Обучающая программа по предмету "Базы данных"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Задачи проекта:
1. Анализ предметной области
2. Проектирование базы данных средствами MS ACCESS
3. Разработка приложения средствами VBA
4. Защита БД

Содержание работы

Введение 4
1.Общая часть 6
1.1. Обзор и анализ предметной области 6
1.2. Жизненный цикл базы данных 7
1.3. Защита базы данных 9
1.4. Выбор и характеристика СУБД 13
1.5. Выбор и характеристика среды разработки приложения. 15
2. Специальная часть. 19
2.1. Постановка задачи: 19
2.2. Логическая схема БД 20
2.3. Описание таблиц 21
2.4. Другие объекты базы данных 23
2.5. Разработка приложений 25
2.6. Выбор способа защиты базы данных 27
2.7. Инструкция пользователю 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

пояснительная записка.docx

— 173.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Московский Государственный Институт Технологии и Управления им. К.Г. Разумовского Университетский колледж информационных технологий

(ФГБОУ ВПО МГУТУ им. К.Г.Разумосвкого УниКИТ)

 

 

 

 

Специальность 090108 «Информационная безопасность»

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

 

по дисциплине              Базы данных     _

на тему           «Обучающая программа по предмету "Базы данных"»_          _

Пояснительная записка

УНИКИТ. 090108.30624ПЗ

 

Группа     З-306  

Студент          Ткаченко Е.А.

    (личная подпись)            (Ф.И.О.)

 

Руководитель работы        Ларионова Е.А.

   (личная подпись)            (Ф.И.О.)

 

 

 

МОСКВА 2012

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовой проект по дисциплине: «Базы данных»

Тема курсового проекта: « Обучающая программа по предмету "Базы данных" »

Фамилия имя отчество _________________________________________ группа_______

Проект представлен к  защите в назначенный срок «____» _____________2011 г.

Фактическая дата  защиты               «____» _____________2011 г.

Проект выполнен в полном соответствии с техническим заданием_____________________________________________________________

Выполнены все пункты технического задания___________________________________________________________

Среда разработки базы данных_MS ACCESS и среда разработки приложения VBA согласована с руководителем проекта______________________________________________________________

Студент проявил полную самостоятельность  при выполнении проекта______________________________________________________________

Студент продемонстрировал  творческий подход___________________________

Замечания по проектированию базы данных_______________________________

_____________________________________________________________________

Замечания по разработке приложения____________________________________

_____________________________________________________________________

Замечания по оформлению пояснительной  записки_________________________

Замечания по  графической части________________________________________

Особые отметки____________________________________________________________

Работа заслуживает оценки _____________________________________________

Рецензент курсового  проекта ___________________________________________

И.О.Фамилия ______________подпись________«____» _____________2011 г.

 

Оглавление

Введение 4

1.Общая часть 6

1.1. Обзор  и анализ предметной области 6

1.2. Жизненный  цикл базы данных 7

1.3. Защита  базы данных 9

1.4. Выбор  и характеристика СУБД 13

1.5. Выбор  и характеристика среды разработки  приложения. 15

2. Специальная  часть. 19

2.1. Постановка задачи: 19

2.2. Логическая  схема БД 20

2.3. Описание  таблиц 21

2.4. Другие  объекты базы данных 23

2.5. Разработка  приложений 25

2.6. Выбор способа защиты базы данных 27

2.7. Инструкция  пользователю 28

Заключение 29

Список литературы 30

 

 

Введение

Данный курсовой проект посвящён обучению студента предмету «Базы Данных»  в виртуальном режиме. В наше время, время машин и сетевых технологий, данное приложение будет как нельзя актуально. Студенты, обучающиеся как  на очном, так и заочном отделении, будут иметь прекрасную возможность  выучить новый или пропущенный  материал. Даже простые люди, школьники, обучающиеся или работающие в  других областях, могут запросто изучить  материал и, ответив на несколько  контрольных вопросов, понять, насколько  хорошо они подготовлены по той или  иной теме.

Особенно этот проект актуален для инвалидов и лиц, не имеющих  иной возможности, кроме как виртуально, обучаться.

