Программное обеспечение ЭВМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Давно ушли в прошлое времена компьютеров первых поколений, когда аппаратные средства (часто называемые в нашей литературе жаргонным словом «железо» или американским термином «hardware») были главным предметом вожделения специалистов. В те времена, в 50–60-е годы, вопрос о программных средствах стоял так: если есть – хорошо, нет – сами напишем, только дайте ЭВМ. Сегодня, прежде всего в силу экономических обстоятельств, т.е. поменявшегося соотношения стоимости в диаде «аппаратные средства / программные средства» (последние часто зовутся «software»), и высокой стоимости разработки удовлетворяющих современным требованиям, но отсутствующих по той или иной причине программных средств, при приобретении компьютера чаще обращают внимание на наличие для него доступного (по факту и по цене) программного обеспечения.

Файлы: 1 файл

Программное обеспечение ЭВМ.doc

— 4.92 Мб (Скачать файл)

 

1.5. Семейство операционных систем WINDOWS для персональных IBM-совместимых компьютеров

Общие сведения

С переходом на персональные компьютеры с процессором Pentium и увеличенной оперативной памятью (не менее 8 Мбайт) исключительное распространение получили операционные системы семейства Windows и новый стиль работы с графическим интерфейсом. Идея графического интерфейса Windows заимствована компанией «Microsoft», долгое время специализировавшейся на операционных системах для персональных компьютеров IBM, у операционной системы для компьютеров Apple, в свою очередь, разработанную в лаборатории XEROX. Первоначальные версии Windows (3.1, 3.11) были выполнены как графические оболочки MS DOS, но, начиная с Windows 95, являются самостоятельными операционными системами, т.е. берут на себя как организацию интерфейса пользователя, так и управление ресурсами и процессами.

Принципиально важное свойство Windows – многозадачность (допускается одновременное выполнение нескольких процессов) и возможность обмена данными между работающими программами, в том числе на основе OLE-технологии. Важно понимать, однако, что многозадачность Windows не есть реальная параллельность в выполнении программ. На машине архитектуры фон Неймана, которой является IBM PC, истинная параллельность невозможна. Среда Windows создает квази-параллельность, разделяя время между приложениями малыми порциями и постоянно переходя от одного к другому.

Еще одна важная черта  ОС семейства Windows – стремление избавить пользователя (и даже системного администратора, устанавливающего программное обеспечение) от ряда операций, характерных для ОС прошлых поколений. Так, Windows в процессе инсталляции сама определяет устройства компьютера, стремиться выбрать оптимальную конфигурацию, режим стартовой загрузки, подбирает драйверы устройств.

 

Важно и то, что Windows использует единый пользовательский интерфейс  всех прикладных программ, проектируемый и программируемый на основе объектно-ориентированного подхода. Не случайно утвердилось понятие «программировать под Windows», т.е. ориентироваться на стандартный графический интерфейс.

Название Windows – «окна» – говорит  само за себя. В программистском  фольклоре ОС Windows называют «форточки». Пользовательский интерфейс этой операционной системы построен на основе графических окон, соответствующих запущенным приложениям и открытым документам, а также сообщениям системы. Пользователь может управлять окнами приложений, изменять их размеры, перемещать по экрану, открывать и закрывать по своему желанию.

ОС Windows ориентирована на работу с  помощью манипулятора «мышь». Все  операции в этой среде в высокой степени унифицированы, все программные средства имеют очень схожие интерфейсы и принципы управления, что значительно ускоряет освоение новых программных средств.

Первой версией рассматриваемой  операционной среды, получившей широкое  распространение, стала Windows 3.1 (ее наиболее популярные модификации –Windows 3.11, Windows for Workgroups 3.11).

 

 

Рис.2.4. Типичный вид среды Windows 3.1

 

При запуске Windows 3.1 пользователь видел на экране окно Program Manager – Диспетчера Программ (см. рис. 2.4), в котором имелись пиктограммы (условные схематические обозначения) программ; среди них были группы аксессуаров (accessories) и приложений (main), а также другие группы, такие как Microsoft Office. Группу можно было активизировать, указав ее пиктограмму курсором и дважды нажав левую кнопку мыши; при этом открывалось окно, содержащее пиктограммы для каждого программного средства, относящегося к группе. Необходимо отметить, что Windows 3.1 не была полноценной операционной системой, а являлась лишь оболочкой командной ОС MS-DOS.

В 1995 г. на смену операционной оболочке Windows 3.1 пришла операционная система Windows 95. Windows 95 - это высокопроизводительная, многозадачная и многопотоковая 32-разрядная операционная система (ОС) с графическим интерфейсом и расширенными сетевыми возможностями. По сути, она представляла интегрированную среду, обеспечивающую эффективный обмен текстовой, графической, звуковой и видеоинформацией между отдельными программами.

