Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы: разработать программу проверки знаний для тестирования студентов по программированию с кодом на языке Delphi, для ввода и вывода данных использовать компоненты Delphi.
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
"Разработка программы с помощью языка программирования Delphi"
Цель работы: разработать программу проверки знаний для тестирования студентов по программированию с кодом на языке Delphi, для ввода и вывода данных использовать компоненты Delphi.
В первом разделе курсовой работы выполнен анализ технического задания, выделены функции, которыми должно обладать разрабатываемое приложение, а также сформулированы требования к нему, произведена постановка задачи на проектирование. Во втором разделе выполняется анализ задачи проектирования, анализируется вид исходных данных, в зависимости от чего проектируется визуальный интерфейс и приводится словесный алгоритм работы программы. В третьем разделе рассматриваются алгоритмы разработанных процедур и функций, а также приводятся их описания. К реализованной программе разработана инструкция пользователя, которая приведена в четвертом разделе.
программа алгоритм delphi знание студент тестирование
Введение
Данный курсовой проект был разработан в среде Delphi. Среди множества языков Pascal является наиболее универсальным и легко изучаемым языком. При этом его удобно использовать для создания сложных приложений, базами данных, приложения масштаба предприятия. Delphi так же прост в обучении, как и Visual Basic, но при этом средства языка программирования Pascal позволяет использовать все современные возможности объектно-ориентированного программирования.
Delphi – это среда
быстрой разработки, в которой
в качестве языка
Delphi прост и логичен.
Основные конструкции языка
Для выполнения данной курсовой
работы необходимо разработать алгоритм
решения поставленного задания,
правильно указав последовательное
выполнение соответствующих команд
для получения необходимых
Цель работы заключается в том, чтобы правильно составить алгоритм поставленной задачи по разработке программы тестирования студентов по программированию, разработать и отладить программу, реализующую разработанный алгоритм.
1. Анализ технического задания и постановка задачи проектирования
Согласно заданию необходимо разработать программу проверки знаний для тестирования студентов по программированию, по окончании тестирования выводить оценку.
Для удобства анализа результатов и ответов будет полезно отслеживать каждый из ответов тестируемого и сохранять лог ответов в текстовый файл на жестком диске.
Дадим определение понятиям, которые используются в данной работе. Определим следующие понятия: строка, файл, массив, запись.
Тип STRING (строка) в «Borland Delphi» широко используется для обработки текстов. Он во многом похож на одномерный массив символов ARRAY [0..N] OF CHAR, однако, в отличие от последнего, количество символов в строке–переменной может меняться от 0 до N, где N – максимальное количество символов в строке.
Под файлом понимается либо именованная область внешней памяти ПК (жесткого диска, гибкой дискеты, электронного «виртуального» диска), либо логическое устройство – потенциальный источник или приемник информации.
Запись представляет собой совокупность компонент различных типов.
«Borland Delphi» может использовать объекты, содержащее множество однотипных элементов, которые называются массивами. Массив – это формальное обледенение нескольких однотипных объектов (чисел, символов, строк и т.п.), рассматриваемое как единое целое. Для хранения содержимого типизированного файла и обработки удобно использовать массивы с элементами типа запись. Удобство массивов заключается в том, что можно обращаться к отдельному элементу массива по номеру. Дополнительное удобство привносят динамические массивы, отличительной особенностью которых является возможность динамического изменения размерности массива, то есть динамическое выделение или освобождение памяти под требуемое в данный момент количество элементов массива.
Поскольку данная программа является приложением Windows, то для ее реализации будем использовать стандартный подход при написании программ под Windows с использованием графического интерфейса. Так отдельно создадим форму с визуальными компонентами, для различных визуальных компонент сопоставляем процедуры – обработчики. Далее, как только происходит событие на каком-то из визуальных компонент, (щелчок мыши, нажатие на кнопку или пункт меню), операционная система посылает приложению соответствующее сообщение, и запускается соответствующий обработчик именно для этого события. Тогда решение задачи можно разбить на 3 этапа:
На первом этапе целесообразно выполнить разработку интерфейса таким образом, чтобы в начале тестирования учащийся вводил своё имя и фамилию, а также задавал шифр группы. Затем учащийся приступает к тестированию. По окончании тестирования выводится итоговая оценка, которая равна максимальной, если все ответы были правильными. Если имеются ошибки, то должен выводится балл, пропорциональный количеству правильных ответов. Также должен вестись протокол ответов, вводимых тестируемым и потом записываться на жесткий диск.
