Введение.
Что есть образование? Какое место
занимает оно в жизни общества
и истории человеческой?
Общеизвестно, что важнейшим фактором
экономического развития любого государства
является образование. Приоритет высшей
школы в образовательном процессе
объясняется тем, что сегодня, как
никогда раньше, наука и технология
определяют степень экономической
жизнеспособности государств в мировом
хозяйстве. К этому подталкивает
острейшая конкуренция на мировом
рынке, необходимость решения глобальных
проблем современности, среди которых
важнейшая - экологическая. Для движения
России по обще цивилизационному пути
развития, обеспечения ее национальных
интересов и национальной безопасности
решение насущных проблем образования
необходимо отнести к числу первоочередных.
В этой связи актуально не только принятие
национальной доктрины образования, но
и подкрепление ее финансовыми средствами
[4, с. 68—72].
Каждый человек, вступающий в жизнь,
проводит от десяти до двадцати лет
в учебных заведениях разного
типа и характера. В своем преобладающем
большинстве существующие ныне учебные
заведения продолжают сохранять
облик, сложившийся более или
менее окончательно к середине прошлого
века. При всем стремительном продвижении
современных технологий мы можем
констатировать, что никакой качественной
перемены в самом устроении школы
не произошло. Однако схожесть облика
не должна вводить в заблуждение.
Внутренне школа очень сильно
переменилась и далеко не всегда лучшим
образом.
При создании интерьеров школьных
зданий дизайнеры особое внимание уделяют
цветовому решению их помещений.
Основная установка здесь делается
на жизнерадостную палитру, впрочем, выбор
цвета того или иного элемента помещения,
конечно, напрямую зависит от его назначения.
Так, в классных комнатах пол делают однотонным,
а в рекреациях - полихромным, ярким и насыщенным
по цвету. При окраске стен учебных помещений
всегда очень важно учитывать психологическое
действие цвета на детей, а так же климатические
особенности. В северных районах стены
окрашивают в теплые тона, а в южных, наоборот,
в холодные. А еще при выборе цветовых
решений для классов дизайнеры особенно
строго следят за тем, чтобы они не выглядели
однообразно, особенно если эти кабинеты
выходят в одну рекреацию. От цветового
решения кабинетов логично перейти к их
обстановке. Вы сразу вспомнили неудобные
школьные стулья и парты с их изрезанными
крышками? К счастью, сегодня школьные
классы обставляют совершенно иначе. Важнейшим
требованием к мебели учебных помещений
считается не только ее удобство и эргономичность,
но такое конструктивное решение, которое
способствовало бы универсальному использованию
помещений, т. е. его трансформации. Именно
поэтому громоздкие малоподвижные парты
все чаще оказываются на помойках, а на
смену им приходят легкие и подвижные
столы и стулья, которые могут быть быстро
сдвинуты или сложены в пачки, а также
расставлены в любом порядке. Кроме того,
столы и стулья могут быть использованы
раздельно: например, стулья могут быть
вынесены в рекреационный зал во время
лекций или кинопросмотров.
Многое в школе, конечно,
зависит от финансирования. Все финансовые
затраты по ремонту осуществляются
за счет средств родителей. Поэтому
сумма, необходимая для него, не должна
быть очень высокой.
Я попыталась создать проект,
удовлетворяющий современным санитарно
- гигиеническим требованиям, учла мнение
педагога и учащихся класса. Зная, что
не каждый материал можно использовать
в ремонте, подобрала соответствующие
цвета для стен и потолка, материалы, краску.
Произвела все экономические расчеты.
Цель моей работы - создать проект
классной комнаты, учитывая требования,
используя свои идеи и современные компьютерные
программы.
Для осуществления поставленной
цели, важными считаю следующие задачи:
1. познакомиться с требованиями
СанПиН к кабинету географии;
2. произвести экономические
расчеты;
3. ознакомиться с возможностями
программы ArCon;
4. создать проект классной
комнаты, используя данную программу;
5. сделать выводы.
Объектом моего исследования будет
проектная деятельность, по созданию
интерьера.
Глава 1.Требования,
предъявляемые к кабинету географии
(лаборатория и лаборантское помещение)
1.1Санитарно-гигиенические
требования
- Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95 “ Естественное и искусственное освещение ”.
- Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
- В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
- Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней сторон) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
- Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) (“кососвет”). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в строну класса перед доской.
- Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске -500 лк.
- Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастный цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
- Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
- Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка – 0,7-0,8, пола – 0,3-0,5.
- Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градусов Цельсия, влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
- Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный объем воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями
- Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ [7, с. 26].
1.2Требования
к мебели
- Лаборатория и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.
