Экономико статистический анализ налоговых поступлений фед бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Файлы: 1 файл

курсовая №2.docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие и сущность федерального бюджета РФ. Структура  бюджета.

   Федеральный бюджет  составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации.  Федеральный бюджет это основной  финансовый план государства,  утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является  основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП,  через него мобилизуются финансовые  ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран  и реализации социальной политики  на всей территории России. Федеральный  бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

-перераспределение национального  дохода и ВВП;

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение  социальной политики;

-контроль над образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.1

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с  оборота и платежей из прибыли.В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 года является первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ. Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

-обеспечение деятельности  Президента Российской Федерации,  Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов;

-функционирование федеральной  судебной системы;

-осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

-национальная оборона  и обеспечение безопасности государства;

-фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

-государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

-государственная поддержка  атомной энергетики;

-ликвидация стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций  федерального масштаба;

-исследование и использование  космического пространства;

-содержание учреждений, находящихся в государственной  собственности;

-формирование федеральной  собственности;

-обслуживание и погашение  госдолга РФ;

-компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета;

-пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

-проведение выборов и  референдумов Российской Федерации;

-обеспечение реализации  решений федеральных органов  власти, приведших к увеличению  расходов или уменьшению доходов  бюджетов других уровней;

-финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

-официальный статистический  учет и др.2

 
     В соответствии со  статьей 49 Бюджетного кодекса  РФ, к налоговым доходам федерального  бюджета относятся: 

- федеральные налоги и сборы.  Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

- таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.3

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

-       доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

-       доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

-       часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,

-       средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

-       доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

-       иные неналоговые доходы.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1)          в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2)          по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3)          в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4)          по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5)          по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. 
      Расходы федерального бюджета. Организация государственных расходов основана на следующих принципах:                  

-расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания  делятся на текущие расходы  и капитальные расходы, а также  средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и  бюджетных ссуд.

-капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая  инновационную и инвестиционную  деятельность, включающая статьи  расходов, предназначенные для инвестиций  в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии  с утвержденной инвестиционной  программой, средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов  на инвестиционные цели юридическим  лицам, расходы на проведение  капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы, связанные с  расширенным воспроизводством, расходы,  при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

-текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая  текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и  отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и  субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные  расходы в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах:

-       ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-       средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

-       трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

-       ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-       ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

-       бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

-       субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

-       инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; капит

-       бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

-       кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

-       кредитов иностранным государствам;

-       средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

      Исключительно из  федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды  расходов:

- обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания Российской Федерации,  Счетной палаты Российской Федерации,  Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

-  функционирование федеральной судебной системы;

-осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными  финансовыми организациями, международного  культурного, научного и информационного  сотрудничества федеральных органов  исполнительной власти, взносы Российской  Федерации в международные организации,  другие расходы в области международного  сотрудничества, определяемые при  утверждении федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год);

-национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

-  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-   государственная поддержка атомной энергетики;  

-  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

Информация о работе Экономико статистический анализ налоговых поступлений фед бюджета РФ