1.2. Преимущества гипертекста

 

Самое главное, что дает пользователям гипертекст – это доступ к иерархически организованной информации и, следовательно, возможность без дополнительных усилий проследить логику автора, быстро просматривая по ходу чтения ссылки на информацию, используемую автором для иллюстрации и аргументации своей позиции по тому или иному вопросу.

Рассмотрим  также и другой аспект применения гипертекста. Он касается гипертекстовой информационной модели. Эта модель, основанная на гипотезе о том, что переработка и генерация идей человеческим мозгом происходит ассоциативно, получила большое признание в качестве структуры для эффективного представления и передачи знаний.  Так называемая «гипертекстовая система», технически реализующая эту модель,  использует электронные и программные средства для преодоления ограничений линейной природы текста, напечатанного на бумаге. Так, бумага – это плоская среда, она хорошо приспособлена для представления только двухмерного потока информации: линейного и иерархического. Мы читаем последовательно слева направо, сверху вниз, переворачиваем страницы. В отличие от этого гипертекстовая система, содержащая сеть узлов (фрагментов, модулей, фреймов) и заданные на них ассоциативные связи, порождает трехмерное информационное пространство, что создает информационную среду, адекватную глубинной структуре переработки идей человеческим мозгом.

Информация о работе Гипертекстовая технология