Windows 95 – первая полномасштабная  ОС семейства Windows (95/98/2000/XP/2003), которые от версии к версии совершенствуют и расширяют свои сервисные возможности, например, работу в локальных и глобальных сетях, мультимедиа-приложений и т.д.

Несмотря на некоторые  различия в пользовательском интерфейсе указанных ОС, общие закономерности в его реализации столь велики, что могут быть разъяснены на примере одного их них. Приведенное ниже описание базируется на одной их последних ОС Windows XP.

После загрузки Windows XP на экране появляется изображение, напоминающее рабочий стол. Так же, как на рабочем столе, на его модели (на экране) размещены ярлыки (пиктограммы) папок с документами, отдельных документов и программ. Одна из основных задач, поставленная разработчиками операционной системы, заключалась в обеспечении простоты, удобства, интуитивной очевидности пользовательского интерфейса. Интерфейс Windows XP спроектирован так, чтобы создать комфортные условия для пользователя и обеспечить объектно-ориентированную и документ-ориентированную работу. По сравнению с предыдущими версиями улучшилось оформление экрана: появились эффектные трехмерные интерфейсные элементы, изменилось оформление диалогового окна, окон приложений и документов. Однако имеется и возможность переключения интерфейса к классическому виду, более привычному пользователям Windows 95-2000. Удачно реализован многопользовательский режим работы с системой. Улучшенный пользовательский интерфейс, однотипность выполнения всех базовых операций призваны ускорить процесс освоения операционной системы.

Для обозначения  различных объектов, с которыми имеет  дело пользователь, в Windows используются графические символы. В Windows XP отдельные файлы объединяют в папки, которые являются аналогом каталогов, использовавшихся в ОС прошлых поколений. Так же, как в каталоге может находиться несколько каталогов более низкого уровня, папка может содержать несколько папок более низкого уровня.

Объекты Windows, в том числе папки и файлы  имеют определенные характеристики. Можно подобрать внешний вид значка, отображающего файл. Файлы имеют размеры, для них задаются атрибуты и т.п.

Значительное внимание уделено документ-ориентированной работе с тем, чтобы пользователь в первую очередь уделял внимание документам, а не прикладным программам (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью прикладной программы). Windows позволяет открыть любой документ, не запуская предварительно приложение, в котором оно создано.

Windows XP предоставляет удобные средства быстрого вызова программ, документов и папок с помощью меню пуска, вызываемого при нажатии на кнопку «Пуск» в правом нижнем углу экрана, или ярлыков на рабочем столе, позволяющих двойным щелчком открыть папку, документ, или приложение. Чтобы ускорить открытие часто используемых документов и запуск приложений, можно создать к ним сколько угодно значков быстрого вызова и разместить их на рабочем столе в одной или нескольких папках. Например, можно обеспечить быстрый вызов принтера, установив его значок на рабочей поверхности стола. В этом случае, чтобы распечатать файл будет достаточно перетащить мышью его значок на значок принтера. Двойной щелчок на ярлыке Блокнот на экране дисплея запустит текстовый процессор.

Основные объекты Windows XP

Папка

Группа файлов, объединенных по какому-либо критерию (аналог в NC – каталог).

Документ

Обычно изображаются на Рабочем столе как листочки бумаги с загнутыми уголками. Документ – любой файл, обрабатываемый с помощью приложений (программ). Документ может содержать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Ярлыки

Легко узнать по изогнутой стрелочке  в нижнем левом углу пиктограммы. Ярлыки представляют собой высокоэффективное средство ускоренного доступа к объектам. Ярлык можно «нацепить» на любой объект – файл, программу, сетевую папку, диск, значок и поместить в любой области интерфейса пользователя. Двойной щелчок по ярлыку открывает объект, с которым он связан.

Программы

 В отличие от других объектов  имеют каждая свое собственное «лицо» (пиктограмму).

Буфер

обмена 

Эффективное средство интеграции приложений. Его можно представить как некоторое динамическое пространство оперативной памяти для временного размещения данных обмена.

Для занесения информации в буфер  обмена и ее извлечения Windows имеет  в своих меню команды Копировать, Вырезать, Вставить.


 

Основными технологическими принципами Windows XP являются: Plug and Play, OLE, Drag and Drop, суть которых заключается в следующем.

Plug and Play (включи и работай). Данная технология ориентирована на автоматическое распознавание, установку и настройку любого типа устройств, включая мониторы, видеоплаты, принтеры, звуковые карты, модемы, приводы CD-ROM, различные контроллеры жестких дисков. Она позволяет упростить настройку и управление оборудованием, обеспечить надежную без сбоев их работу.

OLE – Object Link and Embedding (Связь и внедрение объектов). Объект OLE – произвольный элемент, созданный средствами какого-либо приложения Windows, который можно поместить (внедрить и (или) связать) в документ другого приложения Windows. При этом, внедрив в документ приложения некий объект, созданный в другом приложении, имеется возможность, редактировать этот объект средствами «родного» приложения.

