Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:05, курсовая работа
Курсовая работа состоит из теоретической и расчетной частей. В теоретической части курсовой работы будут раскрыты вопросы: Развитие регионального рынка как объект статистического изучения, Система статистических показателей, характеризующих аналитические показатели рядов динамики в развитии рынка, Статистические методы, применяемые при изучении рядов динамики развития регионального рынка товаров и услуг.
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Теоретическая часть
• Региональный рынок товаров и услуг как объект статистического изучения………………………………………………………………........4
• Система статистических показателей, характеризующих развитие регионального рынка товаров и услуг………………………...……………………………………………....6
• Аналитические показатели рядов динамики ……...…………………...8
3. Расчетная часть……………………………………………………………14
4. Заключение………………………………………………………………..27
5. Список используемой литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок - базовое понятие
В статистическом исследовании рынка нуждаются как государственные органы, использующие его результаты для выработки социально – экономической политики, так и структуры бизнеса, для которых изучение рынка является необходимой составной частью менеджмента и маркетинга. Статистика рынка товаров и услуг изучает общие и частные закономерности рынка, его конъюнктуру, уровень и тенденции развития
Курсовая работа состоит из теоретической и расчетной частей. В теоретической части курсовой работы будут раскрыты вопросы: Развитие регионального рынка как объект статистического изучения, Система статистических показателей, характеризующих аналитические показатели рядов динамики в развитии рынка, Статистические методы, применяемые при изучении рядов динамики развития регионального рынка товаров и услуг.
В расчетной части
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MS Word -2007),
2. Табличный процессор (MS Excel -2007
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Развитие регионального рынка как объект статистического изучения.
Государственный диктат по отношению
к кооперативам сменился относительной
свободой лишь после перехода в 1921 году
к новой экономической
На практике многие из вновь созданных кооперативов в условиях дефицита практически всех товаров на потребительском рынке ставили цель извлечения максимальной прибыли для узкого круга лиц. Они неоправданно поднимали цены на производимые товары и услуги, что привело к формированию негативного общественного мнения, дискредитации кооперативной идеи.
В экономической литературе пока еще
нет четкой методологии исследования потребительского
рынка, не уделяется достаточного внимания
региональным аспектам его формирования,
а также проблеме самообеспечения региона
Поэтому одним из важнейших аспектов исследования
проблем экономической эффективности производства
продовольственных товаров потребительской
Потребительский рынок занимает центральное место в системе рыночных отношений, поскольку представляет собой не только сферу товарного обмена, но и производства, обладает системообразующими свойствами в непрерывном развитии.
Состояние потребительского рынка показывает,
насколько эффективно функционирует экономика в целом.
Потребительский рынок выполняет функцию
Потребительский рынок, как и любой другой элемент рыночного хозяйства, является саморегулирующейся системой, функционирование которой осуществляется на основе рыночных элементов. Поэтому признаками регулируемости потребительского рынка нами определены:
- свобода хозяйствующих
- равноправие и создание равных условий хозяйствования для
- плюрализм форм собственности;
- свободное ценообразование и передвижение товаров;
- стремление субъектов рынка к достижению коммерческого
Наиболее эффективное
Очевидно, что нельзя обеспечить сбалансированность и стабильное положение на потребительском рынке страны, не добившись этого на отдельных его сегментах – региональных потребительских рынках.
Формирование региональных потребительских рынков происходит, с одной стороны, под влиянием общих экономических законов, а с другой – их особенностей, форм, размеров и местоположения.
Как показывает практика, к важнейшим отличительным особенностям регионального потребительского рынка относятся открытый характер воспроизводственного процесса, различный уровень разделения труда, кооперирования и интеграции, различная специализация территорий, специфические условия воспроизводства рабочей силы, функционирование рынка как составной части общегосударственной экономики и регионального общественного хозяйства, в том числе, потребкооперации. В настоящее время формирование региональных потребительских рынков происходит на основе созданного экономического потенциала, при сложившихся кооперативных связях между республиками, областями и экономическими районами страны.
Основные принципы формирования регионального потребительского рынка, таковы:
- приобретение субъектами рынка полной самостоятельности в
- образование единого рынка капиталов, средств
- преимущественно свободное
- свобода передвижения товаров по различным каналам
- формирование оптимального
К региональным особенностям потребительского рынка можно отнести: промышленную специализацию региона (республики) и связанное с этим преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности; более выгодное положение продовольственного рынка по сравнению с рынком непродовольственных товаров; особенности, связанные со значительной долей сельских жителей и отличием их потребностей, вкусов и запросов по сравнению с городским населением; особенности, связанные с культурным уровнем и национальным составом населения республики; особенности, связанные с уровнем жизни населения региона.
1.2.Система статистических показателей, характеризующих развитие регионального рынка товаров и услуг
Статистика исследования рынка
В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категориирынка. К ним относятся: товар; предложение, спрос, цена, товарооборот, товарный запас, основные фонды, издержки обращения, прибыль от реализации товаров.
Поскольку рынок представляет собой сложную многоуровневую и многоструктурнуюсистему, и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическуюсистему, элементы и блоки которой ориентированы на концептуальные и функциональные задачи рынка.
Рыночный процесс схематично описывается следующим образом: складываются в определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты купли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии действия рыночного механизма. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и трудового обеспечения. Конечная цель всего процесса - социально-экономический эффект, т.е. удовлетворение спроса - для потребителя, прибыль - для производителя и продавца-посредника. В соответствии с данной схемой система показателей статистики рынка состоит из 5 крупных блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс: блок 1 - состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры); блок 2 - состояние и поведение цен; блок 3 - наличие и движение товарной массы; блок 4 - инфраструктура рынка; блок 5 - социально-экономическая эффективность функционирования рынка.
Последовательность системы бло
Блок 1 предназначен для общей комплексной
характеристики рыночной ситуации. Он
включает главные категории рынка - спрос и предложение, отражает масштабы
и главные пропорции рынка, его тенденции и колебания. Блок 2 характеризует
важнейший элемент рыночного механизма
- цены. Блок 3 является центральным в системе
показателей рынка, поскольку отражает процесс обмена товаров
на деньги, он охватывает три группы показателей -
товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости.
Блок 4 также является комплексным, характеризует
материальное, техническое, информационное,
транспортное и трудовое обеспечение
рыночного процесса. И, наконец, блок 5
объединяет показатели экономич
В каждом блоке содержится определенное
число макропоказателей, характ
1.3.Аналитические показатели рядов динамиики
Аналитические показатели ряда динамики
характеризуют изменение
Таблица 1. Расчет абсолютных и относительных показателей динамики
Показатель |
Цепной метод расчёта |
Базисный метод расчёта |
1. Абсолютный прирост |
|
|
2. Коэф. роста |
|
|
3. Темп роста |
|
|
4. Темп прироста |
|
|
5. Абсолютное значение 1% прироста |
|
|
yi – уровень сравниваемого периода;
y0 – уровень базисного периода;
yi-1 – уровень предшествующего периода.
1. Абсолютный прирост показывает абсолютное увеличение или уменьшение уровня ряда за определённый период времени. Абсолютный прирост с переменной базой (цепной) характеризует объем роста текущего уровня по сравнению с предыдущим.
2. Коэффициент роста показывает
во сколько раз сравниваемый
уровень больше (меньше) уровня, принятого
за базу сравнения. Если
3. Темп прироста показывает на сколько% сравниваемый уровень больше (меньше) уровня, принятого за базу сравнения.
4. Абсолютное значение 1% прироста показывает какое абсолютное значение приходится на 1% прироста.
.
Таблица 2. Аналитические показатели ряда динамики