Порой предлагаемые для обучения программы слишком сложны для  самостоятельного пользования, требуют  предварительного обучения, обращения  к специалистам. Данное приложение обещает быть удобным и понятным для неопытных пользователей.

Задачи проекта:

  1. Анализ предметной области
  2. Проектирование базы данных средствами MS ACCESS
  3. Разработка приложения средствами VBA
  4. Защита БД

Для определения основных задач программы тестирования знаний учащихся, был проведен анализ программы  tTester (http://sunrav.ru/ttester.html). Эта программа во многом полезна для проведения тестирования по любому предмету, что видно из её возможностей:

  1. Безопасность – для изменения параметров программы нужно знать пароль
  2. Внешний вид – гибконастраиваемый. Возможно отключение меню и/или инструментальной панели. Визуальный стиль программы тоже можно изменить
  3. Информация по ходу тестирования. В тесте можно определить, что нужно показать пользователю во время тестирования: ФИО испытуемого, количество вопросов в тесте, номер текущего вопроса, кол-во правильных ответов, оставшееся время до окончания тестирования
  4. По окончанию теста подаётся звуковой сигнал, благодаря которому преподаватель сможет сориентироваться, кто закончил прохождение теста
  5. Удобная система ответа на вопрос
  6. Удобная система выбора тестов
  7. Большое количество параметров командной строки, что позволяет выбрать множество опций, в том числе выбор различных документов по ссылке, что позволяет интегрировать tTester  в состав различных электронных учебников
  8. Отправка результатов по почте: прошедший тест человек, после ввода адреса электронной почты, может отправить результат пройденного теста
  9. Регистрация. Администратор может разрешить или запретить самостоятельную регистрацию пользователей.
  10. Процесс тестирования. Администратор может: 
    а) запретить выход из программы до окончания тестирования 
    б) отключить доступ к  рабочему столу и панели задач. При этом окно теста может быть полноэкранным.

в) настроить программу  таким образом, что после одно тестирования она сразу закроется.

  1. Возможно настроить программу таким образом, что пользователь сможет возвращаться к пропущенным вопросам
  2. Многоязычный интерфейс. На данный момент программа переведена на русский, украинский и белорусский языки.

Простая система приложения по проверке знаний учащихся поможет  обучающемуся проходить тему за темой, отвечая на последующие вопросы, а проверяющему – узнать результаты прохождения тестов, статистику по каждому обучающемуся и изменять критерии оценки каждой темы.

Цель данной работы –  создать схему данных, которая  обеспечит простоту работы с приложением, быстрое выполнение определённых задач  и необходимую защиты этих данных.

 

1.Общая часть

1.1. Обзор и анализ предметной  области

При проектировании базы данных решаются две основные проблемы:

  1. Отображение объектов предметной области в абстрактные объекты модели данных таким образом, чтобы это отображение не противоречило семантике предметной области, и было по возможности лучшим (эффективным, удобным и т.д.). Часто эту проблему называют проблемой логического проектирования баз данных;
  2. Обеспечение эффективного выполнения запросов к базе данных, т.е. рациональное расположение данных во внешней памяти, создание полезных дополнительных структур (например, индексов) с учетом особенностей конкретной СУБД. Эту проблему называют проблемой физического проектирования баз данных.

Проблема проектирования реляционной  базы данных состоит в обоснованном принятии решений о том, из каких  отношений (таблиц) должна состоять БД и какие атрибуты (характеристики и свойства) должны быть у этих отношений.

Классическим является подход, при  котором весь процесс проектирования производится в терминах реляционной  модели данных методом последовательных приближений к удовлетворительному  набору схем отношений.

Исходной точкой является представление  предметной области в виде одного или нескольких отношений, и на каждом шаге проектирования производится некоторый  набор схем отношений, обладающих лучшими  свойствами. Процесс проектирования представляет собой процесс нормализации схем отношений, причем каждая следующая  нормальная форма обладает свойствами лучшими, чем предыдущая.

В ходе анализа предметной области  необходимо:

1. уяснить и указать назначение базы данных;

2. определить и выделить первоначальный  набор сущностей и атрибутов  предметной области.

 

 

 

 

1.2. Жизненный цикл базы данных

Жизненный цикл базы данных – это процесс проектирования, реализации и управления БД.

