Место моделирования в проектировании больших программных систем. Моделируемые аспекты программных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

Моделирование программных систем позволяет:
визуализировать систему в ее текущем или желательном для нас состоянии;
определить структуру или поведение системы;
получить шаблон, позволяющий затем сконструировать систему;
документировать принимаемые решения, используя полученные модели.

Файлы: 1 файл

Ekzamen2.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

 

 

1. Место моделирования в проектировании больших программных систем. Моделируемые аспекты программных систем.

Моделирование программных систем позволяет:

  • визуализировать систему в ее текущем или желательном для нас состоянии;
  • определить структуру или поведение системы;
  • получить шаблон, позволяющий затем сконструировать систему;
  • документировать принимаемые решения, используя полученные модели.

Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оргинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения ее параметров и начальных условий.

Различают аналитическое и имитационное моделирование. При аналитическом моделировании изучаются абстрактные модели реального объекта в виде математических уравнений, а также предусматривающих осуществление однозначной вычислительной процедуры, приводящей к их точному решению. При имитационном моделировании исследуются математические модели в виде алгоритма(ов), воспроизводящего функционирование исследуемой системы путем последовательного выполнения большого количества элементарных операций.

Система моделей включает описание процессов, функций, потоков, данных и других статических и динамических аспектов функционирования системы.

Моделируемые аспекты программных  систем

  • Вид с точки зрения прецедентов (Use case view) охватывает прецеденты, которые описывают поведение системы, наблюдаемое конечными пользователями, аналитиками и тестировщиками. В языке UML статические аспекты этого вида передаются диаграммами прецедентов, а динамические - диаграммами взаимодействия, состояний и действий.
  • Вид с точки зрения проектирования (Design view) охватывает классы, интерфейсы и кооперации, формирующие словарь задачи и ее решения. Этот вид поддерживает прежде всего функциональные требования, предъявляемые к системе, то есть те услуги, которые она должна предоставлять конечным пользователям. Статические аспекты этого вида можно передавать диаграммами классов и объектов, а динамические - диаграммами взаимодействия, состояний и действий.
  • Вид с точки зрения процессов (Process view) охватывает нити и процессы, формирующие механизмы параллелизма и синхронизации в системе. Этот вид описывает производительность и пропускную способность системы. Статические и динамические аспекты визуализируются теми же диаграммами, что и для вида с точки зрения проектирования, но особое внимание уделяется активным классам, которые представляют нити и процессы.
  • Вид с точки зрения реализации (Implementation view) охватывает компоненты и файлы, используемые для сборки и выпуска конечного программного продукта. Этот вид предназначен для управления конфигурацией  системы, составляемой из независимых компонентов и файлов. Статические аспекты передают с помощью диаграмм компонентов, а динамические - с помощью диаграмм взаимодействия, состояний и действий.
  • Вид с точки зрения развертывания (Deployment view) охватывает узлы, формирующие топологию аппаратных средств системы, на которой она выполняется. В первую очередь он связан с распределением, поставкой и установкой частей, составляющих физическую систему. Его статические аспекты описываются диаграммами развертывания, а динамические - диаграммами взаимодействия, состояний и действий.

 

2. Основные понятия объектно-ориентированного подхода к проектированию программ. Абстрагирование. Ограничение доступа. Модульность. Иерархия.

Преимущества объектной модели:

  • В полной мере используются возможности языков программирования
  • Повышается уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования
  • Система строится на основе стабильных промежуточных описаний, что упрощает внесение изменений
  • Уменьшается риск разработки
  • Единственная методология позволяющая справиться со сложностью очень больших систем

Абстракция:

  • Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяет его концептуальные границы с точки зрения наблюдателя
  • Абстракция разделяет смысл и реализацию объекта

Инкапсуляция:

  • Инкапсуляция реализует абстракцию, скрывая внутреннюю структуру объекта и предоставляя вовне только внешнее поведение – интерфейс, соответствующий принятому уровню абстракции
  • Абстракция и инкапсуляция дополняют друг друга: абстрагирование направлено на наблюдаемое поведение объекта, а инкапсуляция занимается внутренним устройством
  • Данные и методы могут иметь модификаторы public, private  и protected определяющие степень доступности.

Модульность:

  • Это свойство системы, которая была разложена на внутренне связные, но слабо связанные между собой модули
  • Модули выполняют роль физических контейнеров, в которые помещаются определения классов и объектов
  • Принципы абстрагирования, инкапсуляции и модульности являются взаимодополняющими

Иерархия:

  • Это упорядочение абстракций, расположение их по уровням.
  • Значительное упрощение в понимании сложных задач достигается за счет образования из абстракций иерархической структуры
  • Один из видов иерархии – концепция наследования «обобщение-специализация» (is-a)
  • Другой вид иерархии – агрегация (part-of)

 

3. Основные понятия объектно-ориентированного подхода к проектированию программ. Понятие класса. Понятие объекта. Инкапсуляция данных и методов.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности (объекта). Фактически он описывает устройство объекта, являясь своего рода чертежом. Говорят, что объект — это экземпляр класса. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области. Класс представляет набор объектов, которые обладают общей структурой и одинаковым поведением. Поведение выражается в терминах состояния объекта (изменения состояний) и в передаче сообщений.

