Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:53, курсовая работа
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилище денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк, а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1. СПЕЦИФИКА БАНКА, КАК ПРЕДПРИЯТИЯ............................................ 8
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.. 11
3. РОЛЬ БАНКОВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ.................................. 18
4. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ........................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 26
В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:
- устойчивость работы
и укрепление финансового
- ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования направленных на выполнение приоритетных задач экономики
- научная организация
денежного обращения в
Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:
- изменение норм обязательного резервирования в ЦБР
- изменение объема кредитов,
предоставляемых ЦБР
- проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.
В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
ФОР при необходимости
обеспечивает возможность коммерческим
банкам своевременно выполнять обязательства
за счет того, что часть этих средств
депонируется и не используется банками
как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя
нормы обязательного
Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.
Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры.
Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов[3].
- Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.
- Н2-минимальная текущая
ликвидность - отношение суммы
активов к сумме обязательств
банка по счетам до
- Н3-норматив мгновенной
ликвидности банка-отношение
- Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.
- Н5-минимальное соотношение
ликвидных и суммарных активов.
- Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
- Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.
- Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.
- Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.
- Н10-максимальный размер
кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных инсайдеру.
- Н11-максимальный размер
привлеченных вкладов
- Н12-максимальное
Кроме того, существуют методики,
позволяющие определять риск неуплаты
заемщиком основного долга и
процентов, причитающихся кредитору
в установленный кредитным
Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”. Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день.
Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности.
В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками.
Более чем полутора вековой
банковский опыт позволил определить
классические рычаги воздействия со
стороны Центрального банка на другие
кредитные институты с целью
поддержания их платежеспособности
и регулирования денежно-
Вообще, банк - это организация,
выполняющая определенные экономические
и общественные функции. Причем, эти
функции разнятся в зависимости
от экономического строя. В условиях
жесткой централизации и
Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.
Нельзя не отметить, что
банки также могут
-предоставления или не
предоставления кредитов
-изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами
-изменением своей кредитной
политики по отношению к
Наконец, у банковского
сообщества в России существует представительный
орган - Ассоциация Российских Банков,
на последнем съезде которой рядом
ведущих банкиров была высказана
серьезная озабоченность
3. РОЛЬ БАНКОВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ.
Ситуация в экономике,
сложившаяся к настоящему времени
делает особенно актуальным вопрос об
инвестициях. Признаки экономической
стабилизации налицо. Падение ВВП
и промышленного производства в
целом существенно замедлилось.
Сохраняются низкие темпы инфляции,
укрепляются позиции
Важную роль в повышении
инвестиционной активности и обеспечении
экономического роста призваны сыграть
банки. Однако в настоящее время
банки еще не стали аккумулятором
заметных инвестиционных ресурсов, ни
их эффективным оператором. Причины
такого положения многообразны. Но,
если говорить кратко, то неустойчивость
общеэкономической ситуации в полной
мере проявляется и в банковском
секторе. Более того, ряд факторов,
в целом благоприятных с точки
зрения макроэкономики, оказывает на
развитие кредитных организаций
довольно противоречивое влияние. Так,
существенное замедление темпов инфляции,
падение доходности государственных
ценных бумаг, порой отрицательная
доходность валютного и фондового
рынков приводят к ухудшению финансового
положения кредитных
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
Во-вторых, падение доходности
на финансовых рынках уменьшает инвестиционные
возможности банков, делает неустойчивым
их финансовое положение. Банки, озабоченные
состоянием текущей ликвидности, вряд
ли склонны к инвестиционным проектам.
Следует также отметить, что и
при условии относительно благополучной
экономической конъюнктуры
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком.[4] Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.
В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой ’’прозрачности’’ предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности.
С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций.