Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:25, контрольная работа
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций.
Введение. Понятие налога…………………………………………………...3
История становления системы налогообложения……………………….…3
Экономическая сущность налогов……………………………………….....5
Основные функции налогов………………………………………………..8
Виды налогов………………………………………………………………..14
Налоговая система России…………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...…………25
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает
условия для ускоренного
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или
иных задач налоговой политики государства.
Эта функция имеет три
Стимулирующая подфункция направлена
на поддержку развития тех или
иных экономических процессов. Они
реализуются через систему
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция
предназначена для аккумуляции
средств на восстановление используемых
ресурсов. Эту подфункцию выполняют
отчисления на воспроизводство минерально-
Контрольная функция
Через налоги государство
осуществляет контроль над финансово-хозяйственной
деятельностью организаций и
граждан, а также за источниками
доходов и расходами. Путем денежной
оценки сумм налогов возможно количественное
сопоставление показателей
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
Функции налогов неразрывно
связаны друг с другом. Так, например,
реализация фискальной функции позволяет
удовлетворять общественные (коллективные)
потребности. Посредством регулирующей
и социальной функций создаются
противовесы излишнему
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции
заключается в обеспечении
Выполнение регулирующей
и стимулирующей функций
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Виды налогов
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.
Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.
В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.
Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Каждый из этих видов налогов
имеет свои достоинства и недостатки
с точки зрения как государства,
заинтересованного в получении
налогов и поддержании
Основным преимуществом
прямого налогообложения
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.
Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другие классификации.
Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях.
Налоговая система России.
В настоящее время
Система налогов введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо
адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и
тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего
функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку
применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с
оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении
цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание
стало весьма сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и
предложением, вообще исключают необходимость налога с оборота.
В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост
средств, направляемых на потребление.
Имевшее место серьезное
роста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развернуть и
активизировать
при либерализации цен с их неизбежным высоким первоначальным повышением.
Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при переходе к
рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принималось во
внимание, что свобода предпринимательства, появление частной
собственности, приватизация
государственных и
отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньги
приведут к значительному увеличению недвижимого и иного имущества во
владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи,
обмена, дарения, наследства.
Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая
система России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономического
развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и
порожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью
налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру и
объемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающую
экономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам,
проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму,
изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста цен.
Одновременно налоговая система выступает регулятором личных доходов
граждан.
Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой
опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает
основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет
определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных
недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной
критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.
Законом " Об основах налоговой системы в Российской Федерации "
предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги
подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных
образовании, и местные налоги.4
Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования
бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между
ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а