Проблемы внедрения комплекса программных средств для электронного декларирования в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:52, реферат

Описание работы

Основной целью внедрения электронного декларирования в практику таможенного оформления товаров и транспортных средств является ускорение процесса реализации таможенных процедур и, как следствие этого, увеличение товарооборота, повышение эффективности работы участников ВЭД и уполномоченных должностных лиц таможенных органов, ускорение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Файлы: 1 файл

Электронное декларирование в таможенных органах.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)
Проблемы  внедрения  комплекса  программных  средств

для электронного  декларирования  в  таможенных  органах

 

Основной целью внедрения  электронного декларирования в практику таможенного оформления товаров  и транспортных средств является ускорение процесса реализации таможенных процедур и, как следствие этого, увеличение товарооборота, повышение эффективности работы участников ВЭД и уполномоченных должностных лиц таможенных органов, ускорение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Основным средством достижения этой цели являются обмен информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль, исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Наличие ЭЦП предполагает, что передаваемые сведения имеют юридическую силу.

В соответствии с приказом ГТК России от 29.07.02 № 801 «Об организации  эксперимента по декларированию в электронной  форме в Приволжском  и Центральном  таможенных управлениях», таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием комплекса программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, разработанного Научно-инженерным центром Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в рамках выполнения опытно-конструкторской разработки по договору с  ГТК России.

Основными принципами, положенными  в основу построения архитектуры  комплекса программных средств  обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, являются [1]:

  • централизованные хранение и обработка данных, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, в региональном узле сбора, хранения, обработки и анализа сведений о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и транспортных средствах (далее – региональный центр таможенного оформления и таможенного контроля – РЦТО и ТК);
  • консолидированное хранение данных, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля в РЦТО и ТК, в виде унифицированной структуры данных, получившей название «совокупность данных сделки» (СДС);
  • использование расширяемого языка разметки eXtensible Markup Language (XML) для организации взаимодействия между компонентами комплекса [2, 3, 4];
  • реализация базы данных РЦТО и ТК на основе сервера баз данных Oracle Database;
  • централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и базы данных РЦТО и ТК;
  • использование [5] технологии EJB – Enterprise Java Beans (компонентная архитектура Java) в качестве объектной модели для реализации функциональных компонентов комплекса программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах.

Комплекс программных  средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах состоит из                                             двух подсистем (см. рисунок):

  • подсистемы декларанта;
  • подсистема таможенного органа.

Подсистема декларанта представляет собой программное средство подготовки, редактирования, и передачи в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах (СТТ) из документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, и формирования на их основе грузовой таможенной декларации (ГТД) в электронной форме.

Подсистема декларанта выполняет следующие функции:

  • формирование СТТ;
  • форматный контроль СТТ;
  • формирование электронной ГТД на основе СТТ;
  • форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия ГТД определенным ГТК России структуру и формату данных;
  • подписание данных электронной ГТД и значимых данных СТТ электронной цифровой подписью декларанта;
  • передача электронной ГТД и СТТ в подсистему таможенного органа РЦТО и ТК;
  • прием авторизованных сообщений от уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и системных сообщений из подсистемы декларанта комплекса программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах.








 


 

 









 

 

Рис.

Декларант имеет  возможность редактировать исходные документы, содержащие СТТ, и ГТД  по частям, при этом при редактировании данных он может использовать систему  автоматического выбора и заполнения полей экранных форм из актуальной базы данных нормативно-справочной информации (НСИ). Программные средства регистрации пользователей и программные средства обеспечения безопасности гарантируют, что каждый пользователь работает только со своими документами.

