Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа
Таким образом, целью данного курсового проекта является проектирование информационной системы автоматизации процесса выдачи потребительского кредита.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ МЭСИ)
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа по ПрИС (2) на тему:
«Проектирование информационной системы автоматизации процесса выдачи потребительского кредита»
Проверил:
Белгород 2012 г.
Введение
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Идёт поиск и становление оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Обширная функциональная сфера деятельности банков - это посредничество в кредите.
Хотя в переводе с латинского «кредитовать» означает «доверять», тем не менее, процесс кредитования в современных российских условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству. Именно поэтому для успешной деятельности кредитной организации необходимо четко отслеживать все этапы проведения кредитования, следует обеспечить надежность, удобство и простоту процесса выдачи кредита.
Работа с кредитными операциями вынуждает вести огромное количество документации, для хранения и обработки которой необходимо держать большой штат сотрудников банка, контролировать процесс обработки принятых заявок на получение кредита, а также оформление договоров с клиентами.
Для того чтобы получить самую необходимую информацию об услугах, клиенту банка приходится обращаться непосредственно к консультанту, который обязан рассказать ему о предоставляемых услугах. На обслуживание каждого посетителя работник тратит неопределенное количество времени. Зачастую это приводит к образованию большой очереди и перегрузке сотрудников.
Оформление заявки также может занимать достаточно большой промежуток времени, что является негативным для самих клиентов. Ведение мониторинга за поданными заявками и заключенными договорами на кредитование весьма неудобно и может привести к путанице и замедлению процессов в работе.
Регулярное изменение условий кредитов, а также появление новых их видов требует постоянного обновления доски объявлений, на которое может затрачиваться от нескольких дней до недель, что, в свою очередь, может привести к потери клиентов на новых выгодных условиях.
Решение всех этих трудностей для кредитной организации заключается в создании автоматизированной системы выдачи кредитов.
Таким образом, целью данного курсового проекта является проектирование информационной системы автоматизации процесса выдачи потребительского кредита. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- решение задачи просмотра клиентом информации о предоставляемых банком услугах и условиях кредитования;
- обеспечение возможности самостоятельного заполнения заявки клиентом;
- обеспечение возможности хранения и корректировки информации;
- облегчение составления
отчетов менеджером
Целью разрабатываемой информационной системы является автоматизация процесса выдачи потребительского кредита.
Выделим основные термины:
клиенты – физические лица, желающие получить потребительский кредит;
менеджер – сотрудник банка, отвечающий за рассмотрение заявок на получение кредита от клиентов и составлением отчетов;
оператор – сотрудник банка, отвечающий за обновление информации и доступ к ней;
реестры информации, заявок, договоров – хранят соответственно данные об информации, поданных заявках и заключенных договорах.
Система предполагает наличие терминала, с которым может работать клиент без посторонней помощи, а также включает дополнительные консультации с менеджером при возникновении такой необходимости. Терминал должен содержать всю необходимую информацию о предоставляемых банком услугах. В том числе, представлять все виды кредитов, включающих размер процентных ставок по кредиту; сроки предоставления кредита; виды валют, в которых выдаются кредиты; возможно-предоставляемые суммы кредитования, а также способы погашения кредита. Также терминал должен отображать информацию, предоставляемую банком для своих клиентов о документах, которые необходимо предоставить для получения кредита (обязательные и дополнительные). С помощью терминала клиент вводит свои данные (паспортные данные: ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта, прописка; дата заполнения, контактная информация: адрес электронной почты, телефоны; информация о целях кредита).
Будет создана единая БД, доступная как клиентам, так и работникам банка (с различными правами доступа). Система позволит оператору вносить изменения и дополнения в базу данных со своего рабочего места при помощи ПК (например, новые виды кредитов, условия кредитования, процентные ставки и сроки кредитов). Клиенты же, в свою очередь, смогут с помощью терминала получить необходимую информацию об интересующих их кредитах и наборе документов, которые потребуются при его получении. Также они смогут самостоятельно заполнить заявку на получение кредита, указав свои личные данные. Заявка рассматривается, и при удовлетворяющих обе стороны условиях заключается договор.
