Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:54, реферат
ВВ той или иной степени Системы Поддержки Принятия Решений (СППР) присутствуют в любой информационной системе (ИС). Поэтому, осознанно или нет, к задаче создания системы поддержки принятия решений организации приступают сразу после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения. По мере развития бизнеса, упорядочения структуры организации и налаживания межкорпоративных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной.
Введение 3
1 Зарождение концепции хранилища данных 5
2 Технология разработки и внедрения Хранилища Данных 7
2.1 Этапы проекта 7
2.2 Выбор модели данных Хранилища 10
2.3 Выбор структуры Хранилища Данных 13
2.4 Витрины Данных 15
2.5 Хранилище Метаданных (Репозитарий) 17
2.6 Загрузка Хранилища 20
2.7 Анализ данных: OLAP 22
3 Интеллектуальный анализ данных 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Широко известны Репозитарии, входящие в состав популярных CASE-средств (Power Designer (Sybase), Designer 2000 (Oracle), Silverrun (CSA Research)), систем разработки приложений (Developer 2000 (Oracle), Power Builder (Sybase)), администрирования и поддержки информационных систем (Platinum, MSP). Все они, однако, решают частные задачи, работая с ограниченным набором метаданных, и предназначены, в основном, для облегчения труда профессионалов - проектировщиков, разработчиков и администраторов информационных систем. Репозитарий метаданных СППР на основе ХД предназначен не только для профессионалов, но и для пользователей, которым он служит в качестве поддержки при формировании бизнес-запросов. Более того, развитая система управления метаданными должна обеспечивать возможность управления бизнес-понятиями со стороны пользователей, которые могут изменять содержание метаданных и образовывать новые понятия по мере развития бизнеса. Тем самым репозитарий превращается из факультативного инструмента в обязательный компонент СППР и ХД.
Разработка системы управления метаданными сходна с разработкой распределенной транзакционной системы. При ее создании необходимо решать следующие задачи:
Опыт реализации систем управления метаданными показывает, что основная трудность состоит не в программной реализации, а в определении содержания конкретных метаданных и методики работы с ними, в практическом внедрении Репозитория. Кроме того, если подходить к проектированию итерационно, последовательно переходя от разработки соответствующих бумажных форм и методик к созданию CASE-модели метаданных, от централизованной к распределенной модели, используя в качестве системы для хранения метаданных промышленную реляционную СУБД, можно значительно упростить задачу.
Поскольку большинство CASE-средств использует различные форматы метаданных, поставщики систем управления метаданными выработали стандарт обмена MDIS, обеспечивающий возможность интеграции CASE-средств в СППР на основе ХД. К сожалению, не все предлагаемые сегодня на российском рынке продукты соответствуют этому стандарту, поэтому преобразование форматов метаданных представляет собой достаточно сложный процесс, упростить который призваны специализированные программные продукты, в том числе, например, средства фирмы Evolutionary Technologies International или Prism Solutions (Data Warehouse Directory).
Когда структура метаданных
разработана и система
2.6 Загрузка Хранилища
Какие данные должны быть помещены в Хранилище? Как найти и извлечь эти данные? Как обеспечить корректность данных в Хранилище? Подобные вопросы являются ключевыми при проектировании Хранилищ. В сущности, определяя, чем заполняется Хранилище, мы неявно определяем спектр задач, которые будут решаться с его помощью, и круг потенциальных пользователей.
При описании технологии заполнения Хранилища будем различать три взаимосвязанные задачи: Сбор Данных (Data Acquisition), Очистка Данных (Data Cleansing) и Агрегирование Данных (Data Consolidation).
Под Сбором Данных будем
понимать процесс, который состоит
в организации передачи данных из
внешних источников в Хранилище.
Лишь некоторые аспекты этого
процесса полностью или частично
автоматизированы в имеющихся продуктах.
Прежде всего, это относится к
интерфейсам с существующими
БД. Как правило, здесь имеется
несколько возможностей. Во-первых,
поддерживаются интерфейсы всех крупных
производителей серверов баз данных
(Oracle, Informix, ADABAS и т. д.). Во-вторых, практически
всегда имеется ODBC-интерфейс, и, в-третьих,
можно извлекать данные из текстовых
файлов в формате CSV (comma separated values) и
из некоторых структурированных
файлов, например файлов dBase. Набор имеющихся
интерфейсов - важнейшая характеристика,
которая часто позволяет
Второй аспект процесса сбора данных, который автоматизирован в некоторых продуктах, - это организация процесса пополнения Хранилища. В том же InfoPump, например, имеется возможность строить расписание пополнения Хранилища данными либо на временной основе, либо с использованием механизма событий. Имеются и более сложные программные комбинации, например корпорация Software AG разработала собственное решение для сбора и очистки данных, называемое, SourcePoint, которое на нижнем уровне использует PASSPORT, а функции организации расписаний реализует как надстройку над этим нижним уровнем. Помимо этого SourcePoint реализует параллельные извлечение, передачу данных и заполнение Хранилища.
Под очисткой данных обычно понимается процесс модификации данных по ходу заполнения Хранилища: исключение нежелательных дубликатов, восстановление пропущенных данных, приведение данных к единому формату, удаление нежелательных символов (например, управляющих) и унификация типов данных, проверка на целостность. Практически все продукты располагают тем или иным набором средств очистки данных и соответствующими средствами диагностики.