СТТ и электронная  ГТД хранятся в базе данных в формате СУБД Oracle в виде СДС. Формирование СДС начинается с определения типа погружаемого в СДС исходного документа в формате XML. В случае если исходный документ представляет собой XML-документ неизвестной структуры, он включается в базу данных в виде объекта бинарных данных. Если исходный документ представляет собой документ XML-формата известной структуры (для проведения эксперимента по проведению декларирования в электронной форме перечень документов, из которых формируются СТТ, определяется приказом ГТК России от 29.07.02 № 801), данные из этого документа, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, помещаются в ядро СДС, а сам документ загружается в базу данных в виде отдельного документа. Такой подход не нарушает принципа консолидации данных, поскольку данные, используемые для таможенных целей, хранятся в ядре СДС в одном месте, а необходимость отдельного хранения СТТ из документов сторонних организаций вызвана необходимостью контроля внутренней непротиворечивости СТТ из разных документов и их соответствия друг другу. 

Поля СДС, которые могут  быть вычислены на основании данных других полей СДС, вычисляются автоматически. Если при формировании СДС некоторое  поле ядра может быть заполнено из нескольких СТТ, то это поле заполняется из СТТ, имеющего наивысший приоритет по отношению к данному полю. Приоритет заполнения полей СДС задается при настройке комплекса программных средств с помощью конфигурационного файла.

Сформированная таким  образом СДС преобразуется в XML-формат, подписывается декларантом ЭЦП, шифруется, архивируется и передается в подсистему декларанта регионального узла обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах.

Подсистема таможенного  органа включает:

а)   узел обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля;

б)   автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами.

В региональном узле СДС в автоматическом режиме разархивируется и расшифровывается, после чего проверяется подлинность  электронной цифровой подписи декларанта. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта СДС загружается в базу данных в формате СУБД Oracle.

Узел обработки информации таможенного органа выполняет следующие основные функции:

  • прием СДСиз подсИстемы декларанта и загрузка их в базу данных в формате СУБД Oracle;
  • проверка подлинности ЭЦП декларанта;
  • контроль наличия всех СТТ, необходимых для таможенных целей, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия СТТ из различных документов друг другу;
  • ФЛК соответствия электронной ГТД определенным ГТК России структуре и формату данных;
  • формирование протоколов прохождения указанных выше видов контроля, формирование протокола рассогласования СТТ и электронной ГТД, а также формирование экранных форм создаваемых протоколов;
  • хранение принятых сведений, а также оформленных электронных ГТД и соответствующих им СТТ, с исключением возможности их изменения;
  • отображение таможенной декларации и экранных форм СТТ с учетом необходимости соответствия состава и положения реквизитов экранных форм СТТ положению реквизитов исходных документов;
  • распечатывание таможенной декларации на бланке, а также экранных форм СТТ и сформированных документов (поручение на досмотр, акт досмотра);
  • подписание данных электронной ГТД и значимых данных СТТ ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль.

Последовательность  действий, выполняемых над СДС  в РЦТО и ТК в автоматическом режиме, может быть описана следующим  образом. СДС разархивируется и  расшифровывается, после чего проверяется  подлинность электронной цифровой подписи декларанта. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта СДС загружается в базу данных в формате СУБД Oracle и в автоматическом режиме проводится ФЛК соответствия электронной ГТД правилам заполнения полей ГТД, определенным ГТК России. В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки регистрирует СДС с присвоением ей уникального идентификационного номера и передает ГТД в формате штатно эксплуатируемого АРМ ТО и ТК в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. При этом декларанту автоматически передается сообщение, содержащее идентификационный номер СДС в системе или перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

Таможенное оформление и таможенный контроль электронной  ГТД во время эксперимента осуществляется в общеустановленном порядке  с помощью штатного программного средства АРМ ТО и ТК, при этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа может вносить поправки в электронную ГТД (например, заполнять графы 7, С, Д). После завершения процесса оформления электронная ГТД конвертируется из формата программного средства штатно эксплуатируемого АРМ ТО и ТК в формат СУБД Oracle, результат таможенного контроля с помощью авторизованного сообщения доводится до декларанта, данные электронной ГТД и СТТ подписываются ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа, помещаются в архив и могут быть отправлены в подсистему декларанта. Декларант имеет возможность сохранить в архиве полученную из таможенного органа электронную ГТД и проверить решение уполномоченного должностного лица таможенного органа.

