Будущее малых городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров является достаточно комфортной средой обитания людей. В нём всё близко, всё расположено в пределах пешеходной доступности, поэтому, как правило, нет надобности в городском транспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы и часто раскрывается своими улицами прямо на луга, поля и леса

Содержание работы

Введение
1 Малые города России. Общие сведения
1.1 К истории возникновения и развития малых городов
1.2 Понятие и научное определение малого города
1.3 Классификация малых городов
1.4 Значение малых городов для России
2 Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе
2.1 Проблемы малых городов
2.2 Развитие экономической базы
2.3 Финансовые ресурсы
2.4 Городское хозяйство
2.5 Проблемы городского управления
2.6 Обобщенные проблемы малых городов России
3.Будущее малых городов
3.1 Экономический аспект малых городов
3.2 Основные направления развития малых городов России
3.3 Перспективы развития малых городов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Преобладающая часть малых  городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в  новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.

Действительно, проблемы малых  городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.

2. 2  Развитие  экономической базы

Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город  не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.

Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

 

2. 3 Финансовые ресурсы

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам  финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Другим и  более серьезным негативным последствием является то, что местные власти практически не несут ответственности за формирование и исполнение бюджета, а в конечном счете – и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений от регулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весь бюджетный процесс.

 

2. 4 Городское хозяйство

Проблемы данной сферы  настолько глубоки и актуальны, что речь идет не просто об улучшении  состояния отрасли, а о сохранении инфраструктуры городского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства – критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферы становится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов, главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.

Кризисное состояние  жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

 

2. 5 Проблемы городского управления

Большинство проблем  управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город – это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.

Переход российских городов  к местному самоуправлению оставил  открытыми множество вопросов, связанных  с городским управлением .Неясно в  чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы ,по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы ,создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических  факторов, определяющих эффективность  городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах – это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов.

 

2.6 Обобщенные проблемы малых городов России

Практически для  всех малых городов характерны следующие  общие социально-экономические проблемы:

-  недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

-    низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

-   слабое использование местных  ресурсов  и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%); 

-   утрата традиционных  производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных  производств,  основанных  на  широком вовлечении своих   минерально-сырьевых,   лесных,   сельскохозяйственных и других ресурсов;

-     рост  числа лиц,  нуждающихся в трудоустройстве:  молодежи, лиц предпенсионного возраста,  кадров,  освобождаемые  в связи с сокращением объемов производства;  закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной  переработкой  топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

-    диспропорции в  развитии  производственной  и  непроизводственной сфер,  отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.

В  крайне  острую  проблему  превращаются   вопросы использования городских территорий,  а также земель, прилегающих к городам.  Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений,  регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым  городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов  характерна “усеченность” образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие.  Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от  основных центров социально-экономической активности.  75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров,  в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами,  близкую к нормативной;  в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых  городов  характерен  относительно  низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного  оборудования,  как  правило,  не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность  всеми  видами  благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно  отстают от городов других  категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась  неблагоприятная демографическая  ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением  среда исторических городов находится  в тяжелом состоянии,  ценное  историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны,  а города лишаются своего индивидуального  архитектурного облика и своеобразия.  По сравнению с большими и  средними  городами  малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими  установками.  Вместе  с  тем   более тесная связь  жителей  таких  городов  с  сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

В последние  годы  появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.

Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что  приводит к  разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных  связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для  городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами  в крупных городах, зачастую, других регионов.

Второй фактор, препятствующий развитию  малых городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой  концентрации  настолько  высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует  развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах.

Третьим неблагоприятным  фактором развития для малых  городов запада Европейской части России, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничное положение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых "медвежьих углах" страны.

 

3 Будущее малых  городов.

 

3.1 Экономический  аспект малых городов.

Выживание малых  городов в современных условиях не может исходить из традиционной ориентации только на уже имеющиеся  предприятия при сохранении их специализации.

Во-первых, потому что в таком случае перспективная  ориентация экономики города уже  оказывается заданной, он целиком  и полностью зависит от развития существующих отраслей и предприятий.

Во-вторых, ориентация на имеющиеся предприятия предполагает скорее зависимость от отраслевого управления, чем надежды на комплексное использование всех факторов, в том числе и регионально-территориальных. Использование, наряду с отраслевым и производственным, территориального потенциала малого города по-новому ставит вопрос о материальных основах и перспективах его развития.

В настоящее  время ситуация во многих малых городах  определяется ориентацией на конкретную отрасль или даже отдельное предприятие. От них зависит занятость населения, они диктуют масштаб и качество производственной и социальной инфраструктуры, состояние жилья и т.п. Они определяют и менталитет населения, которое длительное время отдавало приоритет в организации производственной сферы государству, а себе оставляло лишь потребительские ориентиры.

Постепенно  происходит адаптация населения  к новым реалиям,меняются его  представления о ценностях. При  переходе к рынку у людей появляются стремления реализовать производственные интересы, основанные на собственном  хозяйстве. Меняется выбор предпочтений в использовании личных доходов. Они начинают направляться на развитие производства, выкуп производственных ресурсов, недвижимости, имущества. В экономике происходит переориентация населения на негосударственные хозяйственные формы, участие в приватизации, предпринимательстве. Возможности и значение негосударственного сектора возрастают. Однако его развитие в малом городе возможно только при поддержке местной властью, функции которой существенно расширяются.К настоящему времени определилась многовариантность направлений деятельности местной власти в малых городах.

Информация о работе Будущее малых городов