Единая система технологической документации (ЕСТД) представляет собой комплекс
государственных стандартов, устанавливающих:
формы документации общего
назначения (маршрутная карта технологического
процесса, сводная спецификация, карта
эскизов, схем и наладок и др.);
правила оформления технологических
процессов и формы документации
для процессов литья, раскроя
и нарезания заготовок, механической
и термической обработки, сварочных
работ, процессов, специфичных для
отраслей радиотехники, электроники
и др.
Существует тесная связь
между ЕСТД и ЕСКД. Эти системы
играют большую роль в улучшении
управления производством, повышении
его эффективности, во внедрении
автоматизированных систем управления
и т.д.
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливает общие правила
и нормы метрологического обеспечения.
Основными объектами стандартизации ГСИ
являются:
-единицы физических величин;
-государственные эталоны
и общесоюзные поверочные схемы;
-методы и средства поверки
средств измерений;
-номенклатура нормируемых
метрологических характеристик средств
измерений;
-нормы точности измерений;
-способы выражения и формы
представления результатов измерений
и показателей точности измерений;
-методика выполнения измерений;
-методика оценки достоверности
и формы представления данных о свойствах
веществ и материалов;
-требования к стандартным
образцам состава и свойств веществ и
материалов;
-организация и порядок проведения
государственных испытаний, поверки и
метрологической аттестации средств измерений,
метрологической экспертизы нормативно-технической,
проектной, конструкторской и технологической
документации, экспертизы и аттестации
данных о свойствах веществ и материалов;
-термины и определения в
области метрологии.
Международная стандартизация. Cтандарты серий ISO 9000 и ISO 14000
Наиболее авторитетной
организацией, занимающейся разработкой
международных стандартов, является
ISO (International Standart Organization).
Стандарты серии ISO 9000 и ISO
14000 - это пакет документов по обеспечению
качества и управлению окружающей средой.
Стандарты серии ISO 9000 способствуют
обеспечению качества при проектировании,
разработке, производстве, монтаже
и обслуживании продукции, а ISO 14000 -
охране окружающей среды и предотвращению
загрязнений наряду с обеспечением
социально-экономических потребностей
самого предприятия.
Общность и универсальность
стандартов ISO 9000 заключается в том,
что модели Обеспечения Качества
не были разработаны для какой-либо
специфической области - они предназначены
для применения во всех областях промышленности
и для всех стран.
Разработка единой системы
менеджмента качества, как в регулируемой,
так и в нерегулируемой государственным
законодательством областях производства
продукции, способствует тому, чтобы
сократить общее количество (и
весьма значительное) различных стандартов,
предписаний, положений и других
документов, часто противоречивых,
которые производитель должен выполнять
и которые, в силу их количества и
противоречивости, он часто не в
состоянии выполнить.
Порядок разработки стандартов
Работа технического комитета
по стандартизации начинается со сбора
заявок на разработку стандарта. Заявителями
могут быть государственные органы
и организации, общественные объединения,
научно-технические общества, предприятия,
фирмы, предприниматели, которые направляют
заявки в технический комитет.
На основе заявок Госстандарт
РФ формирует годовой план государственной
стандартизации России.
Разработке проекта
стандарта предшествует организационная
работа технического комитета по стандартизации.
На этой стадии технический комитет
стремится более определенно
обозначить организации, от которых
целесообразно получить отзыв на
проект стандарта.
Разработка проекта
проходит две стадии. Вначале создается
первая редакция. Основные требования
к первой редакции касаются соответствия
проекта законодательству России, международным
правилам и нормам, национальным стандартам
зарубежных стран при условии
прогрессивности этих документов и
более высокого научно-технического
уровня.
Проект в первой редакции
члены ТК должны рассмотреть либо
на специальном заседании, либо путем
переписки, чтобы удостоверится
в его соответствии условиям договора
на разработку стандарта, требования российского
законодательства и положениям Государственной
системы стандартизации. После этого
проект рассылается на отзыв заказчикам
стандарта и выявленным ранее
заинтересованным организациям
Вторая стадия разработки
заключается в анализе полученных
отзывов, составлении окончательной
редакции проекта нормативного документа
и подготовки его к принятию. Окончательная
редакция должна быть рассмотрена членами
ТК, органами государственного контроля
и надзора за соблюдением обязательных
требований стандарта, научно-исследовательскими
институтами Госстандарта. Если с окончательной
редакцией проекта согласны не менее двух
третей членов ТК, то документ считается
одобренным и рекомендуется для принятия.
