Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Концепция вычислительных сетей является логическим результатом эволюции компьютерной технологии. Первые компьютеры 50-х годов –большие, громоздкие и дорогие – предназначались для очень небольшого числа избранных пользователей. Такие компьютеры не были предназначены для интерактивной работы пользователя.
Вычислительная сеть – совокупность компьютеров, соединенных линиями связи. Линии связи образованы кабелями, сетевыми адаптерами и другими коммуникационными устройствами. Все сетевое оборудование работает под управлением системного и прикладного программного обеспечения.
Введение 2
Реферативное изложение вопроса 3
Классификация методов доступа к среде передачи данных. Их сравнительный анализ. 3
Проектирование сети 21
Формализация задачи 21
Исходные данные, искомые результаты и форма их представления 22
Выбор топологии сети, типа кабеля и видов необходимого коммуникационного оборудования 24
Выбор метода доступа к среде передачи данных 40
Выбор сетевой операционной системы 50
Предложения по созданию подсетей и распределению IP-адресов 56
Предложения по защите информации в сети 58
Структурная схема вычислительной сети и описание принципов ее работы 61
Анализ полученных результатов и выводы 62
Вывод 65
Список литературы 66
Содержание
Приложение 1
Введение
Концепция вычислительных сетей является логическим результатом эволюции компьютерной технологии. Первые компьютеры 50-х годов –большие, громоздкие и дорогие – предназначались для очень небольшого числа избранных пользователей. Такие компьютеры не были предназначены для интерактивной работы пользователя.
Вычислительная сеть – совокупность компьютеров, соединенных линиями связи. Линии связи образованы кабелями, сетевыми адаптерами и другими коммуникационными устройствами. Все сетевое оборудование работает под управлением системного и прикладного программного обеспечения.
Основной целью вычислительной сети является обеспечение пользователям сети потенциальной возможности использования ресурсов всех компьютеров.
Сегодня вычислительные сети продолжают развиваться, причем достаточно быстро. Появилась очень важная тенденция – в них стала обрабатываться несвойственная ранее вычислительным сетям информация –голос, видеоизображение, рисунки. Это потребовало внесения изменений в работу протоколов, сетевых операционных систем и коммуникационного оборудования. Сложность передачи такой мультимедийной информации по сети связана с ее чувствительностью к задержке при передаче пакетов данных – задержка обычно приводит к искажению такой информации в конечных узлах сети.
Важнейший этап развития сетей – появление стандартных сетевых технологий типа Ethernet, позволяющих быстро и эффективно объединять компьютеры различных типов.
Можно приводить много «за» и «против» использования сетей, но главным доказательством является бесспорный факт их повсеместного распространения. Трудно найти сколько-нибудь крупное предприятие, на котором не было бы, хотя односегментной сети персональных компьютеров.
1. Реферативное изложение вопроса
Метод доступа определяет алгоритм, согласно которому узлы сети получают доступ к среде передачи данных, и осуществляют мультиплексирование/ демультиплексирование данных.
В 1970-х годах Норман Абрахамсон вместе с сотрудниками Гавайского университета предложил оригинальный способ решения проблемы доступа к сети, который был назван позднее ALOHA (Aloha на местном гавайском наречии означает приветствие). Этот алгоритм использовался для доступа к радио-каналу большого числа независимых пользователей. ALOHA разрешает всем пользователям передачу тогда, когда им это оказалось нужно. При этом неизбежны столкновения и искажения передаваемых данных. Алгоритм, благодаря обратной связи, позволяет отправителям узнать, были ли данные в процессе передачи искажены. Если зарегистрировано такое столкновение, все вовлеченные участники выжидают некоторое время и предпринимают повторную попытку. Время выдержки выбирается случайным образом, что делает повторные столкновения менее вероятными.
Принципиальное отличие алгоритма ALOHA от CSMA/CD (используемого в Ethernet) с точки зрения столкновений заключается в том, что в первом случае столкновения детектируются на входе получателя, а во втором - на выходе отправителя.
