Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Юридические лица являются основными и наиболее распространенными субъектами экономических отношений, их существование - одно из основных условий развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию, поэтому законодательные преобразования, связанные с изменением правового положения юридического лица, вызывают всегда широкую проблематику в юридической среде.

Файлы: 1 файл

юр.лиц.docx

— 68.34 Кб (Скачать файл)

Не являются самостоятельной  организационно-правовой формой дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК РФ). Следует отметить, что  дочерним, зависимым и преобладающим (участвующим) может быть только хозяйственное  общество, а материнским (основным) как хозяйственное общество, так  и хозяйственное товарищество.

Подлежат разграничению  понятия дочернего общества и  дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ). Оба они относятся к коммерческим организациям. Но дочернее общество является хозяйственным обществом, собственником  принадлежащего ему имущества, действующим  в любом секторе экономики, а  дочернее предприятие – унитарным  предприятием-несобственником, созданным другим унитарным предприятием-несобственником, и функционирует только в рамках государственной или муниципальной собственности.

Второй группой организационно-правовых форм юридических лиц являются кооперативы. Кооператив – добровольное объединение  лиц на основе членства для совместного  достижения определенных целей на основе объединения его членами (участниками) имущественных паевых взносов, на которые  после их передачи кооперативу право  собственности возникает у самого кооператива, а его участники  приобретают права требования, которые  можно осуществить при наличии  установленных законом условий.

Гражданский кодекс выделяет производственные кооперативы как  коммерческие юридические лица и  потребительские – как некоммерческие. Производственный кооператив – добровольное объединение граждан (а в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, – и юридических лиц), созданное ими на основе членства для ведения совместной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии и объединении имущественных паевых взносов, причем члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в предусмотренных законодательством и уставом размерах и порядке.

Сам кооператив построен на принципе членства. Он подпадает под  классификацию объединения лиц  – объединения капиталов, относясь к объединениям лиц. Однако ни паевой взнос, ни его размер не влияют на правовое положение членов кооператива. В  управлении кооперативом (при принятии решений общим собранием) каждый член кооператива имеет только один голос (п. 4 ст. 110 ГК РФ). Прибыль кооператива  распределяется между его членами, как правило, в соответствии с  их трудовым участием, а не в зависимости  от размера пая или количества паев, как в хозяйственных обществах  и товариществах. По тому же принципу распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и  удовлетворения требований его кредиторов (п. 4 ст. 109 ГК РФ).

Члены кооператива несут  по его долгам дополнительную ответственность, а обращение взыскания на пай  по их собственным долгам допускается  только при недостатке иного имущества  должника для покрытия долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом  кооператива, так как пай –  не доля в имуществе кооператива  и не его часть, а лишь право  требования, которое в данном случае переходит к кредитору с правами  на прочее имущество должника.

В п. 1 ст. 107 ГК РФ предусмотрена  возможность участия в производственных кооперативах, не носящего личного  трудового характера. Очевидно, речь идет только об имущественном участии. Для таких финансовых участников законом и уставом должен быть предусмотрен особый порядок участия  в прибыли кооператива, в ликвидационной квоте и т.д., отличный от принципа трудового участия. Однако за последним  должен сохраняться приоритет, иначе  это будет противоречить самой  природе кооператива.

Потребительский кооператив в отличие от производственного  является некоммерческим юридическим  лицом, объединяет как физических, так  и юридических лиц, не требует обязательного личного участия членов в общих делах, не имеет законодательно определенного нижнего предела для количества членов (в производственных ). Его имущество также принадлежит на праве собственности ему самому, но члены жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных или иных потребительских кооперативов, а также другие лица, имеющие права на паенакопления, при условии полного внесения паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставляемое этим лицам кооперативами, приобретают на данное имущество право собственности (п. 4 ст. 218 ГК РФ). Одновременно кооператив утрачивает на него право собственности.

