Консольные приложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:53, лабораторная работа

Описание работы

Консольные приложения удобны при рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться на сути проблемы, а также для небольших утилит «для внутреннего потребления», где не требуется графический интерфейс. Основные преимущества данных приложений — это малый объём исполняемого файла. Консольные приложения — это всего лишь Windows-программы, не имеющие окон. Они гарантированно работают на любом компьютере с ОС Windows 95, 98, Me, XP, NT.
В этой работе мы создадим простое консольное приложение для расчёта суммы числовой последовательности S = 5/(i+1), где i изменяется от 0 до n (n вводится пользователем с клавиатуры).

Файлы: 1 файл

Лабораторная работа_10.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Лабораторная  работа №10 Консольные приложения

Создавать консольные приложения. Во всех предыдущих уроках вы создавали  приложения с помощью компонентов, предлагаемых средой Delphi. Но у этих приложений есть существенный минус  — они занимают слишком много  места на диске и могут не работать на другом компьютере, где нет среды Delphi. Всех этих недостатков лишена одна из разновидностей приложений — консольное приложение.

Консольное приложение — это программа, предназначенная  для работы в окне DOS, устройством  ввода которой является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).

Консольные приложения удобны при  рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться на сути проблемы, а также для небольших утилит «для внутреннего потребления», где не требуется графический интерфейс. Основные преимущества данных приложений — это малый объём исполняемого файла. Консольные приложения — это всего лишь Windows-программы, не имеющие окон. Они гарантированно работают на любом компьютере с ОС Windows 95, 98, Me, XP, NT.

В этом уроке мы создадим простое  консольное приложение для расчёта  суммы числовой последовательности S = 5/(i+1), где i изменяется от 0 до n (n вводится пользователем с клавиатуры). Окно приложения показано на рисунке:

  1. Создание проекта консольного приложения

Создайте проект консольного  приложения. Для этого из меню File выберите команду New → Other Application. Затем на вкладке New появившегося диалогового окна выберите тип создаваемого приложения — Console Application и нажмите ОК:

В результате на экране появится окно редактора кода с названием Project1.dpr, в котором находится шаблон программы консольного приложения. В этом окне мы будем набирать инструкции программы:

program Project1; 
{$APPTYPE CONSOLE} 
Uses 
SysUtils; 
 
begin 
{ TODO -oUser -cConsole Main : Insert code here } 
end.

 

Начинается консольное приложение стандартной инструкцией  языка Pascal — program, за которой следует имя программы. Сначала оно совпадает с именем приложения «по умолчанию». В момент сохранения оно будет автоматически заменено на имя, под которым программист сохранит приложение.

После program идёт строка {$APPTYPE CONSOLE}, которая, хотя и похожа на комментарий, таковым не является, так как сразу за открывающейся скобкой следует знак денежной единицы. Это так называемая директива компилятора. Эту строку удалять нельзя!

Далее в разделе Uses по умолчанию указан модуль SysUtils. В этом модуле содержатся функции, которые, по мнению разработчиков среды Delphi, могут использоваться при создании консольных приложений. Его лучше оставить.

Последним элементом шаблона является само тело программы, расположенное  между операторами begin — end.

  1. Запуск приложения
  2. Сохраните проект.
  3. Запустите программу и посмотрите, что же получилось. При запуске консольного приложения на экране появляется стандартное окно DOS-программы. Но… Оно сразу закрывается.
  4. Чтобы окно не закрывалось, в теле программы запишите оператор ожидания нажатия на клавишу ввода — ReadLn:

Begin 
 
// Сообщаем пользователю, что ему необходимо нажать на клавишу 
   Write('Press Enter key'); 
// Ожидание нажатия на Enter 
   ReadLn; 
 
end.

  1. Запустите программу. Теперь окно программы закроется только тогда, когда пользователь нажмёт на клавишу ввода.  
    Примечание: так как текст программы набирается под управлением ОС Windows, а работает программа в консоли DOS, то возникают проблемы при выводе русских букв, вместо которых на экране появляется «абракадабра». Так что лучше кириллицу в консольных приложениях не использовать.

 

  1. Написание программного кода
  2. Теперь напишите код. В нём рассчитывается сумма числовой последовательности: S = 5/(i+1), где i изменяется от 0 до n (n вводится пользователем с клавиатуры):

program MyProgram; 
{$APPTYPE CONSOLE} 
uses SysUtils; 
Var S:Real; 
    i,n:Integer; 
Begin 
 
   // Ввод количества элементов ряда 
   Write('n: '); 
   ReadLn(n); 
   // Вычисление суммы ряда S = 5/(i+1) 
   S:= 0; 
   For i:=0 to n do S:= S+5/(i+1); 
   // Вывод суммы на экран 
   Writeln('Result Sum: ', floattostr(S)); 
   // Сообщаем пользователю, что ему необходимо нажать на клавишу 
   Write('Press Enter key'); 
   // Ожидание нажатия на Enter 
   ReadLn; 
 
end.

 

Поясним код. 
Сначала в разделе var описываются используемые программой переменные. Это будет переменная суммы S, типа Real и переменные для максимального количества элементов ряда n и счетчика цикла i, типа Integer (выделено жёлтым).

Далее происходит запрос пользователю ввести n (выделено зелёным), после чего вычисляется сумма ряда S (выделено голубым) и выводится на экран (выделено красным).

  1. Программа готова! Запустите приложение. Введите значение n, например, 7 и нажмите клавишу Enter. 
    Как видите, писать консольные приложения намного проще обычных.

 

  1. Коротко о главном
  • Консольными называются приложения, предназначенные для работы в окне DOS, для которого устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).
  • Чтобы окно консольного приложения не закрывалось после завершения работы, в конце программы необходимо записать оператор ожидания нажатия на клавишу ввода — ReadLn.
  • Так как текст программы консольного приложения набирается под управлением ОС Windows, а работает программа в окне DOS, то возникают проблемы при выводе русских букв, вместо которых на экране появляется «абракадабра». Кириллицу в консольных приложениях использовать не следует.

Информация о работе Консольные приложения