Особенности коллективной разработки ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Время, когда один-единственный программист мог вести весь проект целиком, безвозвратно прошло. Рынок наводнили акулы бизнеса, ожесточенно конкурирующие между собой, и требование к качеству продукта резко возросло. "Голая" программа без красивого графического интерфейса, многостраничной документации, официального сайта, службы поддержки уже никому не нужна. Исключение составляют утилиты, ориентированные на узкий круг профессионалов, которым достаточно развитого функционала, но таких - единицы и реальные деньги крутятся там, где обитают полуграмотные пользователи, популяция которых исчисляется сотнями миллионов.

Содержание работы

Введение.
Модель группы и иерархическая модель
Обязанности членов группы
Модель проектной группы
Размеры группы и масштаб проекта
Крупные проекты
Тематические группы
Функциональные группы
Небольшие проекты
Поиск руководителей
Повышение эфективности коллективной работы
Вывод.

Файлы: 1 файл

Особенности коллективной разработки программного обеспечения.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

На основе выработанного  представления о проекте создается  документ «Концепция проекта», который:

·    описывает не только то, что делает продукт, но и то, чего он не делает;

·    конкретизирует продукт (например, позволяет включать и исключать определенные функциональные возможности из данной версии); •побуждает группу достичь сформулированной цели;

·    содержит описание путей реализации проекта, благодаря чему проектная группа и заказчик могут начать работу.

Выработка согласованного мнения о проекте позволяет избежать разногласий между участниками  проекта, мешающих достичь поставленных целей и разъединяющих группу. Оптимальный способ согласования концепции  — обсуждение целей и задач  проекта. Такая дискуссия дает возможность  добиться взаимопонимания всех членов группы. При этом их обязательства  будут не простым согласием: «Да, мы будем работать над проектом», в них появится мотивация: «Давайте приступим к работе и сделаем  что-то действительно новое». Дискуссию  на ранних стадиях проекта, как правило, организуют ее сотрудники отделов менеджмента  продукта и менеджмента программы, имеющие опыт маркетинговых исследований.

Группа равных

В группе равных важна каждая роль. Такой подход, и только он, делает возможным неограниченный обмен  информацией между членами группы, повышает ответственность за выполнение работы и усиливает понимание  того, что все шесть целей проекта  одинаково важны. Естественно, в  таких группах надо проводить  проверку качества продукта; это делает представитель заказчика, разбирающийся  в решаемой задаче.

Подчеркнем, что равенство  — это не анархия. Равенство существует лишь в отношении ролей; в рамках каждой роли следует придерживаться обычной иерархической модели. В  каждой группе необходима должностная  иерархия и наличие руководителя, ответственного за управление и координирование  работы своего направления. Задача остальных  членов группы, исполняющих ту же роль, — выполнять поставленные перед  ними задачи.

Ориентация на продукт

Ориентация на продукт  — это не призыв работать над  коммерческим программным обеспечением одним способом, а над приложениями для внутреннего пользования  — иначе. Это требование — относиться к результату работы, как к продукту.

Прежде всего нужно выяснить, является проект самостоятельным или частью более крупного проекта. MSF рекомендует идентифицировать проекты — это позволяет людям чувствовать себя членами команды. Скажем, в Microsoft принята практика присвоения проектам кодовых имен (например «Чикаго» для Windows 95 и «Мемфис» для Windows 98). Кодовые имена четко идентифицируют проект и работающую над ним группу, позволяют людям четче ощущать причастность к проекту и ответственность за него. Создать и усилить значимость группы, поднять ее боевой дух можно разными способами — скажем, помещая название проекта на футболки, кружки и прочие сувениры.

Сформированное отношение  к продукту позволяет сконцентрироваться на результате проекта, а не на процессе его достижения вовсе не означает, что процесс не важен для группы. Мы просто иначе расставляем приоритеты — процесс должен служить достижению цели, а сам по себе он не имеет  ценности. Увлеченность процессом не должна стоять на пути к результату. Необходимо прежде всего, чтобы все, чувствовали ответственность за выпуск продукта.