Разработанная система по выдаче кредитов даст возможность клиентам банка самостоятельно определиться с кредитом, т. е. выбрать, в какой валюте и на какой срок взять кредит, а также получить информацию о наборе документов, которую необходимо предоставить для получения кредита. Автоматизированная система оформления заявок позволит сократить время на консультации клиентов и, следовательно, даст возможность на заключение большего количества договоров. Что сделает более комфортным как работу банковских служащих, так и обслуживание клиентов.
Через год разработанное решение позволит банку повысить число клиентов на 20%, а, следовательно, и увеличить свою прибыль.
В данном курсовом проекте рассматривается процесс выдачи кредита, поэтому необходимо понять, как он происходит.
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации кредитного процесса. В процессе кредитования современные банки используют ряд организационно-экономических приёмов. Совокупность этих приёмов как частных действий по организации кредитного процесса, его регулирования в соответствии с принципами кредитования, называется механизмом кредитования. В качестве составляющих элементов механизм кредитования включает в себя:
- виды и методы кредитования;
- оформление заявки на
- анализ кредитоспособности заёмщика;
- подготовка и заключение кредитного договора и т. д.
Под предметной областью будем понимать процесс выдачи клиенту кредита. Под выдачей кредита будем понимать предоставление клиенту информации, оформление заявки, заключение договора.
Функциональные требования задают, что система должна делать. Часто функциональные требования представляют в виде сценариев или вариантов использования (Use Case).
Диаграмма вариантов использования (Use Case Diagram) описывает функциональное назначение системы или, другими словами, то, что система будет делать в процессе своего функционирования. Диаграмма вариантов использования является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки. Суть данной диаграммы состоит в следующем: проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих с системой с помощью, так называемых, вариантов использования. При этом актером (actor) или действующим лицом называется любая сущность, взаимодействующая с системой извне. Это может быть человек, техническое устройство, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему так, как определит сам разработчик. В свою очередь, вариант использования (use case) служит для описания сервисов, которые система предоставляет актеру. Другими словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой при диалоге с актером. При этом ничего не говорится о том, каким образом будет реализовано взаимодействие актеров с системой.
Диаграмму вариантов использования удобно использовать при общении разработчика проекта с заказчиком, т. к. она наглядно отображает будущих пользователей разрабатываемой системы и ее границы.
Диаграммы спецификаций позволяют представить общую структуру ИС, отражающую взаимосвязь различных задач (процедур) в процессе получения требуемых результатов.
Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования является исходным концептуальным представлением (моделью) системы в процессе её проектирования и разработки. Она описывает функциональное назначение системы и завершает анализ предметной области, когда определились требования к функциональному поведению проектируемой системы. Эта диаграмма будет в дальнейшем детализироваться в форме логических и физических моделей. Она также станет основой взаимодействия разработчиков и заказчика.
При
построении диаграммы
Рисунок 4.1.1. – Диаграмма вариантов использования
Диаграммы активности
Диаграммы активности можно применять для описания потоков событий в вариантах использования. С помощью текстового описания можно достаточно подробно рассказать о потоке событий, но в сложных и запутанных потоках с множеством альтернативных ветвей будет трудно понять логику событий. Диаграммы активности предоставляют ту же информацию, что и текстовое описание потока событий, но в наглядной графической форме.
Рисунок 4.1.4. – Поучение информации об услугах
Рисунок 4.1.5. – Получение информации об условиях выдачи кредита
Рисунок 4.1.6. – Оформление заявки
Рисунок 4.1.7. – Заключение договора
Рисунок 4.1.8. – Составление отчета о заявках
Рисунок 4.1.9. – Составление отчета о договорах
Заключение
В наше время, стремительного
развития информационных технологий,
все большими темпами растет область
автоматизации различных
Поэтому данное решение по автоматизации процесса выдачи кредитов является очень актуальным и перспективным. Разработанная система позволит клиентам кредитной организации самостоятельно ознакомиться с предоставляемыми услугами, а также оформить заявку на получение кредита. Это уменьшит загруженность менеджера в работе с клиентами. Также она облегчает работу сотрудников банка, предоставляя им оперативный доступ к информации.