Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:37, контрольная работа
Составьте программу для ПЭВМ или микрокалькулятора и рассчитайте собственные (резонансные) частоты помещений с линейными размерами 2,5; 2,5; 2,5 м, а также 6; 5 и 3 м в диапазоне 20-200 Гц. Какое помещение и почему вы считаете лучшим в акустическом отношении? Можно ли какими-либо способами улучшить акустические свойства небольших помещений?
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Московский технический
Кафедра радиовещания и электроакустики
Контрольная работа по курсу
ЭЛЕКТРОАКУСТИКА И ЗВУКОВОЕ ВЕЩАНИЕ.
Факультет: |
РС |
Группа: |
РС0552 |
Дата возвращения КР в ЦОКР: | |||
Курс: |
5 |
Шифр: |
3РС05161 |
||||
Ботвин Д.В. |
Вар.: |
61 |
Оценка: |
||||
Контрольная работа по дисциплине: |
Преподаватель: |
||||||
«Электроакустика и звуковое вещание» |
начало сессии: |
29.03.10г. |
Москва 2010г.
Вопрос 11.
Составьте программу для ПЭВМ или
микрокалькулятора и
Ответ.
Помещение представляет собой замкнутый воздушный объем. Являясь колебательной системой с распределёнными параметрами, он существенно влияет на временную структуру сигнала источника звука, ощутимо изменяя окраску звучания. Воздух, заполняющий помещение, имеет определённую упругость и массу, оказывает сопротивление распространяющейся в нём звуковой волне. При воздействии сигнала, излучаемого источником звука, в воздушном объеме помещения возбуждаются собственные колебания. Спектр частот достаточно просто рассчитать лишь для помещений простых геометрических форм. Для помещения прямоугольной формы длиной l, шириной b и высотой h собственные частоты определяются:
, где g, q, r – целые числа, каждой тройке их соответствует одна из собственных частот помещения. Скорость звука 340м\с.
Программа на микрокалькуляторе «Электроника МК 61»
|
00 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
00 |
П→Х0 |
П→Х3 |
∕ |
F(X)2 |
Х→П4 |
П→Х1 |
П→Х3 |
∕ |
F(X)2 |
Х→П5 |
10 |
П→Х2 |
П→Х3 |
∕ |
F(X)2 |
П→Х4 |
+ |
П→Х5 |
+ |
F√ |
3 |
20 |
4 |
0 |
* |
2 |
∕ |
СП |
F АВТ
* → П 0
* → П 1
* → П 2
Собственные частоты помещения с размерами 2,5 м; 2,5 м; 2,5 м:
68 Гц, 96 Гц, 118 Гц, 136 Гц, 152 Гц, 167 Гц, 192 Гц.
Собственные частоты помещения с размерами 6 м; 5 м; 3 м:
28 Гц; 34 Гц; 44 Гц; 57 Гц; 63 Гц; 66 Гц; 68 Гц; 72 Гц; 74 Гц; 80 Гц; 85 Гц; 87 Гц; 88 Гц;
93 Гц; 102 Гц; 105 Гц; 113 Гц; 117 Гц; 118 Гц; 122 Гц; 123 Гц; 127 Гц; 132 Гц; 135 Гц;
142 Гц; 144 Гц; 170 Гц; 175 Гц; 179 Гц; 183 Гц; 185 Гц; 190 Гц; 193 Гц; 198 Гц.
С позиции волновой теории объясняются различные акустические недостатки, в том числе неудовлетворительное звучание в помещениях, пропорции которых сильно отличаются от “золотого сечения” – кубической формы или сильно вытянутых в одном направлении. Исходя из этого лучшим помещением в акустическом отношении будет, помещение с линейными размерами 2,5 2,5 2,5.
Для помещений небольшого размера плотность резонансных частот, особенно на низких частотах, невелико, интервалы между ними составляю несколько герц и более. Поэтому спектр отзвука в таких помещениях заметно отличается от спектра возбуждающего сигнала.
Для достижения лучших
Вопрос 41.
Какую систему звукоусиления вы выберете для звукоусиления в зале:а) при прослушивании речи, б) при воспроизведении музыки?
Ответ:
В зависимости от расположения громкоговорителей по отношению к озвучиваемой площади системы звукоусиления подразделяются на сосредоточенные, зональные и распределённые.
Система звукоусиления отличается тем, что электроакустические преобразователи – микрофон и громкоговорители оказываются в общем звуковом поле. Это может повлечь возникновение акустической обратной связи ввиду воздействия звуков излучаемых громкоговорителями на микрофон.
