Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 21:35, курсовая работа
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения, её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счёте, единую, последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Статистические показатели уровня жизни населения
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения…………………………….5
1.2 Статистика доходов населения………………………………………………8
1.3 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг…………………………………………………………….…….15
Глава 2. Статистика уровня жизни населения России
2.1 Анализ доходов населения России……………………………………........19
2.2 Анализ расходов населения России………………………………………...22
2.3 Методы изучения дифференциации доходов населения………………….26
Глава 3. Выводы по исследованию показателей уровня жизни населения
3.1 Прогнозирование изменения уровня жизни населения России .……........30
3.2 Проблема повышения качества жизни населения……………………........34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Что касается некоторого уменьшения в пределах 0,1 децильного коэффициента в кризис, то, это действительно произошло. Статистика верна в том смысле, что кризис первоначально ударил по самым богатым и состояния многих из них значительно уменьшились. И лишь затем он распространился на управленцев и средний класс, и пошел дальше. В то же время отмечают, что не стоит придавать большого значения тому обстоятельству, что, например, доходы населения пенсионного возраста за истекший год несколько выросли. [13]
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации
Табл.2.3.1 [12]
Млн.человек |
В % от общей численности населения | |
2008г | ||
1 квартал |
23,0 |
16,3 |
1 полугодие |
20,7 |
14,7 |
Январь-сентябрь |
19,0 |
13,5 |
Год |
18,9 |
13,4 |
2009г | ||
1 квартал |
24,5 |
17,4 |
1 полугодие |
21,1 |
15,0 |
Январь-сентябрь |
19,7 |
14,0 |
Год |
18,5 |
13,1 |
Глава 3. Выводы по исследованию показателей уровня жизни населения
3.1 Прогнозирование изменения
Статистика уровня жизни населения позволяет не только анализировать данные на текущий момент, но и спрогнозировать изменение важнейших показателей.
В 2011 году сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2011 году по отношению к 2007 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении 2,1 раза (в реальном выражении – 1,4 раза).
В условиях существенного роста доходов населения будут происходить изменения в структуре доходов и расходов граждан.
Значительные темпы роста экономики, высокий уровень экспортных доходов, а также мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации, направленные на легализацию заработной платы привели к некоторому росту доли фонда заработной платы в структуре доходов населения – с 37,6% в 2007 году до 39,5% в прогнозный период.
В структуре
доходов населения также
В структуре расходов граждан несколько снизится доля расходов на покупку товаров: с 55,6% в 2007 году до 53,9% в 2011 году. Та же тенденция наблюдается и в расходах на оплату услуг, их доля незначительно сократится до 16,3% в 2011 году (16,6% в 2007 году).
Вследствие значительного расширения потребительского кредитования возрастает доля обязательных платежей и взносов в структуре расходов населения – с 10,7% в 2007 до 12,9% в 2011 году.
Более высокие обязательства граждан по выплате процентов по потребительским кредитам негативно сказываются на склонности населения к сбережению, доля которых в расходах населения к 2011 году несколько сократилась (16,9%) по сравнению с 2007 годом (17 процентов).
В среднесрочной
перспективе сохранится тенденция
к опережению роста заработной платы
по сравнению с ростом экономики
в целом. За период 2008-2011 годов. фонд
заработной платы по сравнению с
2007 годом возрастет в 2,2 раза, в
то время как номинальный объем
ВВП в 2 раза. В результате заметно
увеличится доля фонда заработной платы
в ВВП (с 24,2% в 2007 году до 26,2% в 2011 году),
что свидетельствует о
В целом
в среднесрочный период динамичный
рост заработной платы будет обусловлен
мерами по стимулированию развития различных
секторов экономики, а также сохраняющимися
высокими доходами в экспорто-ориентированных
отраслях экономики, осуществлением мер
по повышению оплаты труда работников
бюджетной сферы. Кроме того, увеличение
заработной платы будет стимулироваться
дефицитом
Размер среднемесячной заработной платы за 2008-2011 годы в номинальном выражении возрастет в 2,26 раза, с 13593 рублей в 2007 году до 30673 рублей в 2011 году, а в реальном выражении, соответственно, в 1,57 раза.
В среднесрочной перспективе прогнозируется сближение опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2007 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,11, то к 2011 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,025.
Увеличению
оплаты труда низкооплачиваемых
категорий работников будет способствовать
намечаемое с 1 января 2009 г. повышение
минимального размера оплаты труда
(МРОТ) до 4330 рублей (Федеральный закон
№91-ФЗ от 24 июня 2008 года). Повышение
минимального размера оплаты труда
позволит в полной мере обеспечить
государственные гарантии в части
размера оплаты труда, упорядочить
ситуацию со стоимостью рабочей силы
на рынке труда, получить дополнительное
поступление подоходного
Расчет величины прожиточного минимума на 2009-2011 годы был произведен с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и на основе прогноза индекса потребительских цен на товары и услуги, формирующих потребительскую корзину.
В прогнозном
периоде ожидается рост величины
прожиточного минимума как в целом
на душу населения, так и по каждой
социально-демографической
В 2011 году величина прожиточного минимума может быть уточнена в связи с актуализацией потребительской корзины на основании статьи 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», согласно которым потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.
Увеличение
величины прожиточного минимума окажет
сдерживающее влияние на сокращение
численности населения с
В 2011 годы продолжится работа по разработке наиболее эффективных методов выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Меры
по повышению уровня жизни, принятые
на федеральном уровне, могут дополняться
в субъектах Российской Федерации,
которые имеют право
Наряду с бюджетными ресурсами будут задействованы и другие источники финансирования оказания помощи нуждающимся категориям населения. С этой целью предусматривается развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организаций для совместной разработки и реализации программ повышения благосостояния малообеспеченных категорий граждан на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.[14]
3.2 Проблема
повышения качества жизни
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является основным объектом исследования.
Актуальная проблема народного
благосостояния – противоречие между
возрастающими потребностями
Разрыв в доходах между богатыми и бедными в России впервые за последние пять лет не увеличился. Как следует из данных Росстата, тенденция дифференциации населения по доходам переломилась за счет снижения заработков высокодоходной группы. Эксперты, впрочем, отмечают, что это явление временное, и ждут в конце года увеличения разницы доходов между двумя этими группами. Потому не нужно расслабляться, а постараться сделать все возможное для повышения уровня жизни населения, особенно людей, находящихся за чертой бедности.
Для улучшения жизни населения требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.
В Программе повышения уровня и качества жизни необходимо предусмотреть решение нескольких ключевых проблем, а именно:
1. Повышение уровня оплаты труда.
2. Необходимо повысить покупательную способность оплаты труда. Для этого необходимо:
а) введение регулирования цен и тарифов на товары и услуги, входящих в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, позволяющее уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения.
б) осуществление обязательной индексации выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника. Индексацию также необходимо проводить при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).
3. Повысить размер социальных трансфертов населению (пенсий, пособий, стипендий) для увеличения доходов.
4. Усовершенствовать методику расчёта прожиточного минимума, в соответствии с реальной экономической ситуацией в стране.
5. Повысить среднюю заработную плату работникам бюджетной сферы до среднеобластного уровня.[15]
Итак, рассмотрев
все вышеуказанные вопросы
На основании
изложенного сделаем ряд
Во-первых, несмотря на то, что
и доходы и расходы населения
с каждым годом растут, разница
между доходами и расходами
снижается. Это далеко не
В-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными и материальными благами.
Информация о работе Исследование системы показателей уровня жизни населения на примере России