Существуют два способа  реализации техники OLE.

Первый – через буфер обмена.

Алгоритм выполнения:

  • открыть приложение-источник и скопировать (или вырезать) фрагмент документа или весь документ в буфер обмена;
  • перейти в приложение-приемник, указать в текущем документе точку вставки;
  • выбрать команду Правка-Специальная вставка...;
  • в появившемся диалоговом окне выполнить в зависимости от требований пользователя и настройки системы одну из трех операций:

1) вставить содержимое буфера обмена в свой документ как часть этого документа;

2) внедрить содержимое буфера обмена в документ как объект OLE;

3) внедрить и связать документ, который находится в буфере обмена, с документом-приемником.

Второй - командой приложения Вставка-Объект…

Алгоритм выполнения:

  • указать в текущем документе (т. е. документе-приемнике) точку вставки;
  • выбрать команду Вставка-Объект...;
  • в появившемся диалоговом окне выбрать одну из вкладок, которые позволяют либо создать новый объект (и внедрить его), либо вставить в свой документ готовый объект-файл.

 Следует различать  понятия Внедрить и Связать.

При внедрении объект становится частью документа-приемника и теряет связь с исходным файлом (если таковой был). Внедренный объект можно редактировать средствами «отца» — OLE-источника, но внесенные изменения не отражаются на исходном файле (и наоборот, «автономные» изменения исходного файла не отражаются на внедренном объекте).

Связать с приемником можно только объект, который оформлен как файл-документ (т.е. зарегистрирован в файловой системе по точному адресу). При обновлении файла-документа средствами «отца» (OLE-источника) изменения отражаются и в документе-приемнике (либо автоматически, либо по указанию пользователя).

Drag and Drop – метод, используемый для копирования или перемещения выделенного фрагмента информации, значка, окна, объекта в другое положение. Например, если, выделив участок картинки «ножницами», указать на него курсором мыши, нажав левую или правую кнопку и удерживать ее, то можно «перетащить» участок на новое место. Если во время перетаскивания удерживать нажатой клавишу Ctrl, фрагмент будет копироваться на новое место. Кроме того, методом Drag-and-Drop можно изменять границы абзаца и страницы документа, ширину и высоту строк таблицы, составлять пользовательские панели инструментов и выполнять многие другие операции. Drag-and-Drop используется в технологии OLE, в информационных системах для физического и логического перемещения документов и т. д.

Интерфейс пользователя

После включения компьютера на экране монитора появляется Рабочий стол (рис. 2.5), как правило, содержащий некоторый фоновый рисунок - «обои»,

 

 

Рис. 2.5. «Рабочий стол» Windows

 

поверхность с расположенными на нем графическими объектами и панель задач, как правило, расположенная вдоль нижней границы экрана.

Основные элементы рабочего стола

Мой компьютер. С помощью этой папки пользователь имеет доступ ко всем папкам и файлам на компьютере, к дискам, различным устройствам и их настройке.

Корзина. Папка, используемая для удаления файлов или папок, их восстановления или после очистки корзины – уничтожения.

На рабочем столе  также могут находиться ярлыки различных  программ, документов и т.п. В соответствии со своим вкусом пользователь может  изменить состав значков, их внешний вид, расположение, форму, размеры и цвет. Для этих и других целей служит контекстное меню, которое вызывается щелчком правой клавиши мыши по выделенному объекту. Оно содержит набор команд возможных для выполнения в данный момент.

В левом нижнем углу панели задач располагается кнопка Пуск, щелчок по которой приводит к появлению Главного системного меню. В правом нижнем углу панели задач расположены Системные часы и Индикатор текущей раскладки клавиатуры.

Команды Главного системного меню позволяют выполнять различные операции: запустить программу, открыть документ, вызвать панель управления для настройки компьютера, произвести поиск файла или папки, получить справку и т.д.

Главное системное меню содержит следующие основные пункты:

  • Меню часто запускаемых программ. В этих строках обычно располагаются программы, которые пользуются наибольшим спросом, т.е. запускаются чаще других.
  • Все программы.
  • Мои документы, Недавние документы. Рисунки. Моя музыка. Мой компьютер. Второй пункт выводит на экран меню, состоящее из открываемых в последнее время документов.
  • Панель управления. Содержит в свою очередь подменю из большого числа пунктов, соответствующих средствам настройки системы: Администрирование, Дата и время, и т.п.
  • Администрирование, Сетевые подключения, Принтеры и факсы.
  • Справка и поддержка. Осуществляет допуск к справочной информации по работе с Windows. Справку можно получить в трех вариантах: по общему содержанию, по предметному указателю, по команде Поиск (поиск перечня разделов, где встречается интересующий термин).
  • Поиск. Осуществляет поиск файлов и папок, а также компьютеров в сети
  • Выполнить. Позволяет осуществить запуск программ по указанному пути.

Информация о работе Программное обеспечение ЭВМ