Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:39, курсовая работа
В электроэнергетике Приднестровья имеет место ряд негативных тенденций:
происходит массовое старение основного электросетевого оборудования;
отсутствуют средства для реконструкции сети;
выросли технические и коммерческие потери мощности и электрической энергии;
практически отсутствует резервирование потребителей І и ІІ категории по надежности сельскохозяйственного назначения;
резко сократился научно-технический потенциал отрасли;
серьёзно отстаёт сфера разработок, освоения и внедрения новых технологий производства, транспорта и распределения электроэнергии;
неэффективно действуют механизмы совместной работы собственников электроэнергетических объектов;
нерационально организованы рынки электроэнергии.
Таблица 3.3 – Сечения проводов марки СИП-3 по участкам линии
№ линии |
Номинальное сечение жилы, мм2 |
Наружный диаметр, мм |
Наружный диаметр жилы, мм |
Удельное активное сопротивление, Ом/км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
4 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
3 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
2 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
5 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
6 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
7 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
8 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
9 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
10 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
11 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
12 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
13 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
14 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
15 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
16 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
17 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
18 |
70 |
14,3 |
9,7 |
0,493 |
19 |
70 |
14,3 |
9,7 |
0,493 |
20 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
21 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
22 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
23 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
24 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
25 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
26 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
27 |
35 |
11,2 |
6,7 |
1,043 |
28 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
29 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
30 |
70 |
14,3 |
9,7 |
0,493 |
33 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
32 |
70 |
14,3 |
9,7 |
0,493 |
35 |
70 |
14,3 |
9,7 |
0,493 |
36 |
50 |
12,6 |
8,1 |
0,72 |
37 |
95 |
16,0 |
11,3 |
0,363 |
Пересчитаем реактивное сопротивление выбранных нами сечений в соответствии с формулой (3.2):
, (3.2)
где – реактивное удельное сопротивление, Ом/км;
– расстояние между проводами равное 0,4 м;
– номинальный наружный
Получаем следующие значения:
для сечения 35 мм Ом/км;
для сечения 50 мм Ом/км;
для сечения 70 мм Ом/км;
для сечения 95 мм Ом/км.
Проверка выбранных нами марок проводов на термическую стойкость производиться в пункте 4.2.2.
4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСТАНЦИИ
4.1 Возможные варианты схемы электрических соединений на ПС «Наумовка» 35/10 кВ
4.1.1 Возможные варианты схемы электрических соединений на стороне 10 кВ
На стороне 10 кВ используются следующие варианты схемы электрических соединений:
– с одной системой сборных шин (рисунок 4.1, а);
– с двумя системами сборных шин (рисунок 4.1, б).
а) б)
Рисунок 4.1 – Варианты схем электрических соединений на стороне 10 кВ
а) с одной системой сборных шин, б) с двумя системами сборных шин
Наиболее простой схемой
электроустановок на стороне 10 кВ является
схема с одной несекционированн
Источники питания и линии присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. При повреждении линии достаточно отключить только один выключатель. Операции с разъединителями необходимы только при выводе присоединения в целях обеспечения безопасного производства работ. Такая схема позволяет использовать комплектные распределительные устройству (КРУ), что снижает стоимость монтажа, позволяет широко применять механизацию и уменьшить время сооружения электроустановок.
Недостатки схемы:
– много коммутационной аппаратуры;
– при повреждении шины и шинных разъединителей, а также при их ремонте необходимо отключить источники питания, что приводит к перерыву электроснабжения всех потребителей;
– при КЗ на сборных шинах также вызывает отключение источников питания и потребителей.
Эти недостатки частично устраняются путем разделения сборных шин на секции, число которых соответствует числу источников питания. Секционирование может быть осуществлено с помощью только разъединителей и с помощью разъединителей и выключателя (рисунок 4.2). Схема с секционным выключателем сохраняет все достоинства схемы с одной системой шин, кроме того, авария на сборных шинах приводит к отключению только одного источника и половины потребителей.