Мультиплексирование можно осуществлять по частоте (по длине волны - FDM), предоставляя разным клиентам разные частотные диапазоны или по времени (TDM), разрешая доступ клиентов к сетевой среде по очереди и резервируя каждому из них для работы фиксированные последовательные временные интервалы. При этом необходима синхронизация работы всех участников процесса. В последнее время стало использоваться также мультиплексирование по кодам CDMA (Code Division Multiple Access), где каждому участнику выделяется уникальный чип-код и допускается использование всеми клиентами всего частотного диапазона в любой момент времени.Большая часть современных сетей базируется на алгоритме доступа CSMA/CD (carrier sensitive multiple access with collision detection), где все узлы имеют равные возможности доступа к сетевой среде, а при одновременной попытке фиксируется столкновение и сеанс передачи повторяется позднее. Здесь нет возможности приоритетного доступа и по этой причине такие сети плохо приспособлены для задач управления в реальном масштабе времени. Некоторое видоизменение алгоритма CSMA/CD (как это сделано в сетях CAN или в IBM DSDB) позволяют преодолеть эти ограничения. Доступ по схеме CSMA/CD (из-за столкновений) предполагает ограничение на минимальную длину пакета.По существу, метод доступа CSMA/CD предполагает широковещательную передачу пакетов (не путать с широковещательной адресацией). Все рабочие станции логического сетевого сегмента воспринимают эти пакеты хотя бы частично, чтобы прочесть адресную часть. При широковещательной адресации пакеты не только считываются целиком в буфер, но и производится прерывание процессора для обработки факта прихода такого пакета. Логика поведения субъектов в сети с доступом CSMA/CD может варьироваться. Здесь существенную роль играет то, синхронизовано ли время доступа у этих субъектов. В случае Ethernet такой синхронизации нет. В общем случае при наличии синхронизации возможны следующие алгоритмы.
А
Б.
В.
Алгоритм А на первый взгляд представляется привлекательным, но в нем заложена возможность столкновений с вероятностью 100%. Алгоритмы Б и В более устойчивы в отношении этой проблемы.
Эффективность алгоритма CSMA зависит от того, как быстро передающая сторона узнает о факте столкновения и прерывает передачу, ведь продолжение бессмысленно - данные уже повреждены. Это время зависит от длины сетевого сегмента и задержек в оборудовании сегмента. Удвоенное значение задержки определяет минимальную длину пакета, передаваемого в такой сети. Если пакет короче, он может быть передан так, что передающая сторона не узнает о его повреждении в результате столкновения. Для современных локальных сетей Ethernet, построенных на переключателях и полнодуплексных соединениях, эта проблема неактуальна.
С целью пояснения этого утверждения рассмотрим случай, когда одна из станций (1) передает пакет самой удаленной ЭВМ (2) в данном сетевом сегменте. Время распространения сигнала до этой машины пусть равно Т. Предположим также, что машина (2) попытается начать передачу как раз в момент прихода пакета от станции (1). В этом случае станция (1) узнает о столкновение лишь спустя время 2Т после начала передачи (время распространения сигнала от (1) до (2) плюс время распространения сигнала столкновения от (2) к (1)). Следует учитывать, что регистрация столкновения это аналоговый процесс и передающая станция должна “прослушивать” сигнал в кабеле в процессе передачи, сравнивая результат чтения с тем, что она передает. Важно, чтобы схема кодирования сигнала допускала детектирование столкновение. Например, сумма двух сигналов с уровнем 0 этого сделать не позволит. Можно подумать, что передача короткого пакета с искажением из-за столкновения не такая уж большая беда, проблему может решить контроль доставки и повторная передача.Следует только учесть, что повторная передача в случае зарегистрированного интерфейсом столкновения осуществляется самим интерфейсом, а повторная передача в случае контроля доставки по отклику выполняется прикладным процессом, требуя ресурсов центрального процессора рабочей станции.Сопоставление эффективности использования канала для различных протоколов произвольного доступа произведено на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Сравнение эффективности канала для различных протоколов произвольного доступа и разных значений p
Протокол доступа CSMA может предполагать, что когда канал оказывается свободным, а рабочая станция готова начать передачу, реальная пересылка кадра в рамках заданного временного домена происходит с определенной вероятностью p. С вероятностью 1-р передача будет отложена до следующего временного домена. В следующем домене, если канал свободен с вероятностью р осуществится передача или будет отложена до следующего домена и так далее. Процесс продолжается до тех пор, пока кадр не будет передан. На рисунке эта вероятность р отмечена цифрами после аббревиатуры CSMA-. В случае Ethernet эта вероятность равна единице (CSMA-1), то есть рабочая станция безусловно начнет передачу, если она к этому готова, а канал свободен. Из рисунка видно, что чем меньше эта вероятность, тем выше эффективность (среднее время доступа к сетевой среде также увеличивается). Очевидно, что все разновидности протокола доступа CSMA эффективнее протокола ALOHA в обеих его разновидностях. Связано это с тем, что ни одна станция не начинает передачу, если обнаружит, что сетевая среда занята. Существует еще одна разновидность протокола CSMA (nonpersistent), в которой сетевой субъект при готовности анализирует состояние сетевой среды и, если канал занят, возобновляет попытку спустя псевдослучайный интервал времени, то есть ведет себя так, будто произошло столкновение. Такой алгоритм повышает эффективность использования канала при существенном возрастании усредненной задержки доступа.
