Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:19, курсовая работа
Экспертная система — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].
Введение. 3
Технология проектирования ЭС 5
Описание проблемной области 8
Описание среды разработки 10
Способ представления знаний 11
Проектирование экспертной системы 13
Описание пользовательского интерфейса 17
Заключение 21
Министерство образования и науки
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Институт естественных наук и биомедицины
Кафедра Информатики, ВТ и МПИ
_____________Щепихин Андрей Николаевич_____________
_4_ курс _49 группа
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Интеллектуальные информационные системы»
На тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ПО ВЫБОРУ НОУТБУКА»
Работа
допущена к защите ______________________________
(подпись руководителя) (дата)
Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой ____________________
Руководитель доцент кан.пед.н_ _О.Ж. Петруничева__ _____________
(должность) (подпись) (и.,о., фамилия) (дата)
Архангельск
2012
Введение. 3
Технология проектирования ЭС 5
Описание проблемной области 8
Описание среды разработки 10
Способ представления знаний 11
Проектирование экспертной системы 13
Описание
пользовательского интерфейса 1
Заключение 21
Экспертная система — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].
Назначение экспертных систем заключается в решении достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной области. Достоинство применения экспертных систем заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из базы знаний. Причем решение задач предполагается осуществлять в условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной информации и качественных оценок процессов.
Экспертная система является инструментом, усиливающим интеллектуальные способности эксперта, и может выполнять следующие роли:
Большинство экспертных систем имеют следующую структуру:[2]
База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной проблеме. ЭС анализирует ситуацию и, в зависимости от направленности ЭС, дает рекомендации по разрешению проблемы.
Как правило, база знаний экспертной системы содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила — набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.
Целью работы являлась разработка экспертной системы для покупки ноутбука, наиболее подходящего под запросы конечного пользователя.
Для поставленной цели были выделены следующие задачи:
Данная экспертная система имеет 2 режима:
Обычный режим помогает в выборе неопытным пользователям, которые не знают, какими именно характеристиками должен обладать желаемый ими ноутбук. Находясь в обычном режиме, пользователь отвечает на следующие вопросы:
По мере поступления ответов, для выполнения запросов экспертная система обращается к базе знаний. База знаний выглядит следующим образом:
ЕСЛИ
Сфера использования - Компьютерные игры \ компьютерная графика
ТО
Видео память выделяется из
оперативной = ложь
Число ядер>= 2
Объем оперативной памяти>= 4000
Частота процессора>= 2.0
Объем видеопамяти>= 1000
ЕСЛИ
Сфера использования – Офисная деятельность
ТО
Видеопамять выделяется из
оперативной = истина
Число ядер <=2
Объем оперативной памяти <=4000
Частота процессора <= 2
Размер дисплея >= 15"
ЕСЛИ
Сфера использования – Интернет - серфинг
ТО
Размер дисплея < 14.0
Вес <= 2.0"
ЕСЛИ
Сфера использования – Домашний мультимедиа-центр
ТО
Число ядер<= 2
Объем оперативной памяти <=4000
Частота процессора <= 2.0
Размер дисплея >= 14.0
После каждого нового ответа экспертная система обрабатывает и выполняет запрос, выдавая пользователю список подходящих ноутбуков, представленный в табличном виде. Выходная таблица имеет следующие столбцы:
Расширенный режим – это
режим для более опытных
В результате выборки по одному или нескольким параметром пользователь также получит список подходящих ему ноутбуков, содержащий полную информацию для каждой модели.
Основное назначение данной экспертной системы – консультирование и помощь в выборе ноутбука для конечного пользователя. Предполагаемая сфера использования – сфера продаж.
Использование данной экспертной системы, к примеру, в специализированном компьютерном магазине, несет следующие выгоды:
Все современные мобильные компьютеры, независимо от их внешнего вида и стоимости, можно поделить на несколько основных групп:
Программа разработана на языке программирования C++ с библиотеками QT и интегрированной средой разработки QtCreator.
Qt — кросс-платформенный инструментарий разработки ПОна языке программирования C++.
Позволяет запускать написанное
с его помощью ПО в большинстве
современных операционных систем путём
простой компиляции программы для
каждой ОС без изменения исходного
кода. Включает в себя все основные
классы, которые могут потребоваться
при разработке прикладного программного
обеспечения, начиная от элементов
графического интерфейса и заканчивая
классами для работы с сетью, базами
данных и XML. Qt является полностью объектно-
Основные аргументы разработки системы при помощи вышеописанных инструментальных средств:
При разработке данной системы использовался продукционная модель представления знаний.
Продукционная модель – это модель, основанная на правилах, позволяющая представить знание в виде предложений типа:
«ЕСЛИ условие, ТО действие»
Продукционная модель обладает тем недостатком, что при накоплении достаточно большого числа (порядка нескольких сотен) продукций они начинают противоречить друг другу.
В общем случае продукционную модель можно представить в следующем виде:
– имя продукции;
– сфера применения продукции;
– условие применимости продукции;
– ядро продукции;
– постусловия продукции, актуализирующиеся при положительной реализации продукции;
– комментарий, неформальное пояснение (обоснование) продукции, время введения в базу знаний и т. д.;
Системы обработки знаний, использующие продукционную модель получили название «продукционных систем». В состав экспертных систем продукционного типа входят база правил (знаний), рабочая память и интерпретатор правил (решатель), реализующий определенный механизм логического вывода. Любое продукционное правило, содержащееся в базе знаний, состоит из двух частей: антецендента и консеквента. Антецедент представляет собой посылку правила (условную часть) и состоит из элементарных предложений, соединенных логическими связками «и», «или». Консеквент (заключение) включает одно или несколько предложений, которые выражают либо некоторый факт, либо указание на определенное действие, подлежащее исполнению. Продукционные правила принято записывать в виде антецедент-консеквент.
Примеры продукционных правил:
ЕСЛИ
«двигатель не заводится»
и
«стартер двигателя не работает»
ТО
«неполадки в системе электропитания
стартера»
Любое правило состоит из одной или нескольких пар «атрибут-значение». В рабочей памяти систем, основанных на продукционных моделях, хранятся пары атрибут-значение, истинность которых установлена в процессе решения конкретной задачи к некоторому текущему моменту времени. Содержимое рабочей памяти изменяется в процессе решения задачи. Это происходит по мере срабатывания правил. Правило срабатывает, если при сопоставлении фактов, содержащихся в рабочей памяти, с антецедентом анализируемого правила имеет место совпадение, при этом заключение сработавшего правила заносится в рабочую память. Поэтому в процессе логического вывода объём фактов в рабочей памяти, как правило, увеличивается (уменьшаться он может в том случае, если действие какого-нибудь правила состоит в удалении фактов из рабочей памяти). В процессе логического вывода каждое правило из базы правил может сработать только один раз.
В данной экспертной системе имеется база данных, содержащая одну таблицу notebooks. В таблице содержаться следующие поля:
"id" – идентификатор записи
Информация о работе Проектирование экспертной системы по выбору ноутбука