Анализ демографической ситуации в регионе. На примере Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Перед нами стоят конкретные задачи:
a. Рассмотреть понятие демографическая ситуация;
b. рассмотреть естественное движение населения, а именно процессы:
1. рождаемости;
2. смертности:
- определить основные причины смерти;
- рассмотреть младенческую, женскую и мужскую смертность;
- охарактеризовать общий коэффициент смертности;
c. рассмотреть брачную структуру:
1. брачность;
2. разводимость.
d. рассмотреть процессы механического движения населения;
e. провести анализ влияния государственной политики на демографическую ситуацию во Владимирской области.
Итогом должен стать полный анализ демографической ситуации во Владимирской области и разработка на его основе путей решения проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………5
1.1 Географическое и историческое положение региона…………………….5
1.2 Описание состояния региона………………………………………………7
1.3 Семья и рождаемость………………………………………………………11
1.4 Смертность и продолжительность жизни………………………………..13
1.5 Миграционная ситуация……………………………………………….….17
Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ…20
2.1 Концепция демографической политики во Владимирской области до 2015 года…………………………………………………………………………..…..20
2.2 ДЦП «Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2009-2011 годы»…………………………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по демографии.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

    Таблица 4. Численность постоянного населения Владимирской области по возрасту на 1 января, человек 2010 г.

    Из  данных таблицы 4 видно, что средний  возраст населения области составляет 40,2 года. В 2002 году эта цифра составила 39,2, а в 1992 году – 36,66 года. Повышение среднего возраста связано в основном с оттоком молодежи в Москву и область. Население стареет.

1.5 Миграционная ситуация

    По  данным Владимирстата миграционные потоки, влияющие на изменение демографической  ситуации в регионе, характеризуются  приростом населения в основном за счет международной миграции. В целом миграционный прирост за 9 месяцев 2010 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,8% и составил 1353 чел.

    Как и все окружающие Москву регионы, Владимирская область с XIX века отдает наиболее активное и мобильное население в крупнейшую агломерацию страны, массовому миграционному оттоку способствует наличие трех транспортных коридоров (железнодорожных магистралей). Только в период стрессовых миграций 1990-х гг. знак миграций поменялся, область получила заметный приток населения, который в годы пика компенсировал почти треть естественной убыли. Однако с начала 2000-х гг. сальдо миграций стало близким к нулю, и депопуляция вновь ускорилась. По миграционной привлекательности Владимирская область близка к Тульской и Тверской областям, уступая более развитым регионам-соседям (Ярославская область) или регионам, ближе расположенным к столичной агломерации (Калужская область).(рис. 2)

Рисунок 2

Внутри области  положительное сальдо миграций сохранилось  только в некоторых крупных городах  и наукограде Радужный. Миграция пока еще подпитывает население Александрова и его района с удобным транспортным сообщением с Московской агломерацией (железная дорога Москва-Ярославль). В городах и районах, расположенных на главном транспортном луче (полимагистраль Москва- Владимир-Нижний Новгород), миграционного притока уже практически нет. Все «примагистральные» районы области, относящиеся к дальней периферии Московской агломерации, стала транзитными зонами для мигрантов из других регионов России и стран СНГ, и в перспективе будет терять население в миграционном обмене. Немалая часть мигрантов наряду с местной молодежью постепенно перемещается ближе к столице – сначала через маятниковую трудовую миграцию, а затем и со сменой места жительства. Мощный «пылесос» Московской агломерации продолжает оттягивать человеческие ресурсы из соседних областей Центра, обеспечивая взамен массовый приток «летнего» (дачного) населения в обезлюдевшую сельскую местность прилегающих к агломерации районов.[ 9]

     

 

Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА ОРГАНОВ  ВЛАСТИ

2.1 Концепция демографической  политики во Владимирской  области до 2015 года

    В целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации по вопросам стабилизации демографических процессов и формирования государственной семейной политики, Указом Губернатора области от 19.02.2007 № 7 утверждена Концепция демографической политики во Владимирской области до 2015 года и План мероприятий по ее реализации на 2007-2010 годы.

    Основной  целью Концепции является разработка мер по стабилизации численности  населения области и формированию предпосылок к последующему демографическому росту.[10]

    Концепция включает анализ общих показателей  и особенностей современной демографической ситуации во Владимирской области, цели и задачи демографической политики, определяемые администрацией области, а также возможные пути их достижения.

    Концепция является базой для разработки и  принятия органами исполнительной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на создание условий для увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости, поддержки семьи, сохранения здоровья, регулирования миграции и иных аспектов демографического развития.

    Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью  демографических процессов и  долгосрочностью достижения ожидаемых  результатов.

