Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:57, реферат
Под радиотехникой понимается наука, которая связана с генерированием, приемом и передачей радиоволн и электромагнитных колебаний. Радиоэлектронные средства – это изделия и все его составные части, в основу их функционирования заложены принципы работы радиотехники и электроники. Радиоэлектроника считается более широким понятием, в которое включены автоматизированная вычислительная техника, расширение диапазона частот.
Электроника это наука, которая связана с изучением взаимодействия электронов с электромагнитным полем. Сюда относятся такие приборы, как вантовые, полупроводниковые, электрические, опто-электрические и другие.
Состояние работ по обеспечению качества в РЭК было подробно рассмотрено на состоявшейся год назад в Омске конференции*, а также на Всероссийской конференции по качеству ВВТ, прошедшей в феврале 2005 г. в Ростове. На сегодня большинство мероприятий, предусмотренных согласованным с МО РФ планом работ по реализации решений Омской конференции, выполнены. Заложена организационная структура работ - выпущены приказы Роспрома, определившие головные организации отрасли в области технического регулирования (ФГУП "Промтехаэро", ОАО "РНИИ "Электронстандарт", ОАО "ВНИИ "Эталон", ЗАО "Радиостандарт - ЦНИИРЭС"). Назначена головная организация отрасли по метрологии - Нижегородский НИИПИ "Кварц". Совместно с МО принято решение о порядке сбора информации о качестве ЭКБ и РЭА, создана межведомственная рабочая группа по проблемам качества и
надежности ЭКБ и РЭА с участием представителей МО, Роскосмоса и Рособоронэкспорта. Создан Совет главных контролеров отрасли, в который вошли, по представлению предприятий, наиболее квалифицированные специалисты, много лет отдавшие делу обеспечения качества. Представители УРЭП и СУ делегированы в составы экспертных групп по проведению технической экспертизы проектов технических регламентов, профильных РЭП. В рамках реализации Омского плана совместно с Омским правительством предусмотрено создание в Омске регионального центра ИПИ-технологий, который будет содействовать внедрению современных электронных технологий на предприятиях региона. К аналогичным работам приступает Воронежская область. Видимо, такой крупный промышленный регион, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, также нуждается в создании своего регионального Центра. Совместно с Администрацией города эта проблема может быть решена. Номенклатура экспортируемых товаров достаточно широка и включает 36 групп изделий. В их числе: аппаратура связи; оружие, боеприпасы и их комплектующие, зенитно-ракетные и авиационные системы и оборудование; интегральные микросхемы; контрольно-измерительные приборы и аппаратура; коммутационные изделия (прерыватели, разъединители, переключатели).
Наиболее крупные поставки ВВТ в 2004 году на счету:
• ФГУП "НПО "Алмаз" - элементы ЗРС С 300 - ПМУ1 в Китай;
• ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" - БРЛС-"Копье 21" в Индию;
• ФГУП "РКБ "Глобус" - комплекс подготовки авиасредств ОКА-Э1 в Китай, Мьянму, Индию;
• ОАО "НПК "НИИДАР" - береговой загоризонтный радиолокатор поверхностной волны
Главные субъекты радиоэлектронной промышленности и их перспективы
Сектор военной и специальной электроники способен обеспечить стабильную загрузку современного микроэлектронного производства (ориентировочно на 30%). Его особенности:
• широкая номенклатура (свыше 25 тыс. типономиналов);
• повышенные эксплуатационные требования (температура, влажность, устойчивость к механическим воздействиям, радиационная стойкость, повышенная надежность и т.п.);
• относительно небольшие серии, но длительный жизненный цикл изделий (необходимо воспроизводить в течение 10-15 лет).
Катализатором промышленного подъема микроэлектроники может стать проект "Электронный паспорт". Это гарантированный, массовый, однотипный, долгосрочный продукт - именно такой, который и нужен для рентабельного микроэлектронного производства. Технология изготовления чипов для электронного паспорта подойдет и для создания других электронных документов и идентификационных меток (например, денежных купюр, в системах учета движения грузов), что значительно расширит данный сегмент рынка ЭКБ. Достаточно отметить, что аналогичный сектор рынка ЭКБ был основным при создании электронной промышленности Китая. Россия - владелец Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, наряду с США (GPS) и Европой (Galileo). Однако реально эффективной она станет только при выпуске широкого ряда навигационных приборов для конечных потребителей. Для электронных производств это означает массовый, гарантированный, долгосрочный заказ. В соответствии с планами, до 2015 года предусмотрен переход на цифровой стандарт телевизионного вещания. Оценки показывают, что объем рынка аппаратуры цифрового телевидения до 2015 года составит около 700 млрд. руб. (оборудование для эфирного, спутникового, кабельного телевещания). Только емкость рынка телевизоров и приставок составляет порядка 80 млн. шт. Безусловно, в этом сегменте развернется серьезная конкуренция с ведущими мировыми производителями. Но не использовать его для развития ЭКБ экономически недопустимо.
