Мультимедиа технологии
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Челябинский Государственный Университет
Институт экономики отраслей, бизнеса
и администрирования
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: « ИНФОРМАТИКА»
НА ТЕМУ: « МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ».
Содержание:
Введение
История появления мультимедиа
технологии
Описание и основные возможности
мультимедиа технологии
Основные носители мультимедийных
продуктов
Цели применения продуктов, созданных
в мультимедиа –
технологиях
Типы данных мультимедиа – информации
и средства их
обработки
Видео и анимация
Звук
Текст
Аппаратные средства мультимедиа.
Звуковые карты
10.Видеокарты
MPEG – плееры. TV тюнеры
Преобразователи VGA – TV
11. Лазерные диски, CD – ROM
Список используемой литературы
Введение
Мультимедиа – это сумма
технологий, позволяющих компьютеру
вводить, обрабатывать, хранить,
передавать и отображать такие
типы данных, как текст, графика,
анимация, оцифрованные неподвижные
изображения, видео, звук, речь.
Мультимедиа (multimedia) – это современная
компьютерная информационная технология,
позволяющая объединить в компьютерной
системе текст, звук, видеоизображение,
графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
История появления мультимедиа
технологии.
Проводя краткий исторический
экскурс, стоит отметить, что ещё более
30 лет назад мультимедиа ограничивалась
пишущей машинкой «Консул», которая не
только печатала, но и могла привлечь внимание
заснувшего оператора мелодичным треском.
Несколько позднее компьютеры уменьшились
до бытовой аппаратуры, что позволило
собрать их в гаражах и комнатах. Новым
веянием в развитии мультимедиа явился
компьютерный гороскоп 1980 года, который
при помощи динамика и программируемого
таймера синтезировал расплывчатые устные
прогнозы на каждый день, а, кроме того,
ещё перемещал по экрану звёзды. Появление
самого термина – мультимедиа – также
произошло в то время. Причём, скорее всего,
он служил ширмой, отгораживающей лаборатории
от взглядов непосвящённых.
По мере накопления критической
массы технологий, появляются бластеры,
CD - ROM и другие плоды эволюции. Появляется
Интернет, WWW, микроэлектроника. Становится
очевидным, что человечество переживает
стадию информационной революции: общественная
потребность в средствах передачи и отображения
информации вызывает к жизни новую технологию.
За неимением более корректного термина
используется определение мультимедиа.
В наши дни это понятие может полностью
заменить компьютер практически в любом
контексте. На сегодняшний день в английском
языке уже приживается новый термин –
информационное приспособление (information
appliance).
2. Описание и основные возможности
мультимедиа технологии.
Появление систем мультимедиа
подготовлено как с требованиями
практики, так и с развитием
теории. Тем не менее, резкий
рывок, произошедший в этом направлении
за последние несколько лет, обеспечен,
прежде всего, развитием технических и
системных средств. Прежде всего, это прогресс
в развитии ПЭВМ: резко возросшие объём
памяти, и достижения в области видеотехники,
лазерных дисков – аналоговых и CD – ROM,
а также их массовое внедрение. Важную
роль сыграла также разработка методов
быстрого и эффективного сжатия (развёртки
данных).
Появление систем мультимедиа,
безусловно, производит революционные
изменения в таких областях, как
образование, компьютерный тренинг, во
многих сферах профессиональной деятельности,
науки, искусства, в компьютерных играх
и т. д.
Современный, полностью оснащённый
мультимедиа, персональный компьютер
напоминает домашний стереофонический
Hi - Fi комплекс, объединённый с дисплеем
– телевизором. Он укомплектован активными
стереофоническими колонками, микрофоном
и дисководом для оптических компакт –
дисков – CD – ROM. Кроме того, данный агрегат
содержит новое для ПК устройство – аудиоадаптер.
Он позволяет перейти к прослушиванию
чистых стереофонических звуков через
акустические колонки с встроенными усилителями.
На сегодняшний день мультимедиа – технологии
являются одним из наиболее перспективных
и популярных направлений информатики.
Среди их целей – создание продукта, содержащего,
по определению Европейской Комиссии,
занимающейся проблемами внедрения и
использования новых технологий, «коллекции
изображений, текстов и данных, сопровождающихся
звуком, видео, анимацией и другими визуальными
эффектами (Simulation), включающего интерактивный
интерфейс и другие механизмы управления».
Это определение, сформулированное в 1988
году, тем не менее, до сих пор чётко отражает
цели мультимедийных технологий. Идейной
предпосылкой возникновения технологии
мультимедиа принято считать концепцию
организации памяти «MEMEX», предложенную
американским учёным Ваннивером Бушем
ещё в 1945 году. Данная концепция была основана
на возможности поиска информации в соответствии
с её смысловым содержанием, а не по формальным
признакам, которыми считаются, к примеру,
порядок номеров, индексов или алфавитный
порядок. Сначала эта идея нашла своё выражение
и компьютерную реализацию в виде системы
гипертекста – система работы с комбинациями
текстовых материалов. Позднее появилась
гипермедиа – система, работающая с комбинацией
графики, звука, видео и анимации. Завершающим
этапом явилась мультимедиа, соединившая
в себе обе эти системы. Тем не менее всплеск
интереса в конце 80 – х годов к применению
мультимедиа – технологии в гуманитарной
области, в частности в историко-культурной,
связан с именем выдающегося американского
компьютерщика – бизнесмена Билла Гейтса.