Для
звукоусиления речи одно из
лучших средств против
Для звукоусиления в зале при воспроизведении музыки я выберу сосредоточенную систему. В ней звук к слушателю приходит как бы из одной точки пространства – из громкоговорителей над сценой или по бокам её. Сосредоточенные системы обеспечивают наилучшее соответствие зрительного и звукового образов и широко используются при стереофоническом звукоусилении.
Требования к акустическим свойствам помещения определяются характером акустического сигнала. Оптимальное время реверберации в больших залах для речевого сигнала 0,5…0,7 с, для музыки 1,3…2,1 с. Поэтому в залах оптимальные акустические условия для различных сигналов создаются специальной системой звукоусиления, которая с помощью устройств искусственной реверберации позволяет оперативно изменять время реверберации. Такие системы называются амбиофоническими. В залах многоцелевого назначения амбиофонические и стереофонические системы звукоусиления работают совместно. Такая система подойдёт для обоих наших случаев.
Вопрос 61.
Почему дельта-модуляцию, несмотря на сравнительную простоту реализации, используют преимущественно в устройствах вещательных аппаратных, а не в каналах передачи сигналов ЗЧ.
Ответ:
В процессе дельта-модуляции кодируется не квантованные значения аналогового сигнала (как при ИКМ), а знак приращения данного отсчета относительно предыдущего. Информация о знаке передается с помощью 2-х уровневого одноразрядового кода. В этом случае непрерывный сигнал заменяется ступенчатой функцией, которая приблизительно совпадает с характером изменения преобразуемого сигнала.
Процесс передачи при использовании
дельта-модуляции организован
У метода дельта-модуляции
есть два параметра: величина
шага δ и частота замеров
или шаг квантования. Выбор
шага δ – это баланс между
ошибкой квантования и ошибкой
перегрузки по крутизне. Когда
исходный сигнал изменяется
Положение можно улучшить, увеличив частоту замеров, но это увеличит битовую скорость на линии.
При одинаковом качестве передачи сигналов ЗВ дельта-модуляция в сравнении с ИКМ требует большей полосы частот. Такое различие происходит, во-первых, из-за свойственного аналого-цифровому преобразованию шума квантования, определяемого различием формы входного аналогового сигнала и сигнала, восстановленного при демодуляции. Во-вторых, из-за наличия при дельта-модуляции специфических искажений, называемых искажениями перегрузок по крутизне.
Для сравнения при ИКМ увеличение числа разрядов на единицу приводит к улучшению отношения сигнал-шум на 6 дБ. А, переход, допустим, от14 разрядов кодирования к 15 означает рост скорости передачи всего на 7 %. Это является особенностью ИКМ, так как ни один другой метод аналого-цифрового преобразования не позволяет так заметно улучшать помехозащищенность за счёт небольшого увеличения скорости передачи.
Вопрос 91.
В чём различие понятий: динамический диапазон сигнала, пропускаемого трактом (аппаратурой), и отношение сигнал/помеха? На сколько децибел (примерно) должны различаться их значения для трактов высшего класса качества?
Ответ:
В акустике под динамическим диапазоном понимают два разных понятия: динамический диапазон сигнала Dс и динамический диапазон канала передачи Dк (тракта). Если первый определяется как отношение максимального давления к минимальному, характеризующее данный звуковой процесс. То второй зависит как от шумов в тракте, так и от номинального напряжения:
Здесь Uном – номинальное напряжение; Uш-напряжение шума, измеренное псофометром (значения Uном и Uш должны быть приведены либо к входу, либо к выходу канала передачи); - уровень перекрытия помех шумов, дБ (обычно около 20 дБ); - допуск на перегрузку (обычно 3,,,6 дБ).
Первый член выражения, называется в соответствии с терминологией ОИРТ отношением сигнал/помеха. Он определяет предельно возможные границы динамического диапазона..
Передача СЗВ по каналу звукового вещания без искажений возможна, если Dс < Dк. Так как для реальных акустических сигналов это условие в ряде случаев не выполняется, то необходима предварительная обработка СЗВ, заключающаяся в сокращении его динамического диапазона. Он в каналах и трактах звукового вещания не превышает 40 дБ.
Уровень шума относительно номинального уровня для аппаратуры высшего класса качества равен 67 дБ. Таким образом, различия в их значениях примерно 25…30 дБ.
Список используемой литературы.
1. Методические указания и задания на контрольную работу по дисциплине «Радиовещание и электроакустика». Для студентов 5 курса.
Составитель: Ефимов А.П., М.: МТУСИ 2009г.
2. Радиовещание и
3.Акустика: Справочник / Под ред. М. А. Сапожкова.- М.:Радио и связь, 1989.
Информация о работе Контрольная работа по "Электроакустика и звуковое вещание"