Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:48, курсовая работа
Свое конкретное выражение решение этих проблем должно найти в разработке и широком внедрении компьютерных и иных информационных технологий во все виды правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также в сфере правового образования и воспитания граждан. При этом информатизация всех этих видов деятельности должна опираться на надлежащее их правовое обеспечение.
Компьютеризацию можно считать, пожалуй, наиболее значимой среди особенностей, характеризующих научно-технический прогресс человечества второй половины XX века.
Введение
Глава 1. Компьютерные технологии в юридической деятельности: сущность, предпосылки и значение использования
1.1 Компьютеризация юридической деятельности - одно из направлений повышения ее эффективности
1.2 Информация и информационные процессы в структуре юридической деятельности
1.2.1 Понятие информации и ее современные концепции
1.2.2 Информационные процессы как непосредственный объект компьютеризации
1.3 Информационные системы
1.4 Правовая информация и функциональные информационные системы государственно-правового характера
1.4.1 Правовая информация. Ее виды, источники и носители
1.4.2 Правовая информация как основа функционирования правовых систем
Заключение
Литература
1.4.2 Правовая
информация как основа
Юридическая деятельность во всем ее многообразии реализуется через совокупность систем государственно-правового характера.
Такие системы, как правило,
имеют сложную организацию, то есть состоят
из комплекса подсистем, каждая из которых
выполняет определенную функцию. В тех
случаях, когда та или иная подсистема
выполняет функцию управления, ее именуют функциональной системо
Системы государственно-правового характера относятся к числу Целенаправленных механизмов управления. Они тесно связаны с правом и в силу этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они имеют субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей, посредством которых и осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации и в конечном итоге процессы управления.
Таким образом, функциональные государственно-правовые системы - достаточно сложный вид общественных образований. Как часть общества, как его правовая надстройка функциональные государственно-правовые системы представляют собой живой организм в его функционировании и развитии. В связи с этим указанные системы иногда определяют как более или менее значительные объединения государственных органов, норм права, актов поведения субъектов правоотношений и других объектов и явлений. В качестве системных образований здесь могут выступать глобальные социально-правовые образования (государственно-правовая система общества в целом, правовая надстройка как часть политической системы) и их различных подсистем, элементами которых могут быть, скажем, органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, механизмы правосознания, правотворчества, поддерживания правопорядка. Важнейшими системами такого рода являются механизмы правового регулирования хозяйственных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений.
В качестве подсистемы функциональных государственно-правовых систем могут выступать и процессы, например принятие законов, разрешение хозяйственных споров, рассмотрение дел в судах.
Итак, функциональные системы в сфере юридической деятельности выступают как материализованные целостные механизмы для решения задач, возникающих в связи с необходимостью достижения установленных целей. Поэтому их структура и функции увязаны со структурой целей. В свою очередь цели различных элементов, подсистем государственно-правовых систем определенным образом увязаны между собой. В этом смысле вся совокупность целей социальных систем образует некое иерархическое "дерево" целей, реализация которых и составляет содержание того или иного вида юридической деятельности.
Заключение
Все управляемые системы, функционирующие в сфере юридической деятельности, структурно можно подразделить на субъектов и объекты управления или на управляющие и управляемые подсистемы.Управляющие подсистемы осуществляют управляющие, регулирующие и иные воздействия. К ним относятся соответствующие органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, общественные организации и т.д. Управляемые системы подвергаются управленческим воздействиям. Объектом управления (управляемой подсистемой) служит поведение субъекта - предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и т.д. Управляющие и управляемые подсистемы имеют каналы прямых и обратных информационных связей. Каналы прямых связей идут от управляющей подсистемы к управляемой, а обратной связи - от управляемой подсистемы к управляющей. Вне информационного обмена невозможно ни функционирование системы, ни управление ею.
Поясним это на примере такой государственно-правовой системы, как система "Юстиция".
Одна из задач этой системы - борьба с правонарушениями. Как целостный механизм она имеет следующую структуру: специфические государственные органы, объединенные понятием гражданской, уголовной и административной юстиции; юридические и иные нормы; действия людей.
Субъектами этой системы являются органы внутренних дел, прокуратуры, суда и др.; объектом воздействия -поведение людей. Выполняя свою функцию, данная система взаимодействует с другими функциональными системами, с такими, в частности, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества.
Связи между субъектами и объектами воздействия этой системы - информационные. Органы юстиции имеют специфические программы функционирования - юридические и иные нормы. В этих нормах содержится информация о целях и задачах органов юстиции, о формах и методах их деятельности, о порядке рассмотрения дел, о неправомерном поведении граждан и др.
Органы системы "Юстиция" руководствуются этими программами в своей непосредственной деятельности. Осуществляя ежедневно свои функции, эти органы выявляют преступления, административные проступки, неправомерные акты и др. Следовательно, по каналам прямой связи к субъекту воздействия поступает разнородная социально-правовая информация, касающаяся поведения людей Органы юстиции (каждый по своей линии и в пределах своей компетенции) собирают и обрабатывают поступающую информацию, на ее основе возбуждают и расследуют уголовные дела, проводят дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство, рассматривают административные проступки и т.п. По каналам обратной связи в систему поступает информация о результатах ее деятельности. Таким образом, функционирование любой системы правового характера "всегда связано со сбором, обработкой и использованием информации
Ознакомившись с важнейшими понятиями правовой информатики, рассмотрим детально технические средства, обеспечивающие процесс компьютеризации юридической деятельности и являющиеся важнейшими элементами современных информационных технологий.
Литература
1 См, например: Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. М., 1989, с. 66.
1 См.: Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 1981, с.5.
2 Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 1993, с. 9.
1 См.: Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 1981, с 5.
1 Винер Н Кибернетика и общество М, 1958, с. 31.
1 Урсул А.Д. Отражение и информация М., 1973, с 114.
1 Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974, с. 243, 248.
1 Дискретизацией называется
преобразование непрерывного
1 Такие правила (и последовательность) обработ
алгоритмами и программами машинной обработки
информации.1 Подробнее
об этом см.: Шалютин С.М. Об объективных
предпосылках кибернетики и ее перспективах.
В кн.: Кибернетика и диалектика. М., 1978,
с.36.