Именно он является автором идеи создания
и успешной реализации на практике мультимедийного
коммерческого продукта на основе служебной
музейной инвентарной базы данных с использованием
в нём всех возможных «сред»: изображений,
звука, анимации, гипертекстовой системы.
Этот продукт носит название «National Art Galeri.
London» и именно он аккумулировал в себе
три основные принципа мультимедиа:
• Художественный дизайн интерфейса
и средств навигации;
• Представление информации
с помощью комбинации множества
воспринимаемых человеком сред.
Это тем более логично, если
исходить из самого термина
multimedia от англ. multi – много, media –
среда;
• Наличие нескольких сюжетных
линий в содержании продукта, в том числе
и выстраиваемых самим пользователем
на основе «свободного поиска» в рамках
предложенной в содержании продукта информации.
Также активно используются
в представлении информации и
являются несомненным достоинством
и особенностью технологии следующие
возможности мультимедиа:
• Возможность увеличения (детализации)
на экране изображения или
его наиболее интересных фрагментов,
иногда в двадцатикратном увеличении
(режим «лупа») при сохранении
качества изображения. Данная возможность
особенно ценна в процессе презентаций
произведений искусства и уникальных
исторических документов;
• Возможность хранения большого
объёма разнообразной информации
на одном носителе (до 20 томов
авторского текста, около 2000 и более
высококачественных изображений, 30 –
45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
• Возможность сравнения
и обработки изображения разнообразными
программными средствами с научно
– исследовательскими или познавательными
целями;
• Возможность использования
технологии гипертекста и гипермедиа
– выделение в сопровождающем изображении,
текстовом или другом визуальном материале
«горячих слов (областей)», по которым
осуществляется немедленное получение
справочной или любой другой пояснительной
(в том числе визуальной) информации;
• Возможность осуществления
непрерывного аудиосопровождения (музыкального
или любого другого), соответствующего
статичному или динамичному визуальному
ряду;
• Возможность использования
видеофрагментов из фильмов, видеозаписей
и т. д., функции «стоп – кадра», покадрового
«пролистывания» видеозаписи;
• Возможность включения
в содержание диска баз данных,
методик обработки образов, анимации.
К примеру, сопровождение рассказа
о композиции картины графической,
анимационной демонстрацией геометрических
построений её композиции и т. д.;
• Возможность подключения
к глобальной сети Internet;
• Возможность работы с
различными приложениями: текстовыми,
графическими и звуковыми редакторами,
картографической информацией;
• Возможность создания собственных
выборок из представляемой в продукте
информации. Для этого предусмотрены специальные
режимы – режим «карман» или «мои пометки»;
• Возможность создания «закладок»
- так называемого «запоминания
пройденного пути» на заинтересовавшей
экранной «странице»;
• Возможность автоматического
просмотра всего содержания продукта
– «слайд – шоу»;
• Возможность создания анимированного
и озвученного «путеводителя
– гида» по продукту («говорящей
и показывающей инструкции пользователя»);
• Включение в состав продукта
игровых компонентов с информационными
составляющими;
• Возможности «свободной»
навигации по информации и
выхода в основное меню (укрупнённое
содержание), на полное оглавление
или вовсе из программы в
любой точке продукта.
3.Основные носители мультимедийных
продуктов.
Как правило, мультимедийные
продукты ориентированы либо
на компьютерные носители и
средства воспроизведения (CD –
ROM), либо на специальные телевизионные
приставки (CD-i), либо на телекоммуникационные
сети и их системы.
В качестве носителей используются
средства, способные хранить огромное
количество самой разнообразной
информации.
• CD – ROM (CD – Read Onli Memori) –
оптический диск, предназначенный
для компьютерных систем. Основные
его достоинства – многофункциональность,
свойственная компьютеру, среди недостатков
можно отметить отсутствие возможности
пополнения информации – её «дозаписи»
на диск, не всегда удовлетворительное
воспроизведение видео и аудио информации.
• CD – i (CD – Interactive) –
специальный формат компакт – дисков,
разработанный фирмой Philips для TV приставок.
Среди его достоинств – высокое качество
воспроизведения динамичной видеоинформации
и звука. Основные недостатки – отсутствие
многофункциональности, неудовлетворительное
качество воспроизведения статичной визуальной
информации, связанное с качеством TV мониторов.
