Обучающая программа по теме «Массивы в среде Delphi»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать обучающую программу по теме «Массивы в среде Delphi». Данная работа преследует следующие задачи:
приобщить к самостоятельной научно-исследовательской работе;
систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения;
предоставить легкий доступ к материалу для его изучения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………….………………….4
1.1 Понятие об обучающей программе, преимущества и недостатки........4
1.2 Общие требования к обучающей программе……………………..........8
1.3 Основные аспекты разработки обучающих программ……………..…11
1.4 Электронный учебник………………………………………………. ….16
1.5 Автоматизированная обучающая система……………………………..18
1.6 Описание компонентов среды Delphi, свойств, методов……...………21
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПРИМЕРОВ.…….…….…......30
2.1 Программа……………………………………………………………..…30
2.2 Примеры……………………………………………………………….…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………..…………………..………..…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………......…47

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………….…...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………….………………….4

1.1 Понятие об обучающей программе, преимущества и недостатки........4

1.2 Общие требования к обучающей программе……………………..........8

1.3 Основные аспекты разработки обучающих программ……………..…11

1.4 Электронный учебник………………………………………………. ….16

1.5 Автоматизированная обучающая система……………………………..18

1.6 Описание компонентов среды Delphi, свойств, методов……...………21

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПРИМЕРОВ.…….…….…......30

2.1 Программа……………………………………………………………..…30

2.2 Примеры……………………………………………………………….…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………..…………………..………..…46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………......…47

    

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время проблема создания учебных  приложений и внедрение их в учбеный процесс очень актуальна.

Цель курсовой работы: разработать обучающую программу  по теме «Массивы в среде Delphi». Данная работа преследует следующие задачи:

  • приобщить к самостоятельной научно-исследовательской работе;
  • систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения;
  • предоставить легкий доступ к материалу для его изучения;

В каждом учебном  учреждении есть ПК со специальными приложениями для работы. С помощью приложений ведется обучение сложным предметам на занятиях, автоматизированных образовательных процессах. Приложения используются в учебных учреждениях для повышения эффективности усвоения материала обучающихся. Следовательно, для движения прогресса и внедрения, разработки новых технологий нужны программисты.

Программирование  одна из самых сложных наук, и  объем информации, усваиваемой программистом  при обучении очень сложно запомнить, а зачастую сложно донести в доступно м виде. Для помощи программистам создаются и разрабатываться приложения, ориентированные на задачи программистов. Они помогают облегчить жизнь начинающему программисту и сэкономить время более опытному программисту; исключают поиск нужной справочной информации в интернете и библиотеках, обеспечивая нужными данными прямо на рабочем месте.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Понятие об обучающей программе, преимущества и недостатки.

Необходимо заметить, что до сих пор не существует четкого  определения обучающей программы  или электронного учебника, равно  как и нет общепринятого названия для компьютерных обучающих систем. В литературе встречаются самые разнообразные варианты названия и соответствующие им определения.

Т.С. Буторин дает следующее определение: «Электронный учебник представляет собой сложный объект дидактического проектирования с использованием новых информационно-педагогических технологий».

И.А. Калинин определяет электронное средство обучения как  программное средство, содержащее некоторый  материал по учебной теме или курсу  и средства для проверки его усвоения. При этом изначально предполагается, что средство будет использоваться либо как дополнение к существующему учебнику (и проводимому бучению), либо выполняет задачи «репетитора».

Н.И. Пак: «Электронный учебник – в большей степени инструмент обучения и познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель». Особую значимость он приобретает при использовании в нелинейных технологиях и коммуникационных системах.

С.А. Христочевский «Электронный учебник – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. ЭУ или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся».

А.В. Хуторской: «Электронный учебник – это такой учебник, который выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты».

Таким образом, электронное  средство обучения – это обучающая  программная система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность, осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.

Несмотря на неоспоримые  достоинства, применение электронных  обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных учебников. Это выражается в отсутствии:

    • учета психолого-педагогических требований;
    • адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);
    • унификации в использовании терминологии и обозначений;
    • междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала;
    • единого подхода к подбору иллюстративного материала.

Для устранения этих недостатков предлагается другой подход к построению электронных учебников, основанный на понимании электронного учебника как открытой информационной системы. При этом подходе основу учебника составляет собственно информационное наполнение.

Информационные системы  – это совокупность тем или  иным способом структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно-программных  средств для хранения данных и  манипулирования ими.

В обучающей системе  должны быть предусмотрены следующие  типы модулей учебного материала:

    • текстовые. Основу в таких модулях составляет текст с гиперссылками на другие модули.
    • статические иллюстрации в различных графических форматах.
    • видео и аудио фрагменты.
    • программные модули расширения, (в виде стандартных библиотек DLL).

Для выполнения задач  поиска в системе предусмотрен механизм полнотекстового поиска, что позволяет  искать нужный материал по ключевым словам или содержанию.