Лаборатория должна иметь
мебель для:
-организации рабочего
места учителя;
-организации рабочих
мест учащихся;
-для рационального размещения
и хранения средств обучения;
для организации использования
аппаратуры.
- Конструкция мебели и приспособлений должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, соответствовать антропометрическим особенностям учителя и обучающихся, учитывать специфику их труда, требования эргономики.
- Для организации рабочего места учителя необходима мебель и приспособления, отвечающая особенностям оперативной деятельности учителя географии, в основе которой - работа у стенной карты, классной доски, демонстрация натуральных и объемных средств обучения, экранно-звуковых средств обучения.Мебель для организации рабочего места учителя включает демонстрационный стол (по ГОСТ 18607-93), верхняя плоскость которой может устанавливаться на необходимой высоте; рабочий стол со стулом, за которым учитель работает сидя, классную доску с приспособлением для закрепления карт, экран.
- .Мебель для организации рабочего места обучающихся включает двухместный стол на деревянной или металлической основе с горизонтальной рабочей поверхностью (по ГОСТ 11015-93) в комплекте со стульями с профилированными поясничными и пояснично-подлопаточными спинками (по ГОСТ 11016-93). Столы и стулья должны подбираться в соответствии с ростом обучающегося разных ростовых груш (N4,5,6).
- Для обеспечения сохранности учебного оборудования, возможности быстрого поиска необходимого средства обучения и возврате на место хранения после использования в кабинете должен быть комбинированный секционный шкаф, состоящий из различного количества секций в зависимости от площади кабинета (по ГОСТ 18666-95):- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 3-6 шт.;- верхняя (устанавливается на нижнюю)с остекленными дверками - 3-6 шт.;- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 3-6 шт [5, с. 237—238].
- Требования к оснащению кабинета географии аппаратурой и приспособлениями
- Для широкого использования экранно-звуковых средств обучения в кабинете необходим комплект проекционной аппаратуры.Для использования видеозаписей в кабинете должна быть видеоаппаратура.Для включения в урок географии звуковых фрагментов - записей музыки изучаемых стран, голосов животных и т.д. целесообразно иметь звуковую аппаратуру.Кабинет географии, как правило, должен располагать диапроектором универсальным, графопроектором. В совместном пользовании с другими кабинетами могут быть эпипроектор, телевизор, видеомагнитофон, электрофон или магнитофон.
- Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения должны быть не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.
- В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяют следующие зоны ее размещения:- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон) [2, с. 271].
- При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов учащихся должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов - не более 8,6 м.Высота нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.
- Требования к помещениям кабинета
- Для кабинета географии, если позволяет площадь, необходимо иметь два смежных помещения: лабораторию площадью из расчета 2,5 кв.м на обучающегося и лаборантское помещение площадью не менее 15 кв.м.
- Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.
- На передней стене лаборатории должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).
- На расстоянии не менее 1,0 м от классной доски (на подиуме) должен стоять демонстрационный стол.
- . Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади помещения и конструкции шкафа.
- Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций наглядного материала.
- В лаборатории должна быть предусмотрена тележка для проекционной аппаратуры.
- Лаборантское помещение предназначено для подготовки к занятиям, подбора карт, таблиц и для хранения учебного оборудования.
- Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
- Организация кабинета географии предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими Перечнями учебного оборудования по географии для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
- Допускается оснащать кабинет средствами обучения, изготовленными в порядке самооборудования учителем, обучающимися, родителями.
- В кабинете географии должен быть полный комплект учебных книг для курса географии по программе данного типа учебного заведения.
- В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для учителя, включающий методический журнал География в школе, специальную методическую литературу, программы обучения географии в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт по географии.
- В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
- В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера [13, с. 282].
- Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
- В состав рабочего места учителя входят специализированный демонстрационный стол, стол для учителя, классная доска, экран.
- Для кабинета географии демонстрационный стол должен быть высотой 900 мм с рабочей поверхностью 1200x750 мм (ГОСТ 18607-93).
- Стол для учителя должен быть высотой 750 мм с рабочей поверхностью 1200x600 мм и выдвижными ящиками, в которых могут располагаться картотеки наличия средств обучения, карточки подготовки учителя к уроку и т.д.
- Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Доска должна иметь магнитную поверхность.
- Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц.
- Для рациональной организации рабочего места обучающегося должны быть соблюдены следующие условия:- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ.- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).
- Для организации рабочих мест обучающихся предназначены двухместные столы разных ростовых групп с цветовой индикацией.
- Горизонтальная поверхность стола размером 1200x500 мм обеспечивает размещение учебника, атласа, тетради, принадлежностей для выполнения практических и самостоятельных работ, позволяет удобно расстави<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';