• Video – CD (TV формат компакт
– дисков) – замена видеокассет
с гораздо более высоким качеством
изображения. Среди недостатков
– отсутствие многофункциональности
и интерактивности (на которые он при создании
и не был рассчитан). DVD – i (Digital Video Disk Interactive)
– формат недалёкого будущего, представляющий
«интерактивное TV» или кино. В общем –
то DVD представляет собой не что иное, как
компакт – диск (CD), только более скоростной
и много большей ёмкости. Кроме того, применён
новый формат секторов, более надёжный
код коррекции ошибок, улучшена модуляция
каналов. Видеосигнал, хранящийся на DVD
– видеодиске получается сжатием студийного
видеосигнала CCIR – 601 по алгоритму MPEG –
2 (60 полей в секунду с разрешением 720 x 480).
Если изображение сложное или быстро изменяется,
возможны заметные на глаз дефекты сжатия
и его величины (скорости потока данных).
При скорости 3,5 Мб⁄с дефекты сжатия иногда
бывают заметны. При скорости 6 Мб⁄с сжатый
сигнал почти не отличается от оригинала.
Основным недостатком DVD – видео как формата
является наличие сложной схемы защиты
от копирования и региональной блокировки
(диск, купленный в одной части мира, может
не воспроизводится на устройстве DVD, приобретённом
в другой части мира.
Другая проблема – не все
существующие сегодня на рынке
приводы DVD – ROM читают диски
с фильмами, записанными для бытовых
проигрывателей.
4. Цели применения продуктов,
созданных в мультимедиа –
технологиях.
Основными целями применения
продуктов, созданных в мультимедиа
технологиях (CD – ROM с записанной
на них информацией), являются: популяризаторская
и развлекательная (CD используются
в качестведомашних библиотек
по искусству или литературе);
научно – просветительская или
образовательная (используются в качестве
методических пособий);
научно – исследовательская
– в музеях и архивах и
т. д. (используются в качестве
одного из наиболее совершенных
носителей и «хранилищ» информации).
Популяризаторская цель. Пожалуй,
широчайшее использование мультимедиа
продуктов с этой целью не подвергается
сомнению, тем более, что популяризаторство
стало ныне некоторым эквивалентом рекламы.
К сожалению, многие разработчики подчас
не понимают, что простое использование
широко известного носителя (CD – ROMa) и
программного обеспечения ещё не обеспечивают
действительно мультимедийный характер
продукта. Тем не менее, приходится признавать,
что «разноцветье» представленных работ
является отражением существующего общественного
сознания и гуманитарных областях.
Научно – просветительская или
образовательная цель. Использование
мультимедиа продуктов с этой
целью идёт по двум направлениям:
1. Отбор путём чрезвычайно строгого
анализа из уже имеющихся рыночных
продуктов тех, которые могут быть
использованы в рамках соответствующих
курсов. Как показывает практика, задача
отбора чрезвычайно сложна, поскольку
лишь немногие готовые продукты могут
соответствовать тематике преподаваемых
курсов и тем высоким требованиям к достоверности,
репрезентативности и полноте материала,
которые, как правило, предъявляются преподавателями.
Это связано с тем, что в создании продуктов
не принимают участие специалисты – «предметники»,
обладающие необходимыми знаниями в представляемой
области.
2. Разработка
мультимедийного продукта преподавателями
в соответствии с целями и задачами учебных
курсов и дисциплин.
Научно
– исследовательские цели. Здесь
явно существует путаница в терминологии.
В «чистых» научных разработках
действительно активно используется
программное обеспечение, применяемое
и в продуктах, созданных на основе мультимедиа
– технологии. Однако сумма эта технология
вряд ли может удовлетворять условиям
и процессу научного поиска, подразумевающему
динамичное развитие процесса познания,
поскольку она фиксирует одномоментное
состояние или достигнутый результат,
не давая возможности что – либо изменить
в нём. В этом смысле, данные средства могут
применяться лишь на этапе публикации
итогов исследования, когда вместо привычных
«твёрдых» полиграфических изданий мы
получаем мультимедиа продукт. Наиболее
очевидная и почти автоматически вспоминаемая
область применения мультимедиа продуктов
в научно – исследовательской области
– это электронные архивы и библиотеки
– для документирования коллекций источников
и экспонатов, их каталогизации и научного
описания, для создания «страховых копий»,
автоматизации поиска и хранения, для
хранения данных о местонахождении источников,
для хранения справочной информации, для
обеспечения доступа к внемузейным базам
данных и т. д. Деятельность по разработке
и осуществлению этих направлений архивно
– музейной научной работы координируется
Международным комитетом по документации
(CIDOC) при Международном совете музеев,
Музейной компьютерной сетью при Комитете
по компьютерному обмену музейной информации
(CIMI), а также Международной программой
Гетти в области истории искусства (AHIP).
Кроме этого, названные организации занимаются
разработкой единых международных стандартов
документирования и каталогизации музейных
и архивных ценностей, осуществлением
возможностей обмена информационными
компонентами исследовательских систем.