Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:21, реферат
Необходимо спроектировать систему, описывающую работу заправочной станции. Для этого рассмотрим заправочную станцию как многоканальную систему массового обслуживания с очередями. Заправочные колонки будут каналами обслуживания, приезжающие машины – заявками, место под машины – ограничением очереди.
Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский
государственный технический
Кафедра САПР и ПК.
Семестровая работа по теоретическим основам программирования
на тему:
«Заправочная станция как система
массового обслуживания»
Выполнил:
студент группы 3.2.с
Факультета Электронной и
вычислительной техники
Ефимов И.В.
Руководитель работы:
Шабалина О.А.
г. Волгоград 2011.
Необходимо спроектировать систему, описывающую работу заправочной станции. Для этого рассмотрим заправочную станцию как многоканальную систему массового обслуживания с очередями. Заправочные колонки будут каналами обслуживания, приезжающие машины – заявками, место под машины – ограничением очереди.
Будем считать, что поток заявок и поток обслуживания – пуассоновские, т.е. простейшие. Пусть поток заявок (машин) обладает интенсивностью λ, а поток обслуживания – интенсивностью μ, Количество каналов обслуживания (бензоколонок) – n, а количество мест в очереди – m.
nμ
nμ
nμ
nμ
nμ
nμ
(k+1)μ
kμ
2μ
μ
…
…
…
…
λ
λ
λ
λ
λ
λ
λ
λ
λ
λ
Sk
Sn
Sn+1
Sn+r
Sn+m
S1
S0
Что бы описать систему нужно составить дифференциальные уравнения Колмогорова. Поскольку все потоки в системе пуассоновские можно использовать теорию Марковских цепей. Составим размеченный граф состояний системы.
рис. 1. Схема гибели и размножения
Состояния системы пронумерованы по числу заявок, находящихся в системе:
S0 – в системе нет заявок;
S1 – один канал занят обслуживанием одной заявки, очередь отсутствует;
Sk – k каналов заняты обслуживанием k заявок, очередь отсутствует;
Sn – все n каналов заняты обслуживанием n заявок, очередь отсутствует;
Sn+1 – все n каналов заняты обслуживанием n заявок, одна заявка в очереди;
Sn+r – все n каналов заняты обслуживанием n заявок, r заявок в очереди;
Sn+m
– все n каналов заняты обслуживанием
n заявок, все места в очереди заняты.
Теперь составим систему уравнений Колмогорова:
Начальные условия состояния системы:
Для программной реализации конкретизируем модель. Пусть у нас будет 4 канала обслуживания, 3 места в очереди. Интенсивность потока заявок 2 минуты, распределенных экспоненциально. Интенсивность потока обслуживания 10±2 минуты. Смоделируем работу этой системы на 24 часа.
Код программы на GPSS World:
simulate
; Генерируем поток заявок
10 generate (exponential(1,0,2))
; Проверяем очередь
20 test LE q1,3,exit1
40 queue 1
; Распределяем заявки по каналам
50 transfer ALL,CHAN1,CHAN4,3
; 1ый канал
100 chan1 SEIZE zet1
110 assign 1,zet1
120 transfer ,come
; 2ой канал
200 chan2 SEIZE zet2
210 assign 1,zet2
220 transfer ,come
; 3ий канал
300 chan3 SEIZE zet3
310 assign 1,zet3
320 transfer ,come
; 4ый канал
400 chan4 SEIZE zet4
410 assign 1,zet4
510 come DEPART 1
; обработка заявки и освобождение канала
520 advance 10,2
530 release p1
550 work terminate 1
; Выход для заявок не попавших в очередь
560 exit1 terminate
; Таймер
900 generate 1440
910 terminate 1
START 1
Отчет программы GPSS World:
START TIME END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES
0.000 1440.000 22 4
LABEL LOC BLOCK TYPE ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY
EXIT1 20 TERMINATE 190 0 0
EXIT1 показывает количество заявок не вошедших в очередь
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY
ZET1 144 0.991 9.906 1 756 0 0 4 0
ZET2 143 0.990 9.966 1 760 0 0 4 0
ZET3 142 0.979 9.923 1 759 0 0 4 0
ZET4 144 0.979 9.787 1 758 0 0 4 0
В этой таблице можно увидеть занятость каналов
QUEUE MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY
1 4 4 577 38 2.409 6.012 6.436 0
Таблица заявок в очереди + заявка на обслуживании.
Из отчета видно, что при текущих параметрах системы около 20% заявок не были обслужены, следовательно было бы уместно добавить еще один канал обслуживания (бензоколонку) или ускорить обслуживание на имеющихся.
Информация о работе Заправочная станция как система массового обслуживания