Для корректности тестирования
целесообразно предусмотреть
При выполнении второго этапа следует использовать модульный принцип построения программы, то есть разбить программу на отдельные части, каждая из которых выполняет какую-то законченную задачу, либо ее малую часть. Роль таких частей будут выполнять процедуры и функции. Программы, состоящие из процедур и функций, называются модульными.
Процедуры и функции в свою очередь могут вызывать процедуры и функции более низкого уровня и так далее. Таким образом, каждая модульная программа имеет иерархическую структуру. Следует заметить, что обработчики событий от объектов экранных форм тоже реализуются как процедуры.
На третьем этапе при отладке приложения обязательно должна анализироваться правильность работы на исходных тестовых образцах. На этом этапе нужно проверить соответствие разработанной программы исходному заданию, а также проверить ее на отсутствие ошибок.
Подытожив все вышесказанное, можно сформулировать требования к разрабатываемому программному обеспечению и выполнить постановку задания на проектирование.
Программа должна быть реализована
с графическим интерфейсом
– запрашивать фамилию, имя и группу учащегося;
– выводить поочередно вопросы из базы;
– принимать ответы учащегося;
– анализировать правильность ответов и рассчитывать итоговый балл пропорционально количеству правильных ответов;
– вести протоколирование ответов и записывать их в файле на жестком диске;
– по окончании тестирования выводить правильную оценку;
– предусмотреть перемешивание вопросов, чтобы при повторных запусках порядок следования вопросов был различным.
Последующие разделы
будут посвящены решению
2. Разработка экранных форм и алгоритма программы
В предыдущем разделе было сказано, что процесс решения поставленной задачи разбивается на 3 этапа, первый из которых заключается в построении интерфейса с пользователем на основе экранных форм и визуальных объектов проектирования.
По сформулированной
в предыдущем задании постановке
должна иметься возможность
Таблица 2.1 – Объекты экранной формы FormAvto
Имя |
Тип |
Назначение |
Label1 |
TLabel |
надпись «Задайте фамилию, инициалы и группу учащегося» |
Label2 |
TLabel |
надпись «Фамилия» |
Label3 |
TLabel |
надпись «Имя» |
Efam |
TEdit |
поле для вода фамилии учащегося |
EGroup |
TEdit |
поле для ввода группы учащегося |
BitBtnStart |
TBitBtn |
кнопка для начала теста с надписью «НАЧАТЬ» |
Для начала теста предусмотрена кнопка типа TBitBtn, который в отличие от обычных кнопок типа TButton позволяет задавать не только текст, но и изображение. В обработчике нажатия на эту кнопку должна выводиться форма с вопросами. Внешний вид спроектированной формы приведен на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Внешний вид формы FormAvto
Для вывода вопросов, ввода ответов пользователя предусмотрим отдельную форму FormTest. Список объектов, используемых в форме приведен в таблице 2.2, а внешний вид приведен на рисунке 2.2.
Таблица 2.2 – Объекты экранной формы FormTest
Имя |
Тип |
Назначение |
Label1 |
TLabel |
надпись «Текущий вопрос» |
LbNom |
TLabel |
надпись, в которой будет выводиться номер текущего вопроса |
StaticText1 |
TStaticText |
поле, в котором будет выводиться очередной вопрос |
RGroup1 |
TRadioGroup |
поля для вывода вариантов ответов и их указания студентом |
BitBtn1 |
TBitBtn |
кнопка «Принять ответ» для анализа ответа и перехода к следующему вопросу |
BNewTest |
TButton |
кнопка для закрытия формы тестов и перехода на форму авторизации (для новой попытки тестирования) |
При построении формы предполагалось, что база вопросов будет построєна таким образом, чтобы ответ предполагал выбор только одного из перечисленных четырех вариантов ответов. То есть, база не должна содержать вопросов с множественным выбором, либо вариантов без правильного ответа. Также не должно быть вопросов, требующих ввода ответа в текстовом виде (например, ответ вычисленной формулы или правильное написание ключевого слова).
Рисунок 2.2 – Внешний вид формы FormTest
Во избежание кратковременного завершения теста скроем системное меню окна, установив параметр формы FormTest. BorderIcons biSystemMenu равным false. Также в алгоритме следует предусмотреть, что в начале тестирования кнопка с надписью «Начать заново» должна быть невидимой, и должна появляться только после ответа на все вопросы и вывода итоговой оценки.
Анализируя все вышеизложенные предположения и разработанные формы, можем составить словесные алгоритмы приложения.
Анализируя требования к функциям разрабатываемого приложения под разработанные экранные формы и словесный алгоритм, можно выделить следующие программные модули:
Информация о работе Разработка программы с помощью языка программирования Delphi