Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений.
Страхование возникло и развивалось, имея конечным назначением удовлетворение различных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежом и другими непредвиденными событиями.
Экономическая сущность страхования
Страховая услуга как товар
Финансовые основы страховой деятельности
Практическая часть
Список использованной литературы
Развитой страховой рынок
В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда изменяется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм. Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика, ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страховой рынка.
Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг (не только объем, но и структура) и т. п. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.
Страховщику необходимо искать покупателей,
выявлять их нужды проектировать
соответствующие страховые
В связи с этим страховой рынок можно разделить, в зависимости от соотношения спроса и предложения, на два самостоятельных рынка, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом — рынок продавца, существующий в условиях значительного превышения спроса над предложением.
Условия существования рынка:
Основные принципы существования страхового рынка:
Основные функции рынка:
Традиционно рынок страховых услуг классифицируется по двум основным принципам:
Страховой продукт - это результат человеческой деятельности по осуществлению экономической защиты от последствий различных случайных и вероятностных событий (чаще всего неблагоприятных) естественных и общественных явлений.
Страховой продукт конкретизируется в услуге по страховой защите или в «страховой услуге». Однако, продукт, имеющий стоимость, еще не является товаром. Только когда продукт вынесен на рынок и получил определенную потребительскую стоимость, он может считаться товаром. Если страховая услуга продается за деньги - это страховой товар. Страховые услуги полезны - следовательно - позитивны, так как направлены против вреда и ущерба.
Страховая услуга - специфический товар, предлагаемый на страховом рынке. Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия, то есть страхового обеспечения конкретного объекта на случай определенных договором событий. Меновая стоимость - это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем - во взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, то есть размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.
Договор страхования представляет собой прежде всего сделку, заключенную между продавцом страховой услуги (страховщиком) и покупателем, который может быть непосредственным потребителем страховой услуги (в этом случае он является страхователем) или определяющим потребителя страховой услуги (застрахованного).
Страховая сделка отвечает обязательным условиям, предъявляемым ко всем сделкам:
Развитие страхования как
Основные особенности
3. Страховую услугу нельзя производить впрок и хранить:
- страховая услуга в виде
компенсации может
4. Качество страховой
услуги невозможно оценить
5. Страховые услуги не
могут быть сохранены для
6. Исполнение страховой
услуги изменчиво и зависит
от того, кто, где, когда ее
оказывает. Это обусловлено
7. Массовое производство в
Общие принципы организации финансов страховщика. Страховая премия, как источник формирования доходов и покрытия расходов страховщика. Состав и структура доходов страховой компании. Доходы от страховых операций, доходы от нестраховых операций.
Расходы страховой компании:
связанные с осуществлением страховых
операций и расходы, которые не связаны
непосредственно с
Конечный финансовый результат
деятельности страховой компании. Порядок
определения финансового
Объекты налогообложения и налогооблагаемая база в страховании. Налог на доходы, порядок его исчисления. Нормативно-правовая база налогообложения в страховых компаниях.
Необходимость формирования страховых резервов и фондов. Правила формирования страховых технических и математических резервов. Исходная база для формирования страховых технических и математических резервов.
Правовые основы и сущность
инвестиционной деятельности. Порядок
осуществления инвестиционной деятельности
страховыми организациями. Объекты
инвестирования. Сущность понятий «финансовая
устойчивость» «
Вариант 1.
Задача 1: Предприятие застраховало 20 однотипных станков на общую страховую сумму 680 тыс. руб. от поломок. По договору на один страховой случай была установлена безусловная франшиза в размере 5%. В результате взрыва пришли в негодность 5 станка. Рассчитайте размер ущерба и страхового возмещения.
Решение:
S = 680 тыс. руб. S(1) 680:20=34 тыс. руб.
n – 20 станков 34*0,05=1,7
5 % - франшиза 34-1,7=32,3 (без франшизы)
5 – негодные 32,3*5=161,5 (страх. возм.)
P(n) = 34 % 34*5=170 (размер ущерба)
Вывод: Ущерб составляет 170 тыс. руб., а сумма страхового возмещения составит 161,5 тыс. руб.
Задача 2: Оценить дефицитность средств с использованием «коэффициента профессора Коньшина».
Исходные данные:
а) у страховой компании А портфель состоит из 2500 заключенных договоров, а тарифная ставка составляет 0,35 рублей со 100 рублей страховой суммы;
Информация о работе Экономическая сущность страхования. Финансовые основы страховой деятельности