Коллективная  игра

Главная и основная цель - поставить заказчику работающую систему. Именно так будет оцениваться  успех или неуспех проекта. Уже  впоследствии люди будут спрашивать, насколько интересным был этот проект, хорошо ли им руководили, красивой ли получилась программа, и легко ли будет поддерживать ее в будущем. Если команда разработчиков  не поставит заказчику никакой программы, все сочтут, что проект окончился  неудачей. Иногда есть возможность  выйти из игры, когда становится понятно, что цель того не стоит, и  этой возможностью не стоит пренебрегать. Обратите внимание: это справедливо  и для альпинизма, и для разработки ПО.

Правда, между альпинизмом  и разработкой программного обеспечения  есть одна существенная разница: разработка ПО продолжается от одного проекта к другому, в то время как альпинисты совершают всего одно восхождение. Закончив создание одной программы, разработчики тут же начинают работать над следующей ее версией, над другой программой, которая продолжает или дополняет первую, и т.д.

Таким образом, в  отличие от альпинистов, программисты ставят перед собой две цели:

  • Поставить заказчику систему;
  • Создать основу для следующей игры.

Оценка завершившегося проекта тоже производится двояко: во-первых, оценивается, была ли вообще поставлена программа и, во-вторых, насколько выгодную позицию занимает теперь команда для начала следующей  игры.

Обе эти цели конкурируют  между собой и претендуют на ограниченные ресурсы команды. Разработчики могут  поставить заказчику продукт  гораздо быстрее, если в будущем  этот продукт не надо будет изменять и дополнять. (А насколько быстрее  это можно было бы сделать, если не заниматься исправлением ошибок в программе!) С другой стороны, разработчики могут  потратить время на создание более  продуманной архитектуры приложения, написание документации и передачу системы команде преемников - но все это отложит срок поставки готовой системы (а иногда может  и вообще помешать успешному завершению проекта).

При всем этом команда  ограничена во временных, финансовых и  человеческих ресурсах - их просто не хватит на то, чтобы идеальным образом  справиться с обеими задачами. Большинство  разработчиков остаются довольны тем, что сумели достичь первой цели и  сделать хоть что-то для достижения второй. Даже те компании, которые обладают достаточным количеством ресурсов, едва ли могут позволить себе уделять  второй цели большое внимание, так  как она воистину безгранична. В  целом же, лучшим из реалистичных вариантов  будет поставить заказчику систему  приемлемого качества в оговоренное  время и сделать хоть какие-то приготовления к следующим играм.

 

Ориентация на отсутствие дефектов

Ориентация на отсутствие дефектов — это требование соблюдения качества продукта. Оно вовсе не подразумевает, что продукт должен быть выпущен без дефектов; достаточно, чтобы дефектов было не больше нормы, установленной группой на ранних стадиях разработки. Кроме того, это означает, что группе придется постоянно контролировать качество на всех стадиях: если завтра потребуется  выпустить готовый продукт, группа должна быть готова выполнить это  обязательно. Таким образом, с точки  зрения качества продукт всегда должен быть практически готов.

В успешных группах все  отвечают за качество продукта — эту  обязанность нельзя переложить на других. В этом смысле все члены группы являются представителями заказчика.

Понимание целей бизнеса

Чтобы выпустить успешный продукт, группе недостаточно разбираться  только в технической стороне  проекта. Создано множество технически совершенных и безупречно написанных продуктов, не способных выполнять  задачи, поставленные заказчиком. Чтобы  избежать такой ситуации, члены группы должны ясно представлять себе решаемую задачу.

И здесь необходимо активное участие заказчика в процессе разработки. Его обязательно нужно  привлекать к созданию концепции  проекта, к принятию решений по продукту и его использованию и к  анализy промежуточных версий.

Ответственность в равной мере

Чтобы добиться согласованной  работы всех членов группы, вы должны сделать  их роли взаимозависимыми и перекрывающимися, они все в одинаковой мере должны разделять ответственность за выпуск нужного продукта в запланированные  сроки. Таким образом разрушается узкая специализация членов группы, которая ведет к изолированности, а не к совместной работе.