Проект стандарта должен быть направлен
в Госстандарт РФ и заказчику нормативного
документа.
Принятие стандарта
осуществляет Госстандарт РФ. Процедура
принятия включает обязательный анализ
содержания проекта на соответствие
законодательству России, метрологическим
правилам и нормам, терминологическим
стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 "ГСС.
Общие требования к построению, изложению,
оформлению и содержанию стандартов".
Стандарт принимается консенсусом, после
чего устанавливается дата его введения
в действие. Срок действия стандарта, как
правило, не определяется. Далее стандарт
подлежит регистрации, информация о нем
публикуется в ежегодном Информационном
указателе.
Стандарт не должен быть
тормозом для развития экономики
в соответствии с достижениями научно-технического
прогресса.
При необходимости обновления
стандарта ТК разрабатывает проект
изменения, проект пересмотренного
стандарта или предложения по
отмене действующего нормативного документа
и вносит предложения в Госстандарт РФ.
Пересмотр государственного
стандарта по существу является разработкой
нового взамен действующего. Необходимость
пересмотра возникает в том случае,
если вносимые изменения связаны
со значительной корректировкой основных
показателей качества продукции
и затрагивает ее совместимость
и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может
осуществляться как с заменой
его новым, так и без замены.
Причиной, как правило, служит прекращение
выпуска продукции либо принятие
нового стандарта.
Принятие решений о
внесении изменений, пересмотре, отмене
стандарта, а также соответствующая
публикация в Информационном указателе
находящихся в ведении Госстандарта
РФ. Решение о внесении изменений,
пересмотре, отмене стандарта отрасли
принимает орган государственного
управления, утвердивший нормативный
документ.
Обновление или отмена
стандарта предприятия осуществляется
по решению руководства субъекта
хозяйственной деятельности, принявшего
стандарт. Стандарты научно-технических
обществ пересматриваются с целью
внесения в них новых результатов
научных исследований или производственных
достижений. Отмена этой категории
нормативных документов связана
с моральным устареванием объекта
стандартизации.
Все субъекты хозяйственной
деятельности, которым предоставлено
право разработки, обновления и отмены
стандартов обязаны информировать о проделанной
работе и ее результатах Госстандарт РФ.
Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 "О
стандартизации" устанавливает основные
положения, принципы, понятия, порядок
организации работ в области
стандартизации, которые являются едиными
и обязательными для всех предприятий
независимо от их формы собственности,
а также для частных предпринимателей.
Закон распространяется на изготовителей
продукции, продавцов, исполнителей услуг
и другие организации и предприятия.
Закон о стандартизации
принят в нашей стране впервые. Ранее
вопросы стандартизации регулировались
на правительственном уровне. Отсутствие
основ законодательства вело к необходимости
принятия большого количества актов
различного уровня, отражавших текущие
потребности, к их несогласованности,
к проблемам в регулировании
некоторых основных вопросов. С принятием
Закона эти недостатки во многом устраняются,
создаются возможности целенаправленного
развития законодательства в столь
важной для населения и государства
области.
Отношения в области
стандартизации регулируются настоящим
Законом и издаваемыми в соответствии
с ним актами законодательства РФ
(ст.2 Закона РФ "О стандартизации")
Список используемой литературы
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии
и управления качеством товаров. М,: ТОО
"Люкс-арт". 1994-168 с.
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации,
сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998-456
с.
3. Закон Российской Федерации
от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации"
(в ред. Федерального закона
от 27.12.95 № 211-ФЗ).
4. Шишкин И.Ф. "Метрология, стандартизация
и управление качеством". Учебник.
М.: Издательство стандартов. 1990г.
5. Крылова Г.Д. "Основы стандартизации,
сертификации, метрологии". Учебник
для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999 г.