Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:41, курс лекций
Лекции по информационным сетям.
Два корня сетей передачи данных (краткая историческая справка) 3
Основы среды передачи данных. 11
Аналоговые и цифровые каналы передачи данных. 11
Методы передачи дискретных данных на физическом уровне. 14
Методы передачи данных канального уровня. 16
Технология ISDN 18
Технологии xDSL 20
Структурированная кабельная система 22
Виды топологий. Методы доступа к среде передачи данных. 27
Физическая и логическая структуризация транспортной инфраструктуры сети 31
Причины структуризации. 31
Физическая структуризация сети. 31
Логическая структуризация сети. 33
Иерархическая сетевая модель. 37
Локальные вычислительные сети на базе технологи Ethernet. 41
Технология Gigabit Ethernet 47
Технология Token Ring 49
Технология FDDI 51
Беспроводные технологии 53
Сети WiMAX 58
Безопасность беспроводных сетей 60
Основы коммутации 64
Информационные сети как класс открытых информационных систем. 69
Модель сетевого взаимодействия ISO/OSI. 73
Полные и базовые функциональные профили 80
Многоуровневая структура стека TCP/IP. 85
Протокол межсетевого взаимодействия IP (Internet Protocol) 88
Маршрутизация в сетях TCP/IP 91
Статическая маршрутизация 92
Динамическая маршрутизация 94
Распределение IP адресов. Назначение IP адресов в TCP/IP сетях. 97
Протокол ARP и RARP. Протоколы разрешения физических (локальных) адресов. 99
Пример сетевого взаимодействия. 100
Организация доменов и доменные имена в IP сетях. 103
Системы распределенной обработки информации. 106
Сетевые службы 109
Протокол SSH 114
Протокол IPSec 115
Основные задачи оптимизации локальных сетей 118
Destination MAC |
Source MAC |
Source IP |
Destination IP |
0B-20 |
0C-22 |
192.168.1.10 |
192.168.4.10 |
Итог: пакет получен PC2.
Стек TCP/IP работает на основе сетевого IP адреса
Пользователи используют символьное имя для обращения к компьютерам в сети.
Следовательно, необходимо:
- наличие механизмов преобразования IP в символьное имя и обратно
- хранение соответствий
Плоские имена
непригодны для использования в
больших территориально-
Эффективным будет
использование составных
В стеке TCP/IP используется доменная система имен, которая имеет иерархическую древовидную структуру.
Иерархическая
структура позволяет разделить
Домен имен – это совокупность имен, у которых несколько старших частей совпадают.
Пример: домен RU, в него входят домены:
tstu.tver.ru
tver.ru
в данном случае общей старшей частью будет RU/
Поддомен – это домен, входящий в другой домен. Пример: tstu.tver.ru входит в домен tver.ru.
Корневым доменом «.» управляет InterNIC – некоммерческая организация.
Существуют региональные регистраторы – уполномоченные организации для отдельного региона.
Система доменных имен (DNS).
Соответствие между IP и доменным именем может храниться и устанавливаться на локальном компьютере (хосте). Например, в файле hosts.txt в ОС Windows. Но это не масштабируемое решение для глобальной сети.
Следовательно:
Централизованная служба – система доменных имен (Domain Name System, DNS)
Основана на распределенной базе данных отображений «доменное имя – IP»
DNS работает как система «клиент-сервер»
DNS-клиенты обращаются с запросами к DNS-серверам
Для каждого домена создается свой DNS-сервер
Каждый DNS-сервер содержит ссылки на DNS сервера своих поддоменов
Корневой домен обслуживают несколько выделенных DNS-серверов
Нерекурсивная процедура разрешения IP по имени
- resolver сам опрашивает DNS сервера
- процедура реализуется редко
Рекурсивная процедура
(1) – запрос: IP по имени к местному DNS
(2) – запрос: IP удаленного DNS к root DNS
(3) – ответ: IP удаленного DNS
(4) – запрос: IP по имени у удаленного DNS
(5) – ответ: IP соответствующего имени от удаленного DNS
(6) – ответ: IP соответствующего имени от местного DNS
Реализация BIND – named
Программа named – это реализация Berkley Internet Name Domain – BIND.
Работает на основе протоколов TCP и UDP, порт 53.
Сервис BIND и его реализация named работают по схеме «клиент-сервер»
клиент – resolver
сервер – программа named
Задачи named:
«прямая» и «обратная» зона описывается в специальных файлах программы.
Виды серверов доменных имен:
Primary – основной сервер зоны; описывается соответствие имени и IP для хостов, принадлежащих данной зоне. Хранит БД (файл) и отвечает на запросы.
Secondary – дублирующий сервер зоны; отвечает на запросы; БД зоны копируется с Primary сервера.
Cache – кеширующий сервер; сохраняет результаты выполненных запросов на определенное время.
Primary и Secondary сервера являются также
кеширующими.
Распределенная система – набор независимых компьютеров, приложений, представляющихся пользователям единой системой.
Пользователи и приложения единообразно работают в распределенных системах независимо от того ГДЕ и КОГДА происходит их взаимодействие.
Основная задача – обеспечение доступа к удаленным ресурсам и контроль совместного использования этих ресурсов.
Основные требования:
1. Прозрачность:
Доступа к данным
Местоположения
Смены местоположения
Динамической смены местоположения
Репликации ресурсов
Параллельного использования
Поломки системы
Сохранность данных
2. Открытость:
Использование стандартов и правил взаимодействия ==> стандартизированный интерфейс взаимодействия.
3. Гибкость:
Простота и легкость конфигурирования системы, подключение новых компонентов.
4. Масштабируемость:
Относительно
размера (подключение новых пользовател
Относительно географического местоположения (пользователей и ресурсов)
Относительно
огранизационно-
Например, нельзя в чистом виде переносить системы, созданные для функционирования в локальных сетях, в глобальные сети. Как правило, в первых используется синхронный режим работы, т.е. клиент блокирует ресурс до получения ответа. В глобальных сетях время отклика может быть очень большим, поэтому в них используют асинхронный режим работы.
Следствия масштабируемости:
Создание гетерогенных систем
Часть системы может выходить из строя но система в целом остается работоспособной
Для пользователей
процесс замены, модификации, удаления
отдельных компонентов
Архитектура распределенных систем
Информационные распределенные системы строятся послойно.
(1) – презентационный слой
Для общения
с другими системами и
Для отображения информации
Например, Browser – это клиент, но не реализует презентационный слой; Web-сервер реализует этот слой.
(2) – слой прикладной логики
Реализует некую обработку данных, бизнес-логику (алгоритмы)
В сложных системах
реализуется некий бизнес-
(3) – слой управления ресурсами
Обеспечивает доступ к данным, хранящихся в различных источниках; в качестве источника может также выступать другая информационная система
Формат и
процедуры доступа к
Основные типы информационных распределенных систем
1. Одноярусные
Терминал-главный компьютер
Все три слоя реализованы на главном компьютере
2. Двухъярусные
«клиент-сервер»
Реализация независимого презентационного слоя в виде клиента
Реализация «тонкого» и «толстого» клиента
Часть обработки реализуется на клиенте
3. Трехъярусные
Все три слоя разделены:
Клиент – презентационный слой
Средний ярус (промежуточный слой, слой системной поддержки) – слой прикладной логики
СУБД (и аналоги) – слой управления ресурсами
Трехуровневая архитектура «клиент-сервер»
Промежуточный слой – это место реализации интеграционной логики
Проблемы возникают при интеграции нескольких трехуровневых систем и при выходе в глобальные сети (интернет).
4. Многоярусные
Это обобщение трехъярусной модели с добавлением доступа к ресурсам через глобальные сети.
Основное применение:
Объединение разнородных систем
Работа на базе интернет
Недостатки:
Наличие нескольких промежуточных слоев, что сказывается на сопровождении и поддержки.
Консорциум UDDI (проект универсальных средств описания, обнаружения и интеграции) дает следующее определение сетевой службе.
Сетевая служба – самодостаточное модульное бизнес-приложение, имеющее открытый стандартизированный интерфейс, ориентированный на интернет.
Консорциум W3C:
Сетевая служба – приложение, инициируемое с помощью URI (единообразный идентификатор ресурса); интерфейс и способ связывания которого могут быть определены, описаны и выявлены как артефакты XML.
Такое определение делает упор на доступность сетевой службы, а ориентированность на интернет вытекает из необходимости обеспечить эту доступность и способа универсального доступа к службе.
W3C не отвергает трактовку сетевой служба, которая используется в традиционных системах.
Сетевые службы необходимо рассматривать как компоненты, которые могут интегрироваться в более сложные приложения (распределенные).
По сути XML может рассматриваться как сетевая технология, т.к. это некий универсальный формат данных для взаимодействия, в т.ч. и через интернет.
На первый план выходит актуальная проблема интеграции на уровне интернет.
НО: есть проблемы прямого переноса традиционных концепций сетевых служб в глобальную среду взаимодействия.
Недостатки традиционных подходов:
1 – исторически направлены на интеграцию автономных систем и автоматизацию бизнес-процессов, распространяющихся на несколько таких систем;
2 – требуют от участников взаимодействия достижения согласования по использованию и совместному управлению конкретной системной платформой;
3 – требование
реализации «глобального»
1,2,3 – невыполнимо
в глобальных сетях, т.к.
4 – длительность и особенности взаимодействия через интернет не позволяют использовать традиционные протоколы 2PC,
т.к. как правило они блокируют ресурсы на длительное время, делая невозможным выполнение параллельных операций;
протоколы по которым работают сетевые службы должны быть пригодны для работы без выделенных серверов
5 – традиционные 2PC протоколы работают с центральным транзакционным координатором, который и блокирует ресурс;
Протоколы 2PC должны быть модифицированы для работы в децентрализованном режиме, в отсутствии доверительных зон и режиме гибкой блокировки ресурсов.
В контексте взаимодействия в глобальной сети сетевая служба – это приложение с общеизвестным и стабильным интерфейсом.
В случае использования сетевых служб в интернет они оказываются слабо связанными системами, т.к. разрабатываются, управляются и определяются многими разработчиками.
Сетевая служба – это фундамент интеграции приложений (B2B) в интернет:
Общий подход в этом случае:
1. каждая сторона представляет свои внутренние или внешние операции как службу (сетевую), которая является входом в локальную информационную систему
2. работа независимых
приложений осуществляется в
равноправном режиме с
3. сетевые службы
обеспечивают протоколы
4. наличие единых протоколов для обмена данными
5. сетевая служба может трактоваться как некая оболочка инкапсулирующая одно или несколько приложений, создавая при этом единый интерфейс и обеспечивая доступность через интернет. В таком аспекте интегрируются именно эти оболочки, т.к. только они видны друг другу в интегрированной среде.
Подходы, разрабатываемые для интернет могут быть перенесены в локальную сеть, как однажды было наоборот.
В качестве общего языка описания сетевой службы может быть использован XML. При описании интерфейса сетевой службы необходимо указать ее адрес и транспортный протокол.
Web Services Description Language
WSDL – наиболее часто применяется для описания сетевых служб