Проектирование информационной системы “Гостиница”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является разработка информационной системы “Гостиница”.
Исследование функций и целей организации
В данном курсовом проекте в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.
Гостиница оказывает следующие услуги:
· предоставление номеров,
· их обслуживание,
· администрирование телефонных переговоров.
Средства автоматизации предназначены для эффективной работы с информацией.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Создание модели ИС с AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1) 5
Глава II. Создание модели данных с помощью 20
AllFusion Erwin Data Modeler 4.1
Информационная модель в нотации IDEF1X
Глава III. Поиск и исправление ошибок с помощью Erwin Examiner 23
Глава IV. Модели в нотации языка UML 27
Глава V. Связь с СУБД Access 30
Глава VI. Разработка экранных форм 32
Заключение 38
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Например, на  рис.10 сущность “Телефонные переговоры” однозначно идентифицирует первичный ключ “ Порядковый номер звонка (РК)”.

При установлении идентифицирующей связи атрибуты первичного ключа  родительской сущности автоматически  переносятся в состав первичного ключа дочерней сущности. Эта операция дополнения атрибутов дочерней сущности при создании связи называется миграцией атрибутов. В дочерней сущности новые атрибуты помечаются как внешний ключ - (FK). Пример такой миграции атрибутов с участием дочерней сущности “Оказанные услуги”, родительской сущности “Тариф услуг” и первичного ключа родительской сущности “Код услуги” представлен на рис. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  11 Пример миграции атрибутов

Сущности и атрибуты, определенные в информационной модели представлены в отчете (на рис. 12), сгенерированном с помощью пункта меню Tools/Data Browser/Erwin Repots .

Рис. 12 Отчет , сгенерированный с  помощью Erwin

 

 

 

 

 Глава III. Поиск и исправление ошибок с помощью Erwin Examiner

 

Для автоматизированного  поиска ошибок моделирования данных мы использовали инструмент, входящий в пакет AllFusion – AllFusion Data Modeler Validator (Erwin Examiner ). Как показано на рис. 13, с помощью пункта меню File/New мы создали проект:

Рис.  13 Создание проекта ERwin Examiner

В диалоге Select Project Type выбираем источник метаданных будущего проекта – модель Erwin 4.1. После выбора модели данных появляется диалог Select Tables for Model, в котором можно отобрать таблицы для включения в проект Erwin Examiner (рис. 14) :

Рис.  14 диалог Select Tables for Model

После импорта модели во вкладках Tables (рис. 15) и Relationships (рис. 16) отображаются объекты модели:

 

 

 

 

Рис.  15 Вкладка Tables   ERwin Examiner 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  16 Вкладка Relationships  ERwin Examiner

 

После нахождения и исправления  ошибок 3-ей  (Normalization) и 4-ой (Relationships) категории вкладка Diagnostics Erwin Examiner выглядит, как показано на рис.17:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  17 Вкладка Diagnostics Erwin Examiner

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Модели в нотации языка UML

Помимо этого было проведено моделирование на языке UML в среде Component Modeler, входящей в состав пакета All Fusion Data Modeling Suite (Маклаков С.В. “Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite”). Были спроектированы диаграммы классов, компонентов и размещения.

4.1 Диаграмма размещения (Deployment diagram)

При построении диаграмм размещения используют три вида основных условно-графических обозначений: Processor (процессор), Device (устройство), Connection (соединение). На рис.18 показана диаграмма Deployment, на которой изображена схема сети «Гостиница». Сеть состоит из 4-х компьютеров (администратора, бухгалтера, отдела обслуживания и отдела учета телефонных переговоров), которые соединены с главным компьютером по хранению информации

 

«Сервером». К  компьютеру администратора гостиницы подключен принтер, остальные служащие гостиницы могут распечатать информацию по сети.

Рис. 18 Диаграмма размещения

4.2 Диаграмма  компонентов (Component diagram)

Диаграмма компонентов  показывают, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты программного обеспечения  системы и связи между ними. При этом выделяют два типа компонентов: исполняемые компоненты и библиотеки кода.  Диаграмма компонентов представлена на рис. 19:

 

 

 

 

 

Рис.  19 Диаграмма компонентов

У каждого класса имеется свой собственный заголовочный файл и файл с расширением *.СРР, так что каждый класс преобразуется в свои собственные компоненты на диаграмме. Например, класс Client преобразуется в два компонента: client.h и client.cрp. Вместе эти компоненты представляют тело и заголовок класса Client. Компонент Hotel.exe представляет поток обработки информации (thread of processing). В данном случае поток обработки — это исполняемая программа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Диаграмма  классов (Class diagram)

На рис. 20 представлена диаграмма классов:

Рис.  20 Диаграмма классов

На диаграмме  представлены 4 класса.  У каждого  из них есть методы (operations) – некоторые действия, которые описывают поведение методов класса. Так у класса Client есть методы: Delete() – для удаления данных о клиенте, CostRoom() – для подсчета итоговой стоимости проживания в гостинице. В классе Phone есть класс для выяснения времени разговора (Time()) и номера , по которому звонили (Number()).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Связь с СУБД Access

 

Далее средствами ERwin была проведена генерация файла базы данных программы Microsoft Access. В окне выбора баз данных выбираем СУБД Access. Затем производим подключение через меню Файл/Подключение.  (рис. 21)

 

 

В открывшемся окне  необходимо прописать имя сервера, имя пользователя, пароль, а также название базы данных, с которой необходимо установить связь. После подключения созданная база данных станет доступна в СУБД Access.

