Анализ профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы — выявление динамики соотношения учебных заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.

Файлы: 1 файл

анализ проф образования в РФ.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Тема: «Анализ профессионального образования в России»

 

 

 

Введение

 

В образовании  статистика является одним из важнейших  инструментов, позволяющих правильно  планировать стратегию дальнейшего  развития. Анализ статистики профессионального  образования в России позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (и уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.

Цель данной работы — выявление  динамики соотношения учебных  заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.

 

1. Задачи и объект статистического наблюдения

 

В профессиональном образовании выделяется три уровня:

  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

 

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Наряду с профессиональными навыками выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку.

 

Среднее профессиональное образование (СПО) является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.  
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Среднее профессиональное образование в Москве реализуется  по двум основным образовательным программам— базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки— «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Среднее профессиональное образование реализуется в различных  формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного  общего образования (9 классов общеобразовательной  школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.  
 Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. В 2005 году в Москве  на базе техникумов, лицеев и ПТУ были созданы колледжи. Это государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.

 

Высшее профессиональное образование (ВПО). Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться, по какой программе готовить выпускников. Это  дает и вузам, и студентам новые возможности, но одновременно вносит некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.

Федеральный Закон «О высшем профессиональном и  послевузовском образовании» 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

•   первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;

•   вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

•   третья ступень: «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавриат-магистратура»  сегодня действует во многих государствах мира и в большей части европейских  стран. Бакалаврами становится основная часть студентов вузов, так как этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности.  
 В магистратуру поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза и выявления наиболее интересной для личного карьерного роста специализации.

В педагогических университетах Москвы сохранится непрерывный  пятилетний специалитет.  
Ступень специалитета − самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения) на сегодняшний день. Между тем, современного работодателя все больше интересуют универсальные специалисты (бакалавры), чтобы лишь после некоторого времени работы сотрудника можно было сориентировать на более узкое направление. Бакалавр - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее профессиональное образование (в терминологии государственного образовательного стандарта − ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Или, проще сказать, бакалавр – это выпускник вуза, который учился 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.  
 Дипломированный специалист. Если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ. Фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).  
 Магистратура - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

 

 

 

 

 

2. Источники данных

 

Источниками данных к поставленной задаче являются официальные публикации Росстата за период 2005-2009гг. В соответствии с поставленной задачей в качестве исходных данных к обследованию были взяты следующие показатели:

  1. Число учреждений НПО (Приложение 1);
  2. Число учреждений СПО (Приложение 2);
  3. Число государственных учреждений ВПО (Приложение 3);
  4. Число негосударственных учреждений ВПО (Приложение 4);
  5. Численность учащихся в учреждениях НПО (Приложение 5);
  6. Численность учащихся в учреждениях СПО (Приложение 6);
  7. Численность учащихся в негосударственных учреждениях ВПО (Приложение 7);
  8. Численность учащихся в государственных учреждениях ВПО (Приложение 8);
  9. Потребность организаций в специалистах различных категорий (Приложение 9).

 

На основании приведенных данных был сделан анализ следующих показателей:

  1. Соотношение учреждений СПО и ВПО в динамике 2005-2009гг.;
  2. Соотношение государственных и негосударственных ВПО в динамике 2005-2009гг.;
  3. Соотношение численности студентов СПО и ВПО в динамике 2005-2009гг.;
  4. Среднее количество студентов на 1 НПУ (СПУ);
  5. Среднее количество студентов на 1 ВПУ;
  6. Соотношение количества студентов ВПО и СПО к общей потребности специалистов данных категорий в динамике 2008-2010гг.

 

 

 

3. Результаты исследования по направлению

 

 

3.1. Анализ НПУ и СПУ

 

Российская  Федерация

2005

2006

2007

2008

2009

 

%

НПУ, шт

3 392,0

3 207,0

3 180,0

2 860,0

2 658,0

-28%

СПУ, шт

2 688,0

2 631,0

2 566,0

2 535,0

2 564,0

-5%

Итого:

6 080,0

5 838,0

5 746,0

5 395,0

5 222,0

-16%


Таблица 1. Число НПУ и СПУ

 

Рис. 1. Динамика числа НПУ и СПУ

 

На основании данных, приведенных  в Таблице 1 и на Рис.1, можно сделать вывод, что общее число НПУ и СПУ за период 2005-2009гг сократилось на 16%.

 

Российская  Федерация

2005

2006

2007

2008

2009

 

%

Учащиеся НПУ, тыс.

1 509,4

1 412,7

1 256,1

1 115,2

1 035,2

-46%

Учащиеся СПУ, тыс

2 473,0

2 388,9

2 288,5

2 136,1

2 052,3

-20%

Итого:

3 982,4

3 801,6

3 544,6

3 251,3

3 087,5

-29%


Таблица 2. Численность учащихся НПУ и СПУ

 

 

Рис. 2. Динамика численности учащихся НПУ и СПУ

 

Исходя из данных, приведенных в  Таблице 2 и на Рис.2, очевидно, что количество студентов НПУ и СПУ имеет уверенную динамику к снижению. За 5 лет (2005-2009гг.) общая численность учащихся НПУ и СПУ снизилась на 29%.

 

Для оценки показателя «Среднее количество студентов на 1 НПУ (СПУ)» использовались данные Таблицы 1 и Таблицы 2. В итоге получилось, что и среднее количество студентов также сокращается, за период 2005-2009 снизилось на 11%. Полученные результаты и динамика данного показателя приведены в Таблице 3 и на Рис. 3.

 

Российская  Федерация

2005

2006

2007

2008

2009

 

%

Среднее количество выпускников на 1 НПУ

445,0

440,5

395,0

389,9

389,5

-14%

Среднее количество выпускников на 1 СПУ

920,0

908,0

891,9

842,6

800,4

-15%

Итого:

655,0

651,2

616,9

602,6

591,2

-11%


Таблица 3. Среднее количество учащихся на 1 НПУ и СПУ

Информация о работе Анализ профессионального образования в России