В случае возникновения  у уполномоченного должностного лица, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, дополнительных вопросов, декларанту может потребоваться  уточнить или исправить данные, внесенные  им в грузовую таможенную декларацию. Разработанный комплекс программных средств позволяет осуществлять обмен авторизованными сообщениями в режиме реального времени между декларантом и уполномоченными должностными лицами таможенного органа.

Подсистема декларанта и подсистема таможенного органа взаимодействуют между собой через межсетевой экран, который обеспечивает безопасный доступ к серверу подсистемы таможенного органа, находящемуся в ведомственной сети таможенных органов, со стороны сервера подсистемы декларанта, находящегося в общедоступной сети Internet. Обмен между подсистемами производится с использованием XML-документов по стандартным протоколам Hypertext Transport Protocol (http) и JASM (Java API for XML Messaging), определяющим правила передачи сообщений между различными компонентами системы. При использовании протокола JASM [6] сообщения представляют собой документы XML, содержащие команды JASM. В них вкладывается XML-текст с описанием требующегося метода и перечнем передаваемых на сервер параметров, а в XML-ответе приходят обратно результаты обработки запроса или код ошибки. Главное достоинство JASM заключается в том, что приложения, выполняющиеся на разных узлах сети, могут быть реализованы на различных языках программирования, функционировать на любых платформах, работать с разнообразным программным обеспечением.

Выбор формата XML как основной единицы взаимодействия компонентов системы  объясняется следующими преимуществами этого формата:

  • XML – открытый формат описания данных, который разрешает пользователю задавать собственные спецификации документов и динамически изменять их структуру. Использование XML-спецификации позволит в дальнейшем разработать для таможенных органов корпоративный стандарт представления документов, определяющий их структуру и семантику;
  • XML – мировой стандарт для структуризации сложной информации. Его поддерживают как фирмы разработчики программного обеспечения (Micrisoft, Oracle, Sun), так и крупные бизнес-корпорации. В настоящее время XML становится основным языком обмена между информационными системами. Использование XML-документов позволит легко интегрироваться таможенным органам России в международную сеть обмена информацией и организовывать эффективное взаимодействие со сторонними организациями;
  • конвертируемость XML-документов в реляционное представление и обратно позволяет использовать существующие реляционные базы данных таможенных органов. Для передачи данных между XML-документом и базой данных необходимо лишь обеспечить соответствие структуры документа и структуры базы данных.

Обновление нормативно-справочной информации производится с использованием стандартного механизма репликации файлов базы данных Oracle.

Подсистема таможенного  органа и подсистема декларанта имеет  трехзвенную архитектуру, построенную  на основе Web-технологии. Основными компонентами такой системы являются:

  • Web-браузер, с помощью которого пользователи обращаются к системе;
  • Web-сервер, обеспечивающий интерфейс пользователей системы;
  • сервер приложений, осуществляющий обработку данных.

В разрабатываемой системе Web-сервер и сервер приложений физически объединены в один вычислительный узел, который называется сервером обработки.

Несмотря на первые положительные  отзывы участников эксперимента по электронному декларированию, на пути широкого внедрения  его в практику таможенного оформления имеется ряд объективных трудностей.

Основным недостатком внедряемого  комплекса программных средств  электронного декларирования товаров  и транспортных средств является необходимость одновременной работы уполномоченного должностного лица таможенного органа с двумя различными программными средствами: подсистемой таможенного органа программного средства обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах и штатным АРМ ТО и ТК.  Для устранения этого недостатка необходимо реализовать функции таможенного оформления и таможенного контроля  непосредственно на сервере приложений регионального узла сбора, хранения и обработки информации. ГП «НИЦ СПбГЭТУ» уже сделал первые шаги в этом направлении, разработав Bpwin-модели [7, 8] таможенного оформления и таможенного контроля с учетом возможности электронного декларирования товаров и транспортных средств, на основе которых можно будет разработать новые технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля, а затем и соответствующие программные средства.

Информация о работе Проблемы внедрения комплекса программных средств для электронного декларирования в таможенных органах