На этапах разработки и внедрения обучающей программы  возникает вопрос о целесообразности применения этого средства обучения, а, следовательно, необходимость выявления преимуществ компьютерных обучающих технологий перед традиционными средствами обучения, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны за долгие годы использования.

Традиционные способы обучения, такие как чтение научной литературы, прослушивание лекций, посещение семинаров, просмотр учебных видеофильмов, издавна зарекомендовали себя как эффективные средства получения знаний, на которых выросло не одно поколение школьников и студентов.

Каждое из перечисленных  средств имеет ряд недостатков:

    • информация представляется, как правило, только в одной форме, а отсюда – недостаточная иллюстративность классических учебников или, в случае видео- и аудиокассет, необходимость использования дополнительных носителей информации в виде пояснительных брошюр;
    • поиск информации в любом из перечисленных видов обучения – длительный и трудоемкий процесс;
    • отсутствие эффективных способов проверки знаний обучающегося приводит к тому, что контроль над процессом усвоения материала может осуществляться только преподавателем.

Объединить все лучшее, что существует в традиционных способах обучения и устранить отмеченные недостатки можно, используя возможности  электронной формы представления  информации.

Таким образом, обучающие программы обладают следующими основными преимуществами:

    • интерактивность, бесценная для образовательного процесса, позволяющая без усилий выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) и индивидуализировать получение и усвоение информации;
    • долговременная актуальность. Электронные издания практически вечны: основные затраты приходятся на разработку первой версии, а текущие изменения, дополнения требуют сравнительно малых затрат .

Изучив различные средства обучения, можно сказать, что электронные  средства обучения значительно превосходят традиционные средства по возможностям поиска и навигации, а также по наглядности, в то время как контроль знаний и обратная связь с преподавателем оставляют желать лучшего, представляя обширную область для дальнейших исследований и разработках.

Общие требования к обучающей программе

Основной показатель высокого качества обучающей программы — эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения, как ближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использования графики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны быть поставлены учебные цели. Богатейшие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.

Вопрос о том, насколько эффективна обучающая программа, может быть решен только после ее апробации. Тем не менее можно наметить ряд психолого-педагогических требований, которым должна удовлетворять обучающая программа.

Обучающая система  должна:

  • Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;
  • Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой — целями обучения;
  • Стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей — как ближайших, так и отдаленных;
  • Учитывать в содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;
  • Стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;
  • Обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции:
  • активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;
  • моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;
  • способствовать пониманию текста;
  • содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;
  • диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
  • не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа;
  • Оказывать содействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
  • Оказывать помощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
  • Информировать обучаемого о цели обучения, сообщат ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
  • Проявлять дружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи;
  • Допускать индивидуализацию обучения, позволят учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т.п.;
  • Адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
  • Вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы;
  • Позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;
  • Допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ

Целесообразно выделить следующие аспекты разработки КОП:

  • методологический;
  • эргономический;
  • информационный;
  • технологический.

Методологический  аспект разработки компьютерных обучающих  программ.

Постоянное  расширение числа компьютерных классов, создание на их основе информационно-вычислительных сетей вузов и школ с последующим объединением в региональные сети, расширение информационной наполненности таких сетей приводят к качественным изменениям в методике преподавания дисциплин, создают предпосылки к созданию компьютерной образовательной среды. Создание и развитие такой среды предполагает решение следующих задач.

Первая задача связана с переосмыслением методики преподавания дисциплин в вузах. Традиционная методика обучения и методика обучения с использованием компьютера сильно разнятся между собой. Назрела существенная необходимость разработки структурированных учебных материалов для использования их в КОП, разработки методики их подачи и осуществления контроля знаний в КОП.

Вторая важная задача состоит в разработке общих подходов и принципов для объединения КОП в единую учебно-информационную среду. Прежде всего, большое внимание должно быть уделено вопросам навигации как от фрагмента к фрагменту в рамках отдельного компьютеризированного курса, так и от курса к курсу.

Унификация  принципов навигации, разработка общих  подходов и, возможно, инструментальных средств для создания различных  типов КОП вне зависимости  от разделов знаний должны строиться на основе того, что компьютерная технология обучения — это образовательный процесс, основанный на едином средстве обучения — компьютере, и взаимодействие пользователя с новой обучающей программой должно строиться на основе привычных ему навыков.

Эргономический  аспект разработки компьютерных обучающих программ

Пользователь  КОП может проводить за компьютером достаточно длительное время (особенно если пользователь работает в режиме самообразования). При этом ему часто требуется повторять большое число однотипных манипуляций (выбор режима работы, ввод исходных данных и т.п.). Отсюда следует, что при разработке пользовательского и графического интерфейса КОП необходимо ориентироваться на требования инженерной психологии и эргономики.

Информационный  аспект разработки компьютерных обучающих программ.

Информационное  наполнение КОП состоит из различных компонент, реализующие ее определенные функциональные свойства.

Информация о работе Обучающая программа по теме «Массивы в среде Delphi»