В схеме с двумя системами сборных шин каждый элемент присоединяется через развилку из двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин (рисунок 4.1, б). Такая схема позволяет производить ремонт одной системы сборных шин, сохраняя в работе все присоединения. К недостаткам относятся: большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей, более сложную конструкцию распределительного устройства, что ведет к увеличению капитальных затрат на сооружения КРУ, использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов, что увеличивает количество ошибочных операций производимых персоналом [5].
Рисунок 4.2 – Схема с секционным выключателями и с разъединителями
На стороне 10 кВ выбираем схему с двумя секциями сборных.
4.1.2 Возможные варианты схемы электрических соединений на стороне 35 кВ
На стороне 35 кВ используются следующие схемы электрических соединении:
– схема блок трансформатор–линия;
– схема мостиков;
– кольцевые схемы.
Схема блок трансформатор–линия является упрощенной схемой электрических соединений, которая используется при небольшом количестве присоединений (рисунок 4.3, а). Такие схемы позволяют уме6ньшить расход электрооборудования и строительных материалов, снизить стоимость распределительного устройства, ускорить его монтаж.
а) б)
в)
Рисунок 4.3 – Варианты схем электрических соединений на стороне 35 кВ
а) схема блок трансформатор-линия, б) схема кольцевая, в) схема мостиковая.
мощность напряжение
трансформатор электрический
Мостиковая схема применяется при двух линиях и двух трансформаторах. По существу это схема двух блоков трансформатор–линия, соединенных между собой на высокой стороне перемычкой (мостиком) (рисунок 4.3, в). В перемычке устанавливается выключатель, в цепях трансформаторов предусматриваются отделители, а также ремонтная перемычка с разъединителями. Достоинством такой схемы является экономичность и простота. Конструкция позволяет осуществить переход от схемы мостика к другим схемам при расширении.
В кольцевых схемах выключатели соединяются между собой, образуя кольцо (рисунок 4.3, б). Каждый элемент – линия, трансформатор присоединяется между двумя соседними выключателями. Самой простой кольцевой схемой является схема треугольника. Присоединение каждого элемента через два выключателя увеличивает гибкость схемы и надежность работы, при этом число выключателей не превышает числа присоединений. В кольцевых схемах надежность работы выключателей выше, чем в других схемах, так как имеется возможность опробования любого выключателя в период нормальной работы. Конструктивное выполнение распределительных устройств по кольцевым схемам позволяет достаточно просто переходить от схемы треугольника к схеме четырехугольника, а затем к схеме блоков трансформатор шины или к схемам со сборными шинами [5].
На стороне 35 кВ выбираем мостиковую схему с выключателями в сторону трансформаторов.
4.2 Расчет токов КЗ
Расчет токов КЗ производится для выбора и проверки электрических аппаратов и проводников, проектирования и настройки релейной защиты и автоматики.
Для вычисления токов КЗ составим расчетную схему (рисунок 4.4, а) с указанными на ней мест нахождения токов КЗ (точки К1 и К2), а также исходными данными для их определения. По ней составляем схему замещения (рисунок 4.4, б).
Расчет будем вести в именованных единицах. Базисное напряжение для каждой ступени берем на 5% больше, соответственно для стороны 35 кВ принимаем кВ, а для стороны 10 кВ кВ. Ток КЗ находим по формуле [18]:
; (4.1)
где – ток короткого замыкания, кА;
– базисное напряжение, кВ;
– эквивалентное
а)
б)
Рисунок 12 – Схемы для расчета токов КЗ: а) расчетная схема сети; б) схема замещения.
Для выбора аппаратуры также нужно знать ударный ток КЗ который определяется по формуле [18]:
, (4.2)
где – ударный коэффициент.
Ударный коэффициент может быть определен следующим образом [18]:
, (4.3)
где Та – постоянная времени
затухания апериодического
Постоянную времени затухания апериодического тока находим по формуле:
, (4.4)
где , – эквивалентные реактивные и активные сопротивления до точки КЗ, Ом.
В качестве примера приведем расчет тока КЗ в точке К1, для этого найдем сопротивления всех элементов находящихся до этой точки.