Типы объектов:

  • Актер (действующее лицо) – объект может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию других объектов
  • Сервер – объект может только подвергаться воздействию со стороны других объектов
  • Агент – Может выступать как в активной, так и пассивной роли

Связи объектов:

  • Связи по информационному взаимодействию (по данным)
  • Связи по управлению (вызываются методы другого объекта)
  • Связи по иерархии наследования

Отношения между классами:

  • Ассоциация - семантическая (смысловая) связь без объяснения ее реализации; фиксируются участники ассоциации, их роли в ассоциации, мощность отношения; возможны три мощности ассоциации – один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим
  • Наследование
  • Агрегация: либо физическое включение одного класса в другой (внутренний класс), либо концептуальное вхождение одного класса в другой  (контейнер)
  • Использование данных одного объекта для работы другого и методов одного объекта для реализации поведения другого
  • Инстанцирование - построение параметризированного класса (шаблона), который может параметризироваться другими классами, объектами или методами
  • Метакласс - это класс, экземпляры которого есть классы

Инкапсуляция — это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы, работающие с ними в классе, и скрыть детали реализации от пользователя. Данные и методы могут иметь модификаторы public, private  и protected определяющие степень доступности.

 

 

4. Основные понятия объектно-ориентированного подхода к проектированию программ. Роль наследования в ООП.

Наследование:

  • При наследовании один класс заимствует структурную или функциональную часть одного или нескольких других классов
  • Наследование основано на иерархии классов
  • Наследование упрощает выражение абстракций, делает проект более выразительным
  • Дочерние классы наследуют свойства одного или нескольких родителей

Одиночное наследование:

При одиночном наследовании один или несколько классов наследуют свойства ТОЛЬКО ОДНОГО родительского класса.

Множественное наследование:

Абстрактные классы – обязательно должны иметь наследников и не имеют экземпляров.

 

 

 

5. Основные понятия объектно-ориентированного подхода к проектированию программ. Свойство полиморфизма.

Полиморфизм – возможность объектов с одинаковой спецификацией иметь различную реализацию. Он позволяет писать более абстрактные программы и повысить коэффициент повторного использования кода. Общие свойства объектов объединяются в систему - класс. Общность имеет внешнее и внутреннее выражение:

  • внешняя общность проявляется как одинаковый набор методов с одинаковыми именами и сигнатурами (именами методов, типами аргументов и их количеством);
  • внутренняя общность — одинаковая функциональность методов. Её можно описать интуитивно или выразить в виде строгих законов, правил, которым должны подчиняться методы. Возможность приписывать разную функциональность одному методу называется перегрузкой метода.

Полиморфизм:

  • Одно и то же имя может означать объекты разных ТИПОВ
  • Полиморфизм реализует адаптивное поведение класса
  • Полиморфизм реализует динамическое связывание объектов

 

6. Основные понятия объектно-ориентированного подхода к проектированию программ. Понятие типизации.

Типизация:

  • Это точная характеристика свойств, включая структуру и поведение, относящаяся к некоторой совокупности объектов
  • Позволяет в программных системах проводить целый ряд проверок и согласований
  • Строгая типизация предотвращает смешивание абстракций

Процесс проверки и накладывания ограничений  типов — контроля типов, может выполняться во время компилирования (статическая проверка) или во время выполнения (динамическая проверка).

  • Статическая типизация — контроль типов осуществляется при компиляции.
  • Динамическая типизация — контроль типов осуществляется во время выполнения.

Контроль типов также может  быть строгим и слабым.

  • Строгая типизация — совместимость типов автоматически контролируется транслятором:
    • Номинативная типизация — совместимость должна быть явно указана (наследована) при определении типа.
    • Структурная типизация — совместимость определяется структурой самого типа (типами элементов, из которых построен составной тип).
  • Слабая типизация — совместимость типов никак транслятором не контролируется. В языках со слабой типизацией обычно используется подход под названием «утиная типизация» — когда совместимость определяется и реализуется общим интерфейсом доступа к данным типа.

 

7. Назначение и основные свойства языка UML

UML – это язык для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования артефактов программных систем.

Артефакт — это любой созданный  искусственно элемент программной  системы.

1. Визуализация:

  • Результаты обсуждения проекта и принятые решения воплощаются в виде понятных для всех схем
  • Улучшается понимание всеми участниками проекта поставленной задачи
  • При смене разработчиков принятые решения в виде модели не меняются

2. Специфицирование:

  • Специфицируются важнейшие характеристики системы
  • Спецификации охватывают различные точки зрения на систему
  • Спецификации согласуются между собой

3. Конструирование:

  • Модели могут быть переведены на различные языки программирования – прямое проектирование
  • Программы на языках программирования могут быть реконструированы в модель – обратное проектирование

4. Документирование:

  • Требования к системе;
  • Архитектура;
  • Проект;
  • Исходный код;
  • Проектный план;
  • Тест;
  • Прототип;
  • Версия;
  • И др.

Язык UML предназначен для решения  следующих задач:

  • Предоставить легко воспринимаемый и выразительный язык визуального моделирования.
  • Предоставить возможность расширения и специализации для более точного представления моделей систем в конкретной предметной области.
  • Поддержка спецификации моделей, не зависящей от конкретных языков программирования и инструментальных средств проектирования программных систем.
  • Семантический базис для понимания общих особенностей ООАП (объектно-ориентированнного анализа и проектирования).
  • Поощрение развития рынка объектных инструментальных средств.
  • Распространение объектных технологий и соответствующих понятий ООАП.
  • Интеграция в себя новейших достижений практики ООАП.

 

 

 

8. Язык UML. Понятия сущности, отношения, диаграммы.

Словарь UML включает три вида строительных блоков:

Информация о работе Место моделирования в проектировании больших программных систем. Моделируемые аспекты программных систем