Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:53, лабораторная работа
Консольные приложения удобны при рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться на сути проблемы, а также для небольших утилит «для внутреннего потребления», где не требуется графический интерфейс. Основные преимущества данных приложений — это малый объём исполняемого файла. Консольные приложения — это всего лишь Windows-программы, не имеющие окон. Они гарантированно работают на любом компьютере с ОС Windows 95, 98, Me, XP, NT.
В этой работе мы создадим простое консольное приложение для расчёта суммы числовой последовательности S = 5/(i+1), где i изменяется от 0 до n (n вводится пользователем с клавиатуры).
Лабораторная работа №10 Консольные приложения
Создавать консольные приложения. Во всех предыдущих уроках вы создавали приложения с помощью компонентов, предлагаемых средой Delphi. Но у этих приложений есть существенный минус — они занимают слишком много места на диске и могут не работать на другом компьютере, где нет среды Delphi. Всех этих недостатков лишена одна из разновидностей приложений — консольное приложение.
Консольное приложение — это программа, предназначенная для работы в окне DOS, устройством ввода которой является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).
Консольные приложения удобны при рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться на сути проблемы, а также для небольших утилит «для внутреннего потребления», где не требуется графический интерфейс. Основные преимущества данных приложений — это малый объём исполняемого файла. Консольные приложения — это всего лишь Windows-программы, не имеющие окон. Они гарантированно работают на любом компьютере с ОС Windows 95, 98, Me, XP, NT.
В этом уроке мы создадим простое консольное приложение для расчёта суммы числовой последовательности S = 5/(i+1), где i изменяется от 0 до n (n вводится пользователем с клавиатуры). Окно приложения показано на рисунке:
Создайте проект консольного приложения. Для этого из меню File выберите команду New → Other Application. Затем на вкладке New появившегося диалогового окна выберите тип создаваемого приложения — Console Application и нажмите ОК:
В результате на экране появится окно редактора кода с названием Project1.dpr, в котором находится шаблон программы консольного приложения. В этом окне мы будем набирать инструкции программы:
program Project1;
{$APPTYPE CONSOLE}
Uses
SysUtils;
begin
{ TODO -oUser -cConsole Main : Insert code here
}
end.
Начинается консольное приложение стандартной инструкцией языка Pascal — program, за которой следует имя программы. Сначала оно совпадает с именем приложения «по умолчанию». В момент сохранения оно будет автоматически заменено на имя, под которым программист сохранит приложение.
После program идёт строка {$APPTYPE CONSOLE}, которая, хотя и похожа на комментарий, таковым не является, так как сразу за открывающейся скобкой следует знак денежной единицы. Это так называемая директива компилятора. Эту строку удалять нельзя!
Далее в разделе Uses по умолчанию указан модуль SysUtils. В этом модуле содержатся функции, которые, по мнению разработчиков среды Delphi, могут использоваться при создании консольных приложений. Его лучше оставить.
Последним элементом шаблона является само тело программы, расположенное между операторами begin — end.
Begin
// Сообщаем пользователю,
что ему необходимо нажать на клавишу
Write('Press Enter key');
// Ожидание нажатия на Enter
ReadLn;
end.
program MyProgram;
{$APPTYPE CONSOLE}
uses SysUtils;
Var S:Real;
i,n:Integer;
Begin
// Ввод количества элементов
ряда
Write('n: ');
ReadLn(n);
// Вычисление суммы ряда S = 5/(i+1)
S:= 0;
For i:=0 to n do S:= S+5/(i+1);
// Вывод суммы на экран
Writeln('Result Sum: ', floattostr(S));
// Сообщаем пользователю,
что ему необходимо нажать на клавишу
Write('Press Enter key');
// Ожидание нажатия на Enter
ReadLn;
end.
Поясним код.
Сначала в разделе var описываются используемые программой
переменные. Это будет переменная суммы S, типа Real и переменные для максимального количества
элементов ряда n и счетчика цикла i, типа Integer (выделено жёлтым).
Далее происходит запрос пользователю ввести n (выделено зелёным), после чего вычисляется сумма ряда S (выделено голубым) и выводится на экран (выделено красным).