При заполнении Хранилища агрегированными данными мы должны обеспечить выборку данных из транзакционной базы данных и других источников в соответствии с метаданными, поскольку агрегирование происходит в терминах бизнес-понятий. Так, например, агрегированная величина "объем продаж продукта Х в регионе Y за последний квартал" содержит понятия "продукт" и "регион", которые являются бизнес-понятиями данного предприятия. Следует подчеркнуть, что задача выборки необходимых данных не может быть решена полностью автоматически: возможны коллизии (отсутствие необходимых данных, ошибки в данных и т. п.), когда вмешательство человека окажется необходимым. Далее, предполагая, что объектом анализа являются числовые показатели, связанные с бизнес-понятиями, такие как ОБЪЕМ ПРОДАЖ или ПРИБЫЛЬ, необходимо определить правила вычисления этих показателей для составных бизнес-понятий, исходя из их значений для более простых бизнес-понятий. Это и есть правила агрегирования.
Простейшей архитектурой системы на основе ХД является архитектура клиент-сервер. Традиционно само хранилище размещается на сервере (или на серверах), а анализ данных выполняется на клиентах. Некоторое усложнение в эту схему вносят Витрины Данных. Они также размещаются на серверах, но, учитывая взаимодействия между Витринами, приходится вводить так называемые переходники (Hub Servers), через которые идет обмен данными между Витринами.
2.7 Загрузка OLAP
Предположим теперь, что в общем случае имеется корпоративное ХД и ряд Витрин Данных. Каким образом следует организовать доступ к информации для анализа? Сейчас принята точка зрения, согласно которой требуется обеспечить возможность анализа данных как из Витрин, так и непосредственно из Хранилища. Разница здесь определяется не столько размером базы (Витрина может лишь ненамного уступать Хранилищу), сколько тем, что Витрины, как правило, не содержат детальных - неагрегированных данных. Это означает, что анализ данных Витрины не требует глубокой детализации и часто может быть выполнен более простыми средствами.
Наряду с мощными серверами многомерных баз данных и ROLAP-серверами на рынке предлагаются клиентские OLAP-серверы, предназаначенные, главным образом, для работы с небольшими объемами данных и ориентированные на индивидуального пользователя. Подобные системы были названы настольными, или DOLAP-серверами (Desktop OLAP). В этом направлении работают фирмы Business Objects (Business Objects 5.0), Andyne (CubeCreator, PaBLO), Cognos, Brio Technology.
Лидером пока считается компания Cognos, поставляющая продукты PowerPlay, Impromptu и Scenario. PowerPlay - это настольный OLAP-сервер, для извлечения данных из реляционных баз данных (Paradox, dBase, Clipper), "плоских" файлов и электронных таблиц (Microsoft Excel) используется генератор запросов и отчетов Impromptu. Затем специальный компонент, называемый Transformer, помещает извлеченные данные в клиентскую многомерную базу, которая называется PowerCube. Потребителям предоставляются широкие возможности по управлению PowerCube: передавать ее от пользователя к пользователю по запросу и принудительно, помещать на сервер для разделения доступа к ней или пересылать по электронной почте. Cognos постаралась сделать свой продукт максимально открытым: во-первых, PowerCube может быть помещен в реляционные базы Oracle, Informix, Sybase, MS SQL Server на платформах UNIX, HP/UX, Sun Solaris, IBM AIX, во-вторых, сам PowerPlay способен анализировать содержимое не только PowerCube, но и других многомерных баз данных.
Стоит отметить, что все
эти фирмы объединяет стремление
включить в свои продукты компоненты,
предназначенные для
Необходимо также упомянуть
о новом направлении развития
архитектур систем клиент-сервер, называемом
трехуровневой архитектурой клиент-агент-сервер.
Применительно к СППР традиционная
двухуровневая архитектура
Практика показывает, что аналитическая обработка, несмотря на подготовленность агрегированных данных в Хранилище или Витрине, может оказаться не такой простой задачей. Например, если требуется проанализировать отношение прибыли к расходам, возможно, эту задачу придется решать динамически, поскольку именно такого отношения в Хранилище может и не быть (при том, что прибыль и расходы, скорее всего, там присутствуют). Выполнение подобных вычислений на клиенте перегружает систему, увеличивает время отклика, требует повторных вычислений при повторении запроса или хранения однажды вычисленных значений в памяти клиента. В этом случае принято говорить, что клиент становится "тяжелым" (fat), что приводит к деградации всей системы.
В трехуровневых архитектурах
между клиентом и сервером (который
теперь называется корпоративным сервером)
помещается еще одни сервер, называемый
сервером приложений. Обязанностью корпоративного
сервера является работа с корпоративными
данными, например с Хранилищем Данных:
организация доступа к
Для данной архитектуры в примере с поиском отношения прибыль/расходы вычисление этого отношения следовало бы выполнять на сервере приложений. В ROLAP-системах сервер приложений выполняет соединения таблиц в соответствии с пользовательским запросом. Кроме того, сервер приложений может осуществлять динамическое агрегирование данных. В DOLAP-системах сервер приложений может хранить клиентские гиперкубы.
Логическое разделение системы на три уровня не означает наличия трех физических уровней обработки. Теоретически все три уровня могут быть реализованы на одной машине. Наличие трех логических уровней означает, во-первых, строгое разделение обязанностей между уровнями и, во-вторых, регламентацию связей между ними. Так, например, клиент не может непосредственно обратиться к корпоративному серверу.
Информация о работе Интеллектуальный анализ данных в системах поддержки принятия решений