Совместное проектирование

В создании функциональных спецификаций должны участвовать представители  всех направлений, так как у каждого  из них свое представление о проекте. Они должны убедиться, что в проекте  учтены не только требования всей группы, но и требования каждой роли.

Обучение на опыте других проектов

Чтобы не полагаться на удачу, стоит воспользоваться опытом работы над другими проектами, как успешными, так и провалившимися. Изучение опыта  — основа совершенствования. Один из методов структурирования и накопления опыта — подведение итогов каждого  этапа, зафиксированное в обзоре. Обзор, основа которого — сопоставление  планов с результатами, помогает скорректировать  дальнейший ход работы и избежать ошибок в дальнейшем. Кроме того, при этом можно выявить хорошо зарекомендовавшие себя методы, чтобы  применять их в будущем.

Обучение группы

Работа группы эффективна, если все ее члены понимают, что  они делают. Однако во многих случаях  это простое правило реализуется  недостаточно полно. Выпустить же нужный продукт в срок удастся только при наличии формального и неформального планов обучения проектной группы.

Изучение методологии

Разработка программного обеспечения — это не только создание кода. Поэтому изучение методологии  разработки руководителями групп и  основными участниками проекта  сократит затраты и время выполнения проекта.

Целью любого проекта должно стать улучшение обмена информацией. Для этого в MSF и других моделях разработки применяется общий язык передачи информации о состоянии продукта. Основные элементы этого процесса существуют не один год, и многие разработчики применяют их на практике. Используя универсальный язык MSF, опытные разработчики смогут поделиться своим опытом с другими членами группы.

Изучение технологий

Создать хороший продукт  очень сложно. Поэтому группам  разработчиков, логистиков и, по возможности, менеджеров программы надо изучать существующие технологии. Каждый день появляются новые формы обучения современнейшим технологиям, однако для успешной реализации таких технологий недостаточно только знания их основ, необходимо понимать способы их применения.

Часто при обучении упускают из вида сопровождение приложения в  существующей информационной инфраструктуре. Однако успех проекта зависит  не только от качества созданного кода. Проектная группа должна исследовать  взаимное влияние инфраструктуры и  приложения друг на друга. Как скажется на приложении появление новых операционных систем, новых версий существующих операционных систем или новых базовых  приложений, используемых продуктом?

Кроме того, проектной группе придется учесть то обстоятельство, что  во время работы над проектом могут  появиться новые технологии или  новые версии приложений. Нужно уметь  оценивать влияние новых функциональных возможностей таких продуктов на жизненный цикл проекта. Поэтому  время на обучение следует включать в график проекта еще до определения  даты выпуска приложения.

Координация работы с внешними группами

Проектная группа, рассчитывающая на успех, должна взаимодействовать  с внешними группами — как с  заказчиком и пользователями, так  и с другими разработчиками. Этим занимаются менеджер программы, менеджер продукта, инструктор и логистик. В  обязанности этих ролей входят как  внутренние, так и внешние контакты, в то время как разработчики и  тестеры изолированы от общения  с внешним миром. (Такая изоляция приводит к повышению эффективности  труда этих двух групп.)

Важно, чтобы взаимодействие с внешними группами было явным и  понятным. Проектным группам, как  правило, приходится взаимодействовать  с большим количеством внешних  организаций, включая финансовые и  юридические подразделения и  отделы контроля качества продукта.

 

Ссылки

 

http://www.insidepro.com/kk/262r.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/Парное_программирование

http://citforum.ru/SE/project/distributed_team/

http://www.maxkir.com/sd/SoftwareDevelopmentCooperativeGame1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ  И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

Д050103.1.01.09/153.Р          Кафедра программного обеспечения

автоматизированных систем

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Профессиональная практика в программной инженерии»

на тему: «Особенности коллективной разработки программного обеспечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:

      ____________ ст. преп. О. А. Золотухина

(дата, подпись)

Выполнил:

                                                         ___________ ст. гр. ПОС-09б Грищенко Е.В.

      (дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

Донецк

2013


Информация о работе Особенности коллективной разработки ПО