Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:10, реферат
Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk.
Два змееподобных робота. Левый оснащен 64-мя приводами, правый десятью.
По типу управления роботехнические системы подразделяются на:
В развитии методов управления роботами огромное значение имеет развитие технической кибернетики и теории автоматического управления.
Робототехнические комплексы также
популярны в области
Существующие
6. Практическое применение робототехники
Как привлечь внимание ребят к проектированию, как сделать так , что бы дети занимались с удовольствием. Поэтому для применения тех знаний, которые они получают, организуют спортивные состязания роботов. Постепенно усложняя задания, ребята совершенствуют свои навыки и учатся новому. Ведь практика – это неотъемлемая часть. На пальцах мало чему можно научить, когда дети не видят результата.
Рассмотрим на простейших примерах применения знаний робототехники. Предлагается разработать алгоритм движения и построить робота на логике, без программирования, для соревнований – гонки по линии.
Есть многие, кто говорит что роботы на простых логических микросхемах это не роботы. Хотя если мы составим алгоритм движения и применим для его реализации протые логические микросхемы – это и будет программа, только жестко выполненная в виде микросхемных сборок. Ведь как говорят - первый ручной компьютер был абак, то есть простые счеты.
Первый робот который хочу предложить для рассмотрения, называется Дихотомический робот. Дихотомический робот специально разработан для прохождения трассы. Для определения положения трассы на роботе установлен всего один фототранзистор. Трасса регистрируется путём её пересечения, поэтому робот передвигается по траектории напоминающей зигзаги. Дихотомическим робот называется потому, что работает по простейшему алгоритму обработки сигнала: "1" и "0". С дихотомическим роботом можно проводить соревнования на скорость прохождения выбранной трассы. Алгоритм передвижения позволяет роботу проходить не только трассы, но и простые напечатанные лабиринты. Робот разработан и опробован совместно с сайтом http://www.servodroid.ru , на котором можно найти нашу страничку.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО
Для определения позиции линии робот снабжён одним фотоэлементом. Реакция робота на линию определяется путём её пересечения. Фотодатчик робота может зарегистрировать два положения на линии и вне её. Робот называется дихотомическим, потому что имеет бинарную реакцию на положение линии относительно фотодатчика. Иначе говоря, он или видит линию или не видит.
В качестве фотоэлемента определяющего положения линии установлен фототранзистор. Фототранзистор получает информацию о положении линии по отражённому инфракрасному излучению. Поэтому в конструкции робота предусмотрена регулировка интенсивности излучения подсветки трассы. Эта регулировка позволяет подстроить чувствительность фотоэлемента робота к лини трассы.
Установить оптимальную
Расположенные в передней части
робота индикаторные светодиоды позволяют
визуально контролировать реакцию
робота на линию и проводить его настройку.
В качестве источника питания используется
алкалиновая батарейка
Основные элементы и их функциональное
назначение показано на фото.3. Расшифровка
позиций даётся ниже.
КОМПОНЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ РОБОТА
1.Протекторы резиновые для
увеличения сцепления с
2.Колесо (ролик диаметром 12мм).
3.Моторы типа FF-030PK.
4.Разъёмы подключения моторов.
5.Крепёжные п-образные скобы из канцелярских
скрепок.
6.Боковые ограничители из канцелярских
кнопок.
7.Клипса-разъём подключения источника
питания.
8.Перемычка.
9.Выводы инфракрасного светодиода.
10.Светодиоды красного цвета свечения.
11.Выводы фототранзистора ФТ2К.
12.Регулировка яркости подсветки трассы.
13.Регулировка скорости передвижения
по трассе.
14.Выключатель питания с горизонтальной
установкой.
Примечание.1. Два светодиода красного
цвета свечения расположенные впереди,
используются для настройки реакции робота
на линию.
Примечание.2. На валы обоих моторов
необходимо надеть протекторы для нормального
сцепления с ведущими колёсами.
Примечание.3. Толщина стеклотекстолита
не должна быть более 1,5мм в противном
случае возникнут проблемы передачи усилия
с протектора на ведущее колесо.
ПРИНЦИП РАБОТЫ.
Электрическая схема
После включения питания выключателем
SA1 на микросхему поступит питание 3,3 вольта,
а через светодиод HL1 потечёт ток. Светодиод
HL1 будет излучать невидимое инфракрасное
излучение. Пока светодиод HL1 находится
над светлой поверхностью, ик-излучение
отразится и попадёт на рабочую поверхность
фототранзистора. Ток фототранзистора
VT1 увеличиться, что приведёт к смене на
выводе 1 элемента DD1.1 низкого логического
уровня на высокий. На выводе 2 этого же
элемента установится низкий логический
уровень, и диод VD3 окажется запертым. Одновременно
высокий логический уровень с вывода 4
элемента DD1.2 пройдёт через диод VD2 и переключит
триггер DD1.3,DD1.5 в единичное состояние
на выходе 10. Через резистор R8 потечёт
ток, и светодиод HL4 зажжётся. Одновременно
высокий уровень поступит на затвор полевого
транзистора VT4 и откроет его. Мотор М2
управляемый полевым транзистором включиться
и робот повернёт к чёрной линии с продвижением
вперёд.
В момент, когда ик-светодиод HL1 окажется
над чёрной линией отражённое от неё ик-излучение
перестанет отражаться (будет отражаться
не значительный процент). Ток через фототранзистор
VT1 уменьшится сопротивление его перехода
возрастёт, на выводе 1 элемента DD1.1 высокий
потенциал сменится низким. На выходе
2 элемента DD1.1 появится высокий логический
уровень, который пройдёт через диод VD3
и переключит триггер DD1.3,DD1.5 в противоположное
состояние. Диод VD2 будет заперт низким
логическим уровнем с выхода элемента
DD1.2. Теперь на выходе 10 триггера окажется
низкий логический уровень. Светодиод
HL4 погаснет, а транзистор VT4 закроется.
На выходе 6 напротив появиться высокий
логический уровень. Поэтому зажжётся
светодиод HL3 и откроется транзистор VT3.
Мотор M1 начинает работать, а робот будет
двигаться в сторону от чёрной линии. Светодиод
HL1 вновь окажется над светлой поверхностью
и весь процесс повториться.
Таким образом, положение линии определяется путём её пересечения. Во время движения робот постоянно пересекает границу чёрный-белый для определения положения трассы. Установить оптимальную скорость передвижения по линии можно с помощью шим-регулятора. Он выполнен на элементах DD1.4,DD1.6, диодах VD1,VD4 и резисторе R3. Подстроенным резистором R3 регулируют ширину импульсов на выходе 12 регулятора. ШИМ-сигнал поступает на затвор полевого транзистора VT5. Этот транзистор подключает отрицательный потенциал к истокам транзисторов VT3,VT4. Если ширина импульса на затворе транзистора VT5 увеличится, пропорционально возрастёт время, в течение которого открыты транзисторы VT3,VT4 и наоборот. Робот при этом будет передвигаться быстрее или медленнее в зависимости от положения подстроечного резистора R3.