 

 

 

 

 

Рис. 21 Осуществление доступа к  выбранной СУБД 

 

Далее проводим генерацию  схемы доступа в выбранную  базу данных(рис. 22):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  22 Генерация базы данных 

 

После нажатия кнопки Generate генерируется база данных в выбранной СУБД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава VI. Разработка экранных форм

 

Access позволяет создать удобный и понятный интерфейс пользователя для работы с данными при помощи форм. Формы используются в приложении для ввода и отображения данных. Формы содержат так называемые элементы управления, с помощью которых осуществляется доступ к данным в таблицах.

При создании форм приложения мы использовали инструмент Конструктор, а для быстрого создания запросом пользуемся мастером запросов.

 

Для более  удобного доступа ко всем формам и запросам, выполняемым ИС была разработана главная форма (рис. 23):

Рис.  23 Форма "Постоялец" 

С главной формы есть доступ к:

·                                         запросу, который позволяет узнать все оказанные услуги по фамилии постояльца (рис. 24);

SELECT [Оказанные услуги].[Название  услуги (FK)], [Оказанные услуги].[Стоимость  услуги (FK)]

FROM Постоялец INNER JOIN [Оказанные  услуги] ON Постоялец.[Код постояльца (РК)] =

[Оказанные услуги].[Код  постояльца (FK)]

WHERE ((([Оказанные услуги].[Код  постояльца (FK)])=(SELECT Постоялец.[Код постояльца (РК)] FROM Постоялец WHERE Постоялец.Фамилия=family)));

 

Рис.  24  Результат выполнения запросы "Фамилия услуги"

·                                         запросу, сообщающему суммарную стоимость всех услуг, оказанных   постояльцу (рис. 25);

 

 

SELECT Sum([Оказанные услуги].[Стоимость  услуги (FK)]) AS [Суммарная стоимость  услуг]

FROM Постоялец INNER JOIN [Оказанные  услуги] ON Постоялец.[Код постояльца (РК)] =

[Оказанные услуги].[Код  постояльца (FK)]

WHERE ((([Оказанные услуги].[Код  постояльца (FK)])=(SELECT [Постоялец].[Код постояльца (РК)] FROM [Постоялец] WHERE [Постоялец].[Фамилия]=family)));

Рис.  25 Результат выполнения запроса "Суммарная стоимость услуг"

·                                         запросу, показывающему все телефонные переговоры (рис. 26, 27);

SELECT Постоялец.Фамилия,  Постоялец.Имя, Постоялец.Отчество, Постоялец.[Номер апартаментов (FK)], Апартамент.[Категория апартаментов], [Телефонные переговоры].[Дата разговора],

[Телефонные переговоры].[Время  разговора (мин)], [Телефонные переговоры].Телефон, 

[Телефонные переговоры].Стоимость

FROM Апартамент INNER JOIN (Постоялец  INNER JOIN [Телефонные переговоры] ON

Постоялец.[Код постояльца (РК)] = [Телефонные переговоры].[Номер постояльца(FК)]) ON Апартамент.[Код апартаментов (РК)] = Постоялец.[Номер апартаментов (FK)];

 

 

 

 

 

Рис.  26 Результат выполнения запроса "Все телефонные переговоры"

Рис.  27 Отчет по выполнению запроса "Все телефонные переговоры"

Отчет по выполнению запроса "Тел. переговоры по дате" (рис. 28):

 

 

 

 

 

Рис.  28 Отчет по выполнению запроса "Тел. переговоры по дате"

·                                         запросам, позволяющим сформировать итоговый счет постояльца при выезде (их использует бухгалтер для формирования счета и выписки чека):

ü     суммарная стоимость услуг (рис. 29);

ü     суммарная стоимость переговоров (рис. 29);

SELECT Sum([Телефонные переговоры].[Стоимость]) AS [Стоимость переговоров]

 

 

FROM Постоялец INNER JOIN [Телефонные  переговоры] ON Постоялец.[Код постояльца (РК)] = [Телефонные переговоры].[Номер  постояльца(FК)]

WHERE ((([Телефонные переговоры].[Номер  постояльца(FК)])=(SELECT [Постоялец].[Код постояльца (РК)] FROM [Постоялец] WHERE [Постоялец].[Фамилия]=family)));

ü     проживание (рис. 29).

SELECT Постоялец.[Плата  за проживание]

FROM Постоялец

WHERE (((Постоялец.[Код постояльца (РК)])=(SELECT [Постоялец].[Код постояльца (РК)] FROM [Постоялец] WHERE [Постоялец].[Фамилия]=family)));

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  29 Результат работы запросов, служащих для формирования итогового счета

·                                         формам “Резервирование” и “Телефонные переговоры” (рис. 30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 30  Формы “Резервирование” и “Телефонные переговоры”

Запросы и формы отображают данные и позволяют  их редактировать. На формах присутствуют кнопки для работы с данными и  формой (добавить запись, закрыть форму, следующая запись, предыдущая запись).

 

Заключение

 

В результате курсового  проекта была спроектирована и реализована  автоматизированная информационная система  «Гостиница».

Данная система удовлетворяет  всем требованиям, предъявленным в  задании, и реализует большинство  необходимых сотрудникам гостиницы  функций.  
         В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня  
внедрение информационных систем может способствовать: 
•        получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д. 
•        освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; 
•        обеспечению достоверности информации; 
• замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов; 
• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

 

Список используемой литературы:

 

1.     Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 2002. – 224с.

2.     Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE – средства разработки информационных систем. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 1992. – 256с.

3.     Сайт case-web «Информационные системы».

4.     Кириллов В.В. Структурированный язык запросов (SQL). – СПб.: ИТМО, 1994. – 80 с.

  1. Цикритизис Д., Лоховски Ф. Модели данных. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 344 с.

Информация о работе Проектирование информационной системы “Гостиница”