Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:08, лекция
В спецификаторах формата функции printf после символа % можно указывать число, задающее минимальную ширину поля вывода, например, %5d – для целых, %4.2f – для вещественных (означает поле общей шириной 4 символа, две цифры после запятой). Недостающие позиции будут слева заполнены пробелами (если нужно заполнить их нулями, перед шириной поля надо поставить символ '0' , например: %05d ). Если, наоборот, указанных позиций не хватает для вывода целой части числа, то происходит автоматическое расширение поля до нужной ширины.
Существует система
Восьмеричные константы - последовательность цифр от 0 до 7, первая из которых должна быть 0, например: 020 = 16-десятичное.
Шестнадцатеричные константы - последовательность цифр от 0 до 9 и букв от A до F (a...f), начинающаяся символами 0Х (0х), например: 0X1F (0х1f) = 31-десятичное.
Восьмеричные и
Примеры целочисленных констант:
1992 13 1000L - десятичные;
0777 00033 01l - восьмеричные;
0x123 0X00ff 0xb8000l - шестнадцатеричные.
Данные константы размещаются в памяти по формату double, а во внешнем представлении могут иметь две формы:
1) с фиксированной десятичной точкой, формат записи: ±n.m, где n, m - целая и дробная части числа;
2) с плавающей десятичной точкой (экспоненциальная форма): ±n.mE±p, где n, m - целая и дробная части числа, р - порядок, например, 1,25×10-8 записывается как 1.25E-8.
Примеры констант с фиксированной и плавающей точками:
1.0 -3.125100е-10 0.12537е+13
Символьная константа - это символ, заключенный в одинарные кавычки: 'A', 'х' (занимает 1 байт).
В языке Си используются и. специальные (управляющие) символы, не отображаемые на экране; их назначение - влиять на порядок изображения других символов.. Поскольку они не отображаются на экране, для их обозначения в тексте программы используется пара символов, первый из которых всегда - обратная косая черта (обратный слеш) ("\"). Основные их них:
\n |
- новая строка; |
\t |
- горизонтальная табуляция; |
\0 |
- нулевой символ (нуль-терминатор). |
С помощью обратного слеша в символьных и строковых (см. ниже) константах представляются и некоторые обычные символы, чье написание там могло бы привести к двусмысленности:
\\ |
- сам обратный слеш; |
\' |
- апостроф; |
\" |
- кавычки. |
При присваивании символьной переменной эти последовательности должны быть заключены в апострофы. Символьная константа '\0' (не путать с символом - цифрой '0' !) часто записывается вместо целой константы 0, чтобы подчеркнуть символьную природу некоторого выражения (см. тему "Строки").
Примеры символьных констант: 'А', '9', '$', '\n', '\"'.
Строковая константа представляет собой последовательность символов кода ASCII, заключенная в кавычки (”) . Во внутреннем представлении к строковым константам добавляется нулевой символ '\0', еще называемый нуль-терминатор, отмечающий конец строки. Кавычки не являются частью строки, а служат только для ее ограничения. Строка - это массив, состоящий из символов. Внутреннее представление константы "01234\0ABCDEF":
'0','1','2','3','4','\0','A','
Примеры строковых констант:
"Система", "\n\t Аргумент \n", "Состояние \"WAIT\""
В конец строковой константы компилятор автоматически помещает нуль-символ (нуль-терминатор). Нуль-символ - это не цифра 0, он на печать не выводится и в таблице кода ASCII имеет код 0.
Например, строка "" - пустая строка, содержащая лишь нуль-терминатор.
2.8. Именованные константы
Объявление такой именованной константы пишется так же, как и объявление переменной, но перед ее типом указывается слово const :
const double pi=3.14159
Далее ее можно использовать в выражениях, указывая ее имя, например:
double x=2*pi;
Таким образом, именованная константа выглядит, как переменная, но ее значение нельзя менять в процессе работы программы. Зато ее можно использовать там, где разрешается использовать только константы. В языке С++ в сложных программах, разбитых на модули, употребление именованных констант часто считается предпочтительнее, чем директива #define.
Операции языка Си предназначены для управления данными (более 40). Для их использования необходимо знать:
- синтаксис;
- приоритеты (15 уровней);
- порядок выполнения.
Выражения состоят из операндов, операций, скобок и используются для вычисления некоторого значения определенного типа. Каждый операнд может быть, в свою очередь, выражением или одним из его частных случаев.
Операции, применяемые к одному операнду, - унарные, к двум операндам – бинарные, есть операция с тремя операндами - тернарная. Операции выполняются в соответствии с приоритетами. Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки.
Большинство операций выполняются слева направо, например, a+b+c ® (a+b)+c. Исключение: унарные операции, операции присваивания и условная операция (?:) - справа налево.
Полный список операций в соответствии с их приоритетом приводится ниже, в § 4.7.
Рассмотрим кратко основные операции языка Си.
Арифметические операции - бинарные. Перечень арифметических операций и их обозначений:
+ - сложение;
- - вычитание (либо унарная операция - изменение знака);
/ - деление (для int операндов - с отбрасыванием остатка);
* - умножение;
% - остаток от деления целочисленных операндов, со знаком первого операнда (деление по модулю).