Другие сегменты рынка потребителей ЭКБ - это автомобильная и промышленная электроника, электроника для реализации национальных проектов, энергетическое оборудование, связь, системы безопасности, бытовая техника, торговое оборудование и т.д. Они также могут существенно увеличить загрузку развиваемого производства ЭКБ.
Для российских инвесторов наиболее перспективны (и относительно быстроокупаемы) два направления в развитии гражданской микроэлектроники.
Это массовый выпуск чиповых карт и идентификационных документов на их основе (частный случай - электронный паспорт), а также силовая электроника. Общий объем поставок на российский рынок ЭКБ силовой электроники оценивается в 150-200 млн. долл. в год. Из них до 95% приходится на импортные изделия. Серьезно расширить спрос на силовую электронику можно, внедрив меры технического регулирования в рамках программы "Энергосберегающая экономика". К примеру, если подключить к двигателю частотный регулятор, осуществляющий мягкий пуск, мягкую остановку и тонкое управление режимами, энергопотребление двигателей снизится примерно в полтора раза.
Государство могло бы поддержать развитие силовой электроники и в рамах национального проекта "Доступное жилье". Для этого достаточно прописать в нем положение, согласно которому государственные инвестиции возможны только в проекты, предусматривающие применение энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого фонда. Энергетика, железнодорожный транспорт, ЖКХ - сфера ответственности государственных компаний или акционерных обществ со значительным государственным участием. Поэтому возможно ускоренное формирование спроса именно на российскую силовую электронику.
Затраты на создание современного производства силовой электроники составляют порядка 150 млн. долл. При указанном объеме рынка и получении заказа от государственных компаний инвестиции в такое производство станут экономически эффективными.
Государственное содействие расширению спроса во всех перечисленных сегментах рынка стимулирует привлечение серьезных частных инвестиций, необходимых для создания в России собственной фабрики по производству современных сверхбольших интегральных схем (СБИС). Наличие такой фабрики не только откроет совершенно новые возможности для производства микроэлектроники и развития современной промышленности, но и создаст абсолютно новую культуру производства, своеобразный интеллектуальный центр притяжения всех высоких технологий, главная стратегическая задача радиоэлектронной промышленности - придание развитию отрасли инновационного характера, обеспечение интенсивной реконструкции и модернизации производства, разработку, освоение и выпуск наукоемкой конкурентоспособной радиоэлектронной продукции для наполнения отечественного рынка. Основой инновационного пути развития является необходимость качественных преобразований во всех видах деятельности радиоэлектронных предприятий, как научной сферы при получении знаний, так и при материализации этих знаний. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, к приоритетным задачам военного обеспечения относятся "разработка и производство унифицированных высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения". По сути, речь идет о номенклатуре спецтехники, которую производит радиоэлектронный комплекс (РЭК), а именно:
• системы связи и автоматизированные системы боевого управления;
• системы радиоэлектронной разведки (РЭР);
• системы и средства противовоздушной обороны;
• системы и средства ракетно-космической обороны;
• системы и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
• системы и средства государственного опознавания, управления воздушным движением, радионавигации и единого времени;
• обеспечивающие системы и средства (специальная вычислительная техника, шифротехника, радиоизмерительная техника, авионика)
Жизненный цикл отросли
Прежде всего, несмотря на определенные изменения в отрасли за последние 10-12 лет, радиоэлектронная промышленность ОПК сохраняет структурный принцип "натурального хозяйства", во многом заложенный в период "мобилизационной экономики". До сих пор в состав большинства предприятий помимо основных производств входят вспомогательные цеха и участки -инструментальные, ремонтные, гальванические, обрабатывающие, заготовительные и т.п., многочисленные обеспечивающие структуры. Подобный способ организации производства хотя и укрепляет независимость и устойчивость, но снижает эффективность предприятия, а значит - качество и конкурентоспособность его продукции. При переходе к рыночной экономике это породило излишние неиспользуемые производственные мощности, влекущие большие издержки. В результате загрузка производственных мощностей предприятий сегодня составляет 20-30%. Сложившаяся структура производства и избыточные мощности при резком сокращении финансирования ГОЗ в последние 10 лет стали для многих предприятий главной причиной неустойчивого финансового состояния. Это усугубляется низким техническим уровнем их основных фондов, ухудшением качества выпускаемой продукции, старением и уходом профессиональных кадров, ограниченными инновационными возможностями. Сдерживающими факторами дальнейшего развития научно-производственной деятельности РЭП по-прежнему остаются:
• опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия при сдерживании роста цен на собственную продукцию в целях сохранения позиций на внутреннем и внешнем рынках. В 2004 году по сравнению с 2003 годом цены на промышленную продукцию РЭП ОПК увеличились на 0,7%, в то время как в среднем по промышленности РФ - на 24,3%;
• несовершенство системы ценообразования на продукцию, поставляемую по Гособоронзаказу;
• полное отсутствие отечественной базы производства специального технологического оборудования, что затрудняет разработку технологий новых уровней.