Так как, по общему правилу, потребительский кооператив не получает доходов от своей деятельности, то в случае образования убытков  обязанность их покрытия (в течение  трех месяцев после утверждения  ежегодного баланса) ложится на членов кооператива и должна быть выполнена  путем дополнительных взносов. Ответственность  членов потребительского кооператива  по его обязательствам ограничена пределами  невнесенной части дополнительного  взноса каждого из членов кооператива  и носит субсидиарный характер. Члены  кооператива несут ее солидарно (п. 4 ст. 116 ГК).

Правовой статус кооперативов конкретизируется в специальном  законодательстве.

Третьей крупной группой  организационно-правовых форм являются государственные и муниципальные  предприятия и финансируемые  собственником учреждения. Ее составляют юридические лица – несобственники. Унитарные предприятия являются коммерческими организациями и действуют только в рамках государственной и муниципальной собственности.

Итак, обособление организационно-правовых форм юридических лиц основано одновременно на нескольких критериях в различных  их сочетаниях. Наиболее стройной и  относительно законченной представляется по современному гражданскому законодательству система организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Она построена на сочетании трех основных критериев (признаков).

Юридическое лицо имеет ряд  присущих ему свойств, каждое из которых  необходимо, а все они вместе –  достаточны для того, чтобы организация  могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы: организационное  единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов  управления, составляющих структуру  организации, а также в четкой регламентации отношений между  ее участниками.

Юридические лица создаются  по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах  всех участников имущественного оборота  контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических  лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных  обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных  организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий  и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные  вклады, хотя и не принимающие затем  непосредственного участия в  их деятельности (учредители фондов).

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью  деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением такие организации, обладают общей (универсальной) правоспособностью. Такие  юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные  законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается  законом, юридическое лицо может  осуществлять только на основании разрешения (лицензии). Это противоречит положению ГК РФ о том, что данный перечень должен устанавливаться законом, но до настоящего времени такой закон не принят.

Одним из обязательных признаков  юридического лица является наличие  обособленного имущества и самостоятельная  ответственность по своим обязательствам этим имуществом. Все юридические  лица принято разделять на тех, которые  обладают правом собственности на обособленное имущество и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество. Общество с ограниченной ответственностью с момента регистрации  приобретает право собственности  на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. Общество несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) общества с ограниченной ответственностью по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Устав общества является своеобразной Конституцией.

Для отдельных видов юридических  лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и  различий юридических лиц можно  классифицировать все их множество  по различным критериям.

 

 

 

 

 

3 Государственная регистрация юридических лиц и

порядок и особенности прекращения

3.1 Государственная регистрация юридических лиц 

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в  уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом  о государственной регистрации  юридических лиц. 

Данные государственной  регистрации включаются в единый государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления.  Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. 

Юридическое лицо обязано  возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления  или представления недостоверных  данных о нем в единый государственный  реестр юридических лиц. 

До государственной регистрации  юридического лица, изменений его  устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. 

 В случаях и в  порядке, которые предусмотрены  законом о государственной регистрации  юридических лиц, уполномоченный  государственный орган обязан  заблаговременно сообщить заинтересованным  лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц. 

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный  орган возражения относительно предстоящей  государственной регистрации изменений  устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный  реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной  регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть  эти возражения и принять соответствующее  решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом  о государственной регистрации  юридических лиц.[14] 

 Отказ в государственной  регистрации юридического лица, а также во включении данных  о нем в единый государственный  реестр юридических лиц допускается  только в случаях, предусмотренных  законом о государственной регистрации  юридических лиц. 

Отказ в государственной  регистрации юридического лица и  уклонение от такой регистрации  могут быть оспорены в суде. 

Государственная регистрация  юридического лица может быть признана судом недействительной в связи  с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. 

Включение в единый государственный  реестр юридических лиц данных о  юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона. 

Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации  юридического лица, уклонением от государственной  регистрации, включением в единый государственный  реестр юридических лиц недостоверных  данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной  регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

 Юридическое лицо считается  созданным, а данные о юридическом  лице считаются включенными в  единый государственный реестр  юридических лиц со дня внесения  соответствующей записи в этот  реестр.

3.2 Реорганизация юридического лица

 

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.[12]

В случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или  выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц  осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или  по решению суда.

Информация о работе Юридические лица