Параметры проводов сечением АС-70 берем из таблицы 1.3. Находим активное и реактивное сопротивления линии по формулам (1.11-1.12).
Ом,
Ом,
Ом,
Ом.
Находим эквивалентное активное и реактивное сопротивления на участке до точки К1. Так как линии включены параллельно, тогда:
Ом,
Ом.
Тогда полное эквивалентное сопротивление имеет следующее значение:
Ом.
Следовательно, ток КЗ равняется:
кА.
Найдем постоянную времени затухания апериодического тока, ударный коэффициент и ударный ток по формулам (4.2-4.4):
,
,
кА.
Ток КЗ в точке К2 рассчитывается аналогично. Для нее получаем следующие значения:
кА, , , кА.
4.3 Проверка выбранных сечений проводов на термическую стойкость
Проверка сечений выбранных проводов проводится в соответствии с соотношением:
, (4.5)
где – тепловой импульс тока КЗ, А2∙с;
– ток термической стойкости из справочника, кА.
– допустимое время действия тока термической стойкости, с.
Тепловой импульс тока КЗ определяется по формуле:
, (4.6)
где – ток КЗ протекающий по линии, кА;
–время отключения головного выключателя релейной защиты, с.
Принимаем время отключения с.
Ток термической стойкости и допустимое время его действия для разных сечений СИП-3 указаны в таблице 4.1.
Рассчитаем токи КЗ на всех участков линий аналогично пункту 4.2. Для участка 1 ток КЗ равен:
кА.
Следовательно:
кА2∙с.
Получаем что 1,88 кА2∙с < 10,24 кА2∙с. Условие выполняется.
Полученные значения токов КЗ, допустимого времени действия тока КЗ, тепловой импульс тока КЗ по участкам заносим в таблицу 4.2.
Таблица 4.1 – Токи термической стойкости и допустимое время его действия
Сечение провода, мм2 |
Ток термической стойкости, кА |
Время действия тока термической стойкости, с |
Тепловой импульс тока термической стойкости, кА2∙с |
35 |
3,2 |
1 |
10,24 |
50 |
4,3 |
1 |
18,49 |
70 |
6,4 |
1 |
40,96 |
95 |
8,6 |
1 |
73,96 |
Таблица 4.2 – Токи КЗ по участкам линии
№ линии |
, кА |
, кА2∙с |
, кА2∙с |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1,69 |
1,71 |
10,24 |
4 |
1,43 |
1,23 |
18,49 |
3 |
1,55 |
1,44 |
18,49 |
2 |
1,77 |
1,88 |
18,49 |
5 |
2,09 |
2,62 |
10,24 |
6 |
0,86 |
0,44 |
10,24 |
7 |
0,87 |
0,45 |
10,24 |
8 |
1,25 |
0,94 |
10,24 |
9 |
1,61 |
1,66 |
10,24 |
10 |
1,81 |
1,97 |
10,84 |
11 |
2,09 |
2,62 |
10,24 |
12 |
2,45 |
3,6 |
10,24 |
13 |
2,71 |
4,41 |
18,49 |
14 |
3,14 |
5,92 |
18,49 |
15 |
4,95 |
14,7 |
18,49 |
16 |
2,57 |
3,96 |
10,24 |
17 |
2,98 |
5,33 |
10,24 |
18 |
4,75 |
13,54 |
40,96 |
19 |
1,702 |
1,74 |
40,96 |
20 |
1,75 |
1,84 |
18,49 |
21 |
2,07 |
2,57 |
18,49 |
22 |
1,11 |
0,74 |
10,24 |
23 |
1,11 |
0,74 |
10,24 |
24 |
1,15 |
0,79 |
10,24 |
25 |
1,13 |
0,77 |
10,24 |
26 |
1,28 |
0,98 |
10,24 |
27 |
2,85 |
4,87 |
10,24 |
28 |
3,13 |
5,88 |
18,49 |
29 |
3,56 |
7,60 |
18,49 |
30 |
4,36 |
11,41 |
40,96 |
33 |
3,56 |
7,6 |
18,49 |
32 |
3,74 |
8,39 |
40,96 |