    Среди основных направлений демографической  политики во Владимирской области, согласно Концепции, приоритетными являются:

    • повышение жизненного уровня,
    • увеличение рождаемости
    • снижение смертности населения. [11]

     Необходимо  создать условия, при которых  уровень рождаемости будет соответствовать  уровню простого воспроизводства или  превышать его. При уровне рождаемости ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая, даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию его численности. В то же время затормозить сокращение численности населения может снижение смертности и повышение продолжительности жизни.

    Усиление  миграционных процессов, увеличение миграционного  прироста населения не является панацеей в решении проблем демографической  динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.

    Первое. Повышение жизненного уровня населения области, занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.[12]

    Цель - повышение жизненного уровня населения  области, обеспечение занятости  трудоспособных граждан, рост доходов  семей и обеспечение установленных  законодательством социальных гарантий.

    Задачи:

    - стабилизация и постепенное преодоление дисбаланса в размещении производительных сил по территории области и выравнивание социально-экономических потенциалов районов;

    - разработка и осуществление мер,  направленных на снижение уровня  и глубины бедности семей, в  первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов;

    - сдерживание процессов имущественного  расслоения населения;

    - снижение численности незанятого  населения в трудоспособном возрасте;

    - формирование на областном и  местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий населению;

    - адресная социальная поддержка  нуждающихся семей, исходя из  их материального положения.

    Первоочередные  меры:

    - разработка мер по повышению  уровня заработной платы, ликвидации задолженности по выплате заработной платы, снижению численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;

    - разработка приоритетных направлений  государственной политики в области  занятости, способствующих улучшению  демографической ситуации;

    - оказание полного спектра услуг  органами занятости населения  безработным гражданам и незанятому  населению, содействие предпринимательской  инициативе безработных граждан;

    - разработка и осуществление целевых  мероприятий для обеспечения  занятости безработных женщин, молодежи, а также по отношению к безработным в сельских районах с неблагополучной ситуацией на рынке труда;

    - обеспечение развития временной  занятости, гибких графиков рабочего  времени, надомного труда для  граждан, имеющих малолетних детей;

    - разработка мер, направленных на снижение оттока трудоспособного населения, в первую очередь молодежи, из сельской местности;

    - создание условий предоставления  гарантий материальной поддержки  наиболее слабо защищенным семьям  для качественного медико-социального обслуживания, дифференцирование размеров, форм и периодичности оказания социальной помощи в зависимости от причин нуждаемости граждан (временное отсутствие работы, болезнь, ограничение трудоспособности, низкие доходы и др.);

    - разработка мероприятий по улучшению материального положения малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей, созданию условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности.

    Второе. Повышение рождаемости и укрепление семьи.[13]

    Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство  населения (2,10 - 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4 - 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару репродуктивного возраста) и сокращение числа разводов до уровня 20 - 25 на 100 браков.

    Задачи:

    - переход от господствующих социальных  норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 - 4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи;

    - создание для семей условий  жизнедеятельности, обеспечивающих  возможность воспитания в них  нескольких детей;

    - реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;

    - формирование гражданской, патриотической  позиции в отношении необходимости  повышения рождаемости;

    - повышение ценности семьи и  брака, значимости семейных ценностей,  традиций.

    Первоочередные  меры:

    - сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин: развитие службы планирования семьи и формирование благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействие семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за бесплодия или проблем невынашивания ребенка; создание специализированной службы детских урологов-андрологов;

    - разработка стратегии и осуществление  семейной политики, ориентированной  не только на социальную помощь  семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;

    - усиление комплексной социальной  поддержки молодых семей: улучшение  их жилищных условий, помощь  им в приобретении и строительстве  жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, приобретении предметов длительного пользования; развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;

    - повышение эффективности расходования  бюджетных средств, направленных  на решение социальных проблем,  с использованием механизма муниципального  социального заказа и др.;

    - содействие доступности рынка  жилья прежде всего для многодетных семей, в т.ч. введение дополнительных гарантий в решении жилищных проблем;

    - обеспечение трудящимся, имеющим  детей, благоприятных условий  для сочетания трудовой деятельности  с выполнением семейных обязанностей  путем предоставления новых дополнительных форм поддержки;

    - дальнейшее развитие системы  социального обслуживания семей  с детьми: расширение сети учреждений, объема и совершенствование качества  услуг (психологических, медицинских,  педагогических, юридических);

    - организация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;

    - усиление взаимодействия с религиозными  организациями в вопросах духовного и нравственного просвещения населения (прежде всего молодежи и женщин), формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов;

    - объединение и координация действий  органов государственной власти  всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации.

Информация о работе Анализ демографической ситуации в регионе. На примере Владимирской области