Состоит из 4-х частей:

  1. Анализ
  2. Проектирование
  3. Реализация
  4. Тестирование

Анализ работ осуществляется путём планирования разработки БД, определение требований к системе, сбор и анализ требований пользователя.

Для начала оцениваются объём  работ, требуемые ресурсы для  реализации проекта, сроки разработки и стоимость проекта, решается вопрос технологической и операционной осуществимости и экономической целесообразности. Проанализировав эти сведения, проектировщик решает для себя, стоит или возможно ли осуществить данный проект.

После определяются цели информационной системы, необходимой для работы с проектом:

  1. Определение архитектуры системы
  2. Определение требований к техническому и программному обеспечению
  3. Информационные потребности отделов, кол-во пользователей.

Сбор  и анализ требований осуществляется путём сбора требований и пожеланий пользователя к будущей БД, составляется спецификация. На этом этапе определяется входная и выходная информация и составляется схема документооборота.

Проектирование БД является основной частью проекта. Составляется скелет, так называемая базовая основа всего приложения. В результате изучения предметной области определяются информационные объекты, их атрибуты, связи между  ними, ключевые поля каждой таблицы.

В процессе проектирования БД создаются сначала концептуальная, затем Концептуальная модель представляет собой различное множество объектов реального мира с одинаковым набором  атрибутов. В концептуальной модели собираются воедино пользовательские представления о будущей БД.

Составление логической модели заключается в разработке схемы  концептуальной модели по предметной области, используя только те возможности, которые представляет данная СУБД.

В конце проектирования создаётся  физическая модель – схемы БД в  выбранной СУБД. Главная задача этого  этапа – выбор рациональной структуры  хранения данный и методов доступа  к ним.

Следующим пунктом в цикле БД является её реализация, т.е. составление программ, позволяющих работать с БД. Реализация состоит из двух частей: графической, в которой создаётся приятный интерфейс для работы с программой, и программной – процедуры обработки событий.

После написания всех необходимых  процедур следует протестировать программу  – пройти с начала до конца для  изучения на наличие ошибок в коде и соответствия требований пользователя.

Завершением жизненного цикла  БД является процесс её эксплуатации. В случае успешного использования  БД, она становится полностью разработанной  и реализованной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Защита базы данных

Проблема обеспечения  защиты информации является одной из важнейших при построении надежной информационной структуры учреждения на базе ЭВМ. Эта проблема охватывает как физическую защиту данных и системных  программ, так и защиту от несанкционированного доступа к данным, передаваемым по линиям связи и находящимся на накопителях, являющегося результатом  деятельности как посторонних лиц, так и специальных программ-вирусов. Таким образом, в понятие защиты данных включаются вопросы сохранения целостности данных и управления доступа к данным (санкционированность). 

Технологический аспект данного  вопроса связан с различными видами ограничений, которые поддерживаются структурой СУБД и должны быть доступны пользователю. К ним относятся:

-ограничение обновления  определенных атрибутов с целью  сохранения требуемых пропорций  между их старыми и новыми  значениями;

-ограничения, требующие  сохранение значений поля показателя  в некотором диапазоне;

-ограничения, связанные  с заданными функциональными  зависимостями.

Обычно в СУБД в язык манипулирования данными уже  закладываются необходимые компоненты реализации указанных ограничений. Проблема обеспечения санкционированности  использования данных является неоднозначной, но в основном охватывает вопросы  защиты данных от нежелательной модификации  или уничтожения, а также от несанкционированного их чтения. 

Как показывает практика, несанкционированный  доступ (НСД) представляет одну из наиболее серьезных угроз для злоумышленного завладения защищаемой информацией  в современных АСОД. Как ни покажется  странным, но для ПК опасность данной угрозы по сравнению с большими ЭВМ  повышается, чему способствуют следующие  объективно существующие обстоятельства:

1) подавляющая часть ПК  располагается непосредственно  в рабочих комнатах специалистов, что создает благоприятные условия  для доступа к ним посторонних  лиц;

2) многие ПК служат  коллективным средством обработки  информации, что обезличивает ответственность,  в том числе и за защиту  информации;

Информация о работе Обучающая программа по предмету "Базы данных"