Информационные технологии: понятие и сущность, этапы становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование – вторая грамотность», под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями

Файлы: 1 файл

1)Информационные технологии.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

Информационная технология автоматизированного офиса - организация  и поддержка коммуникационных процессов  как внутри организации, так и  с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств  передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими  служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться  с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования  автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами  решений в результате их более  совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

В настоящее время известно несколько десятков программных  продуктов для компьютеров и  некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации  офиса; текстовый процессор, табличный  процессор, электронная почта, электронный  календарь, аудиопочта, компьютерные и  телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением  приказов и т.д.

Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Информационная технология поддержки принятия решений.

Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились  усилиями в основном американских ученых в конце 70-х - начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов  прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта. [3, c. 121].

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений  является качественно новый метод  организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса), в котором  участвуют:

- система поддержки принятия  решений в роли вычислительного  звена и объекта управления;

- человек как управляющее  звено, задающее входные данные  и оценивающее полученный результат  вычислений на компьютере.

Ряд отличительных характеристик:

- ориентация на решение  плохо структурированных (формализованных)  задач;

- сочетание традиционных  методов доступа и обработки  компьютерных данных с возможностями  математических моделей и методами  решения задач на их основе;

- направленность на непрофессионального  пользователя компьютера;

- высокая адаптивность, обеспечивающая  возможность приспосабливаться  к особенностям имеющегося технического  и программного обеспечения, а  также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может  использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые  на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому  важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне [2, c. 56].

Информационная технология экспертных систем. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании  искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру  или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о  которых этими системами накоплены  знания.

Под искусственным интеллектом  обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые  назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего  здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными  системами. Они также включают в  себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его  слух, зрение, обоняние, способность  к обучению.

Решение специальных задач  требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить  держать в своем штате экспертов  по всем связанным с ее работой  проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в  том, чтобы получить от эксперта его  знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в  этом возникнет необходимость. Являясь  одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области  знаний в форму эвристических  правил (эвристик). Эвристики не гарантируют  получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные  алгоритмы, используемые для решения  задач в рамках технологии поддержки  принятия решений. Однако часто они  дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического  использования. Все это делает возможным  использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе  они обеспечивают высокий уровень  поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение  проблемы в рамках систем поддержки  принятия решений отражает уровень  ее понимания пользователем и  его возможности получить и осмыслить  решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять  решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в  процессе получения решения. Очень  часто эти пояснения оказываются  более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие  связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.

Таким образом, в современных  условиях информация превратилась в  важнейший интеллектуальный ресурс, целенаправленная обработка которого, называемая информационной технологией  позволяет резко повысить обоснованность и эффективность применяемых  методов экономического развития на уровне предприятия, региона, страны.

 

Взаимоотношения в сфере информационных технологий

      

 Можно выделить шесть заинтересованных  групп,  от  которых  зависит принятие решений в сфере информационных технологий:

    - высшее руководство, которое должно  управлять  информационными технологиями  как стратегическим потенциалом предприятия;

    - специалисты, занимающиеся поиском системных  решений  для  оптимизации

      специальных  функциональных задач;

     - менеджеры отдельных хозяйственных подразделений,  которые   должны

      использовать  информационные технологии в силу логики своей хозяйственной деятельности,  чтобы

      удовлетворять  запросы клиентов, снижать издержки  и т.д.;

    - менеджеры  служб   бухгалтерско-финансового   учета,   если   таковые

      предусмотрены  организационной структурой предприятия:

     - поставщики информационных технологий, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии

      с проблемными  установками своих потребителей;

     - собственное информационно-технологическое подразделение.

      На  многих  предприятиях  подобные  группы  интересов не  получают признания.  Высшее  руководящее звено часто   делегирует   соответствующие функции группе  руководителей,  следя за  выполнением нескольких  заданных показателей. Сознательный отказ высшего менеджмента от  своих обязанностей приводит  к принятию  малокомпетентных   решений,   постановке   нереальных плановых задач. Отсутствует также должная мотивация в этой сфере.

        В связи с ростом значения информационных технологий в обеспечении успеха  фирмы подобная политика неприемлема. Общефирменное руководство должно  в настоящее время найти ответы на следующие два вопроса.

        Во-первых, нужно точно определить, какой вклад должна внести  информационная технология  в процесс производства товаров и услуг.  Внимания  здесь заслуживают главным образом три аспекта:

1) информационная технология  как функция обеспечения   производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства,  а также при генерации и передаче  управленческих  знаний  и информации  для управления хозяйственными  операциями; 

2)  информационная технология  как интегральная  составная часть продукта; 

3)  информационная технология  как организационный   инструмент   для   создания, виртуальных форм предприятия.

        Во-вторых, кто должен выполнять перечисленные и другие функции.  На первый план выдвигается вопрос о  координационном  механизме  для  отдельных видов информационно-технологических услуг.  Решение  может  быть  найдено  в использовании    указанных    выше    специализированных     внутрифирменных подразделений и вне фирменных филиалов. Возможно и  промежуточное  решение  в виде создания стратегических альянсов  между  собственным  подразделением  и внешними партнерами. В двух  последних  случаях  предприятие  теряет  прямой контроль  над  своим  информационно-технологическим   потенциалом. [7, c. 123].

Таким образом, следует отметить, что подобные  услуги  могут  быть  эффективны  только  при  тесном сотрудничестве с их поставщиками.  Общефирменный  менеджмент  должен  искать пути устранения или компенсации слабых мест в своей работе.

 

 

Исторические  аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Информационная безопасность в управлении — состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Объективно категория  информационная безопасность возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Учитывая влияние на трансформацию  идей информационной безопасности, в  развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов:

I этап — до 1816 года  — характеризуется использованием  естественно возникавших средств  информационных коммуникаций. В  этот период основная задача  информационной безопасности заключалась  в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении  и других данных, имеющих для  человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

II этап — начиная с  1816 года — связан с началом  использования искусственно создаваемых  технических средств электро-  и радиосвязи. Для обеспечения  скрытности и помехозащищенности  радиосвязи необходимо было использовать  опыт первого периода информационной  безопасности на более высоком  технологическом уровне, а именно  применение помехоустойчивого кодирования  сообщения (сигнала) с последующим  декодированием принятого сообщения  (сигнала).

III этап — начиная с  1935 года — связан с появлением  радиолокационных и гидроакустических  средств. Основным способом обеспечения  информационной безопасности в  этот период было сочетание  организационных и технических  мер, направленных на повышение  защищенности радиолокационных  средств от воздействия на  их приемные устройства активными  маскирующими и пассивными имитирующими  радиоэлектронными помехами.

IV этап — начиная с  1946 года — связан с изобретением  и внедрением в практическую  деятельность электронно-вычислительных  машин (компьютеров). Задачи информационной  безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения  физического доступа к оборудованию  средств добывания, переработки  и передачи информации.

V этап — начиная с  1965 года — обусловлен созданием  и развитием локальных информационно-коммуникационных  сетей. Задачи информационной  безопасности также решались, в  основном, методами и способами  физической защиты средств добывания,  переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть  путём администрирования и управления  доступом к сетевым ресурсам.

VI этап — начиная с  1973 года — связан с использованием  сверхмобильных коммуникационных  устройств с широким спектром  задач. Угрозы информационной  безопасности стали гораздо серьёзнее.  Для обеспечения информационной  безопасности в компьютерных  системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров, ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой системы.

Информация о работе Информационные технологии: понятие и сущность, этапы становления