Для устранения основных противоречий в развитии РЭП ОПК и разрешения возникающих в связи с ними проблем необходимо глубо-ко изучить и проанализировать состояние и возможности предприятий отрасли. На основании результатов такого анализа следует комплексно и поэтапно реформировать и реструктуризовать отрасль. Делать это следует путем организационно-структурных и институциональных преобразований обоих секторов производства: оборонно-ориентированного, требующего государственного управления, контроля и бюджетного финансирования, и рыночного, ориентированного в первую очередь на существенное развитие производства гражданской радиоэлектронной продукции с привлечением как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Предшествующие планы реформирования в соответствии с ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 г.)", ориентированные в основном на сохранение кооперационных цепочек, не были выполнены и затронули лишь часть институциональных преобразований (созданы отдельные интегрированные структуры, построенные, как правило, по вертикальному типу). Это не смогло обеспечить коренные структурные преобразования в РЭП.
Кадровое обеспечение, развитие на будущее.
В 2009 году предприятия радиоэлектронной промышленности должны существенно расширить фронт работ на перспективных рынках радиоэлектронной аппаратуры, а именно: создании оборудования для цифрового телевидения, систем и средств радиочастотной идентификации, разнообразной навигационной аппаратуры пользователей системы ГЛОНАСС, а также радиоэлектронной аппаратуры, необходимой для реализации национальных проектов,— отметил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Владимир Минаев.
Маркетинг, логистика, брэндинг радиоэлектронной промышленности
Наша модель развития (и Стратегия как "дизайн-проект" этой модели) должны решать двойную задачу: с одной стороны снизить риски, связанные с обороноспособностью России, с другой - создать экономически эффективный сегмент гражданской электроники.
Очевидно, что амбициозная задача - быстро создать вертикально-интегрированные российские компании по образу Intel (американо-японско-корейский путь) с учетом нынешнего состояния отрасли до 2011 года (первый этап Стратегии) - вряд ли реализуема. Вместе с тем, сохранившийся научный потенциал позволяет ставить перед отраслью несколько более серьезные задачи, чем просто работа по контракту (а ситуация в ОПК и просто требует). К 2011 году ключевые отечественные предприятия должны преодолеть глубокое технологическое отставание. После этого, на втором этапе Стратегии, необходимо ставить вопрос о создании крупной российской вертикально-интегрированной компании с привлечением средств Инвестфонда. Речь идет о том, продолжать ли развитие по пути fabless-компаний (т.е. дизайн-центров, передающих свой продукт на зарубежные кремниевые фабрики) или же создавать отечественные полупроводниковые производства (foundry). И отвечать на этот вопрос следует утвердительно.
Варианты инвестиций в отрасль, в ее сырьевые ресурсы, науку
Большая часть инвестиций в 2005-2006 годах направляется на импортозамещение изделий микроэлектроники, СВЧ-электроники, пьезотехники, радиокомпонентов, спецматериалов и развитие современной ЭКБ для ликвидации отставания в этой области от мирового уровня. Капитальные вложения предназначены в первую очередь для создания производств по выпуску мощных видов радиоэлектронных вооружений, зенитных ракетных комплексов, систем РЭР и РЭБ и др., а также нового поколения мощных кремниевых СВЧ-транзисторов и модулей.
Государственное регулирование и стимулирование.
Предприятия радиоэлектронного комплекса (РЭК) страны, работающие под эгидой министерства промышленности и торговли Российской Федерации, успешно завершили задания прошлого года. Как отмечается в официальном сообщении Минпромторга, в настоящее время по большинству технико-экономических показателей радиоэлектронный комплекс занимает одно из ведущих мест в структуре оборонно-промышленных отраслей экономики. Темпы обновления основных производственных фондов большинства предприятий РЭК за последнее десятилетие не превышали 1,5-2% в год при минимально необходимом уровне в 5-6%. Это обусловлено их материальным положением и недостаточными объемами государственных капитальных вложений. Определенная поддержка техническому перевооружению и реконструкции предприятий РЭК оказывается через Государственную программу вооружений на 2001-2010 годы, а также через ассигнования из средств федерального бюджета по разделу "Промышленность, энергетика и строительство", ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)" и в меньшей степени - ФЦП "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы". Для создания производственных мощностей по выпуску продукции, по качеству и объемам отвечающей задачам реализации Государственной программы вооружения 2001-2010 годов, в 2005 году предусматриваются инвестиции в основной капитал 27 действующих предприятий РЭП. Однако выделенные инвестиции составляют около 23% потребности на эти цели. В 2006 году предусматриваются инвестиции в основной капитал 26 действующих предприятий. Важной составляющей научно-технической политики является выполнение целевых программ. Предприятия УРЭП и СУ участвуют в реализации программных мероприятий следующих ФЦП, государственным заказчиком которых является Федеральное агентство по промышленности: "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы" (НТБ), "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)", "Глобальная навигационная система" (2002-2011 годы)" (ГЛОНАСС), "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".
Информация о работе Общая характеристика радиоэлектроники. Современные радиоэлектронные системы