Рассмотрим, как можно избежать проблем столкновений пакетов. Пусть к сетевому сегменту подключено N рабочих станций. После передачи любого пакета выделяется N временных интервалов. Каждой подключенной к сетевому сегменту машине ставится в соответствие один из этих интервалов длительностью L. Если машина имеет данные и готова начать передачу, она записывает в это интервал бит, равный 1. По завершении этих N интервалов, рабочие станции по очереди, определяемой номером приписанного интервала, передают свои пакеты (см. рис. 1.1, N=8).
Рис. 1.2. Схема реализации протокола доступа к сети bit-map
В примере на рисунке 1.2 сначала право передачи получают станции 0, 2 и 6, а в следующем цикле 2 и 5 (пересылаемые пакеты окрашены в серый цвет). Если рабочая станция захочет что-то передать, когда ее интервал (домен) уже прошел, ей придется ждать следующего цикла. По существу данный алгоритм является протоколом резервирования. Машина сообщает о своих намерениях до того, как начинает что-либо передавать. Чем больше ЭВМ подключено к сетевому сегменту, тем больше временных интервалов L должно быть зарезервировано и тем ниже эффективность сети. Понятно, что эффективность растет с ростом L.
Вариация данного алгоритма
доступа реализована в сетях
сбора данных реального времени
CAN (Controller Area Network - http://www.kvaser.se/can/
Базовыми характеристиками
алгоритмов доступа являются задержка
при малых загрузках и
{(k-1)/k}k-1
Для малого числа станций вероятность получить доступ к каналу относительно высока, но уже при k=3-5 вероятность приближается к асимптотическому значению 1/e.
Существует еще один относительно эффективный алгоритм доступа к каналу, называемый адаптивным протоколом перебора. Рассмотрим случай, когда в сетевом сегменте имеется 8 активных станций. На базе этих станций строится дерево (см. рис. 1.3).
Рис. 1.3. Алгоритм адаптивного обхода
Первая ниша доступа следует за очередной успешной передачей и соответствует узлу дерева 0 (на рис. 1.3 не показан). В этом узле всем станциям предоставлена возможность доступа. Если одна из них его получила, очень хорошо. Если же произошло столкновение, то в нише узла 1 до конкурса допускаются станции, связанные с узлом 2 (А, Б, В и Г). Если одна из них получила доступ, в нише, следующей за переданным кадром, будут соревноваться станции, связанные с узлом 3 (Д, Е, Ж и З). Если же на предшествующем этапе произошло столкновение, следующая попытка предоставляется станциям, связанным узлом 4 (А и Б) и т.д.. Если столкновение произошло в нише узла 0, то сначала исследуется все дерево, чтобы выявить все готовые к передаче станции. Каждая бит-ниша ассоциируется с определенным узлом дерева. Если происходит столкновение, поиск продолжается рекурсивно для правой и левой ветвей узла. Если бит-ниша пассивна (нет заявок на передачу), или если имеется только одна станция-претендент, поиск будет прерван, так как все станции-претенденты найдены. Существует достаточно большое число вариаций данного алгоритма доступа к сети.