Операндами традиционных арифметических операций (+ - * /) могут быть константы, переменные, элементы массивов, любые арифметические выражения.
Порядок выполнения операций:
Порядок выполнения операций можно определять круглыми скобками, тогда выражение в скобках выполняется в первую очередь (слева направо).
Унарные операции + и – обладают самым высоким приоритетом, определены только для целых и вещественных операндов, «+» носит только информационный характер, «–» меняет знак значения операнда на противоположный (не адресная операция).
Таким образом, так как операции *, /, % обладают высшим приоритетом над операциями +, -, при записи сложных выражений нужно использовать общепринятые математические правила:
x+y*z-a/b Û x+(y*z)-(a/b)
3.3. Операции сравнения
== - равно или эквивалентно;
!= - не равно;
< - меньше;
<= - меньше либо равно;
> - больше;
>= - больше либо равно.
Пары символов соответствующих операций разделять нельзя.
Общий вид операций отношений:
<выражение1> <знак_операции> <выражение2>
Общие правила:
- операндами могут быть любые базовые (скалярные) типы;
- результат операции
отношения - целое значение 1, если
отношение истинно, или 0 в противном
случае. Следовательно, операция
отношения может
Перечень логических операций в порядке убывания относительного приоритета и их обозначения:
! - отрицание (логическое НЕТ);
&& - коньюнкция (логическое И);
|| - дизьюнкция (логическое ИЛИ).
Общий вид операции отрицания:
!<выражение>
Общий вид операций коньюнкции и дизьюнкции
<выражение1> <знак_операции> <выражение2>
Например:
y>0 && x==7 ® истина, если 1-е и 2-е выражения истинны;
e>0 || x==7 ® истина, если хотя бы одно выражение истинно.
Ненулевое значение операнда трактуется как "истина", а нулевое - "ложь".
Например:
!0 ® 1
!5 ® 0
x=10; y=10;
!((x==y)>0) ® 0
Пример правильной записи двойного неравенства:
0<x<100 → (0<x)&&(x<100)
Особенность операций коньюнкции и дизьюнкции – экономное последовательное вычисление выражений-операндов:
<выражение1> <операция><выражение2>,
- если выражение1 операции
коньюнкция ложно, то
- если выражение1 операции дизьюнкция истинно, то результат операции - единица и выражение2 может не вычисляться.
Таким образом, появляется
возможность записью
scanf("%d",&i) && test1(i) && test2(i) ® нулевой результат одной из функций может привести к игнорированию вызова остальных;
search1(x) || search2(x) || search3(x) ® только ненулевой результат одной из функций может привести к игнорированию вызова остальных.
Действительно ли "ненужные" функции не будут вызываться - зависит от настроек компилятора.
4. Операции (продолжение).
4.1. Операция присваивания
Формат операции присваивания:
Операнд_1 = Операнд_2
Операндом_1 может быть только переменная. Этот (левый) операнд операции присваивания получил название L–значение, (L–value, Left–value). Операндом_2 может быть любое выражение, составленное в соответствии с синтаксисом языка Си. Этот (правый) операнд операции присваивания назвали R–значение, (R–value, Right–value).
Операция присваивания может быть как отдельным оператором (тогда после нее ставится знак ; ), так и частью другого выражения (тогда ее результатом считается присвоенное значение). Если в выражении подряд без скобок идут несколько операций = , то они выполняются справа налево, например:
int i, j, k;
float x, y, z;
...
i = j = k = 0; « k = 0, j = 0, i = 0;
x = i + (y = 3) – (z = 0); « z = 0, y = 3, x = i + y – z;
Примеры недопустимых выражений:
– присваивание константе: 2 = x + y;
– присваивание функции: getch() = i;
– присваивание результату операции: (i + 1) = 2 + y;
4.2. Сокращенная запись операции присваивания
В языке Си используются два вида сокращенной записи операции присваивания:
1) вместо записи:
v = v # e;
где # – любая арифметическая или битовая операция, рекомендуется использовать запись v #= e;
Например,
i = i + 2; « i += 2; (+= – без пробелов);
2) вместо записи:
x = x # 1;
где # означает + либо - , x – переменная одного из целочисленных типов (или переменная-указатель), рекомендуется использовать запись:
##x; – префиксную, или x##; – постфиксную.
Если эти операции используются в отдельном виде, то различий между постфиксной и префиксной формами нет. Если же они используются в выражении, то в префиксной форме (##x), сначала значение x изменится на 1, а затем будет использовано в выражении; в постфиксной форме (x##) – сначала значение используется в выражении, а затем изменяется на 1. (Операции над указателями будут рассмотрены позже.)
Рекомендации использования сокращений обоснованы возможностью оптимизации программы (ускорение в работе программы), т.к. схема выражения вида v #= e соответствует схеме выполнения многих машинных команд типа "регистр-память".
4.3. Преобразование типов операндов
бинарных операций
При выполнении операций могут встречаться операнды различных типов. Но для выполнения операции оба операнда должны быть преобразованы к общему типу в соответствии с небольшим набором правил.
Информация о работе Основные принципы составления блок-схем и алгоритомов