Электронная почта: правовая оценка проблем её использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Сегодня быстрая работа служб доставки документов в России является объективной реальностью, а не мечтой единиц писателей-фантастов, которые использовали голубиную почту. Несмотря на ещё существующие проблемы правового и финансового характера, коммерческие фирмы, библиотеки, центры научной информации, частные компании уже с конца 90-х годов выполняют контроль над заказами, создавая и пересылая электронные копии документов. Услуги по передаче файлов массово рекламируются в сети Интернет, действительно становясь фактом сетевого взаимодействия.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Преимущества и недостатки электронной почты ……………...4
Глава 2. Правовой статус электронной почты …………………………...8
Заключение ………………………………………………………………....14
Список использованной литературы ……………………………………...18

Файлы: 1 файл

Электронная почта правовая оценка её использования.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

 

Из перечисленных выше пунктов рекомендательным является только п. 7.6.9, а прочие – обязательные.

Правда, учитывая объемы и масштабы использования электронной почты в России, такие общие требования вряд ли помогут организациям правильно наладить хранение своей электронной переписки.

Правовое регулирование электронной почты включает в себя следующие элементы:

– использование электронной почты для ведения деловой деятельности; 
– использование электронной почты для официальных контактов с органами государственной власти; 
– использование электронной почты для ведения личных дел; 
– обеспечение безопасности, управление доступом и сохранение конфиденциальности сообщений; 
– администрирование и хранение электронных писем.

Основными документами, регулирующими вопросы почтовой связи (в т.ч. электронной почты), являются Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ (в ред. от 17 июля 1999 г.), Федеральный закон «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ, Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р, к приоритетным направлениям государственной политики отнесено развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, а именно: опережающее развитие инфраструктуры связи; обеспечение доступа широких слоев населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам (включая доступ к службам спасения и справочным службам); повышение инвестиционной привлекательности отрасли связи и информатизации; создание условий для добросовестной конкуренции; поддержка отечественного производителя оборудования связи. В документе отмечается, что ускоренное развитие рынка современных и высококачественных услуг связи, в т.ч. электронной почты является одним из необходимых условий для реализации поставленных задач.

В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен «путем обмена документами посредством… электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Таким образом, договор, не требующий государственной регистрации или нотариального заверения, может заключаться посредством передачи электронных документов электронной почтой. Но такой договор должен быть подтвержден электронной цифровой подписью, ПИН-кодом или иным способом.

Возможность применения электронной почты регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 26 мая 2001 г.). Например, рассылка извещения о принудительной продаже судна указанным в законе лицам направляется «заказной почтой либо посредством использования любых электронных или иных соответствующих средств, обеспечивающих доставку уведомления о вручении» (ст. 385).

Действующее законодательство предписывает некоторым организациям пользоваться электронной почтой, иметь свой электронный адрес.

Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 10 января 2002 г. № 2 утверждена Инструкция по созданию оперативных отчетов негосударственных пенсионных фондов для передачи их по каналам электронной связи (ИСОТ 2002), которая содержит правила предоставления негосударственными пенсионными фондами отчетности о текущей деятельности. Оперативная отчетность предоставляется исключительно в электронной форме. В документе устанавливается структура электронного сообщения, подробно рассматриваются обязательные реквизиты и формат письма, особые требования к пересылке отдельных файлов в присоединяемом виде. Согласно п. 2.1 Инструкции наиболее предпочтительными программами, поддерживающими формат электронной почты, являются Internet Mail, Microsoft Exchange, Outlook.

Указанные выше документы могли бы послужить прототипом нормативных актов, устанавливающих порядок отчетности перед органами государственной власти. Пока подобные положения единичны, но можно предполагать, что при дальнейшем развитии Интернета в России ситуация изменится.

Использование сервиса электронной почты в сфере государственного управления пока только формируется. Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, а также введением новелл о возможности предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронной форме можно ожидать принятия новых правовых норм, касающихся электронной почты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

1. Законодательство Российской  Федерации в сфере распространения  массовой информации не соответствует  характеру информационных отношений, складывающихся в результате  создания и использования ресурсов (сайтов) в сети Интернет. Имеющиеся  в нем коллизии и пробелы  не позволяют должным образом  защищать интересы личности, общества  и государства.

2. Необходимо на уровне государственной политики развития информационных технологий и сети Интернет концептуально определить требуемые для российского общества и государства роль и пределы ответственности информационных провайдеров и принять соответствующие поправки к законодательству в сфере информатизации (информационному законодательству).

3. С целью защиты интересов личности, общества и государства при распространении массовой информации в сети Интернет целесообразно, в первую очередь, разработать и создать механизмы, служащие обеспечению доказательств размещения тех или иных сведений, в первую очередь, на сайтах в сети Интернет.

4. Информационным провайдерам (т.е., провайдерам, предоставляющим услуги по размещению сайтов в сети Интернет, а также владельцам сайтов, на которых возможно размещение информации третьими лицами) следует определять правила размещения и распространения массовой информации пользователями их услуг, правила получения и рассмотрения жалоб о нарушении законодательства и интересов личности и общества последними при распространении массовой информации и предусмотреть на уровне договорных отношений возможность оперативного удаления или ограничения доступа к информации с фиксацией противозаконного или спорного содержания.

5. Анонимность (сохранение в тайне информации о пользователе) и публичность его действий в силу особенностей сервисов, стандартов и протоколов в сети Интернет - суть две стороны одного явления доступа и использования сети Интернет и обеспечить полностью либо одно, либо другое как техническими, так и организационно-правовыми методами представляется на настоящий момент невозможным.

6. В настоящий момент отечественное законодательство о персональных данных содержит значительное количество пробелов и нуждается в систематизации, в силу чего однозначно отнести те или иные сведения о пользователе и его компьютерном аппаратно-программном обеспечении к персональным данным нельзя. Кроме того, также сложно достоверно и однозначно определить, является то или иное действие по использованию ресурса или системы конклюдентым согласием пользователя на сбор персональных данных. Представляется, что пока более всего адекватных уровню отношений норм содержится в Модельном законе стран СНГ "О персональных данных".

7. Владельцам ресурсов и систем и провайдерам с целью защиты интересов граждан и соблюдения принципов и норм российского законодательства нужно детально определять характер информационных процессов по сбору и использованию персональных данных и в обязательном порядке уведомлять о таковом, испрашивая предварительное разрешение пользователя на сбор и использование его персональных данных.

8. Организациям и лицам, профессионально занимающимся в России и странах СНГ развитием информационных ресурсов и электронной коммерции, особо следует обратить внимание на возможности и роль саморегуляции, результаты от использования подходов которой показывают, в первую очередь, на Западе, весьма удовлетворительные результаты. Это внимание должно найти свое отражение в разработке и внедрении системы добровольной сертификации ресурсов в сети Интернет и соответствующего программного обеспечения на предмет соблюдения неприкосновенности частной жизни.

9. В Российской Федерации помимо неопределенности в законодательном регулировании практически отсутствует и предметная судебная практика, связанная со спамом и, поэтому в текущей ситуации, когда есть реальная необходимость налагать ограничения на спам, по возможности не нарушая прав при этом и спаммеров, и пользователей сети Интернет, представляется целесообразным, в первую очередь, сосредоточиться на экономических средствах воздействия на явление спама, что должно найти отражение в действиях операторов связи, их экономической политике и договорной базе.

10. В связи с тем, что большинство не запрошенных писем, адресованных российским пользователям, приходит из-за рубежа также представляется очевидным участии России в разработке и последующем принятии соответствующих международных соглашений с предметными норма, регулирующими распространение спама, а также массовой информации в целом.

11. Электронная почта как средство распространения информации и электронного документооборота должна и будет способствовать для правильного и своевременного рассмотрения дел.

12. В силу новизны использования электронной почты в процессе и для придания электронному документообороту единообразия судебным органам необходимо разработать и принять специальные регламенты работы с электронной почтой, определяющие статус последней и права и обязанности по ее использованию.

13. Использование электронной почты в процессе возможно только при согласии лиц, участвующим в нем, выраженном в предоставлении суду в письменной форме адреса электронной почты. При этом соответствующее лицо должно осознавать процессуальные последствия осуществляемых им действий и фактически возлагать на себя обязательство читать и использовать электронную почту.

Сейчас существуют средства реализации серьезных преимуществ электронной почты, которые помогают устранить угрозы надежности, конфиденциальности и продуктивности организации - это системы контроля содержимого электронной почты. Сегодня популярность таких средств растет в геометрической прогрессии. Системы контроля электронной почты помимо основной своей задачи мониторинга почтового трафика способны выполнять и другие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Д. Иртегов, Защита интеллектуальной собственности в интернете, СПб, БХВ – Петербург, 2007г.
  2. Ю.А. Солоницын, В.Холмогоров, Интернет, Энциклопедия, СПб, Питер, 2006г.
  3. Смирнова Г.Н., Электронные системы управления документооборотом.
  4. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ
  5. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 149-ФЗ

 

 

 


Информация о работе